Доработки авиационного оборудования. рекламационная работа иас.
6.1. Доработки
Устранение конструктивно-производственных недостатков, изменение конструкции АТ с целью ее совершенствования осуществляется путем доработок. При этом под изменением конструкции понимается: замена изделий оборудования на их другие типы и модификации; изменение компоновки и комплектации АТ; изменение монтажных схем; изменение основного размера, форм или материалов изделия, а также их крепления.
Доработки выполняются по специальным бюллетеням, выпускаемым заводами-изготовителями. Бюллетени разрабатываются на основании постоянного анализа работы АТ эксплуатационными и ремонтными предприятиями гражданской авиации, которые и представляют свои предложения по изменениям конструкции, направленные на повышение надежности и технико-экономических характеристик АТ. Эти предложения систематизируются в ТКБ ведущей АТБ и в отделе главного технолога ведущего ремонтного предприятия гражданской авиации и направляются заводам-изготовителям.
Порядок выполнения доработок. Доработки выполняются на заводах-изготовителях, ремонтных заводах гражданской авиации или в АТБ эксплуатационных предприятий. В АТБ доработки производятся представителями завода-изготовителя или силами самих предприятий, что оговаривается в бюллетене. Бригады заводов работают с использованием своих инструментов, приспособлений, расходных материалов и необходимых деталей, узлов, агрегатов и т. п. АТБ оказывает им полное содействие, выделяет помещения для работы и хранения технологического имущества, обеспечивает снабжение всеми видами энергии, бытовые условия. За качество и полноту доработок, выполняемых заводской бригадой, ответственность несет завод. Если доработки не выполнены заводом в сроки, установленные бюллетенем, или выполнены с низким качеством, нарушением технологии, то АТБ предъявляет рекламации заводу на эти доработки.
После выполнения доработок их качество и полноту проверяет ОТК АТБ. О выполнении доработок составляется технический акт за подписями ответственных за доработку от промышленности и начальника ОТК АТБ. О выполнении доработок делаются записи в формулярах ВС или в паспортах соответствующих агрегатов за подписями руководителя бригады доработчиков и начальника ОТК АТБ.
При выполнении доработок по бюллетеню силами эксплуатационного предприятия соблюдается следующий порядок: назначается бригада специалистов, имеющих достаточный опыт эксплуатации дорабатываемого изделия; с бригадой проводится изучение бюллетеня с показом соответствующих мест доработки на ВС; составляются или изучаются уже готовые технологические карты на выполнение доработки, определяются участки и методика пооперационного контроля; выполняются показательные доработки на ВС (системе, изделии), при этом уточняются технологические карты; проверяется комплектность изделий, деталей и материалов, подбираются необходимый инструмент и средства контроля; после этого бригада допускается к выполнению работ на всех ВС (системах, изделиях) предприятия.
Контроль за выполнением операций при доработках, выполняемых силами АТБ, осуществляет старший инженер АТБ.
Как правило, число доработок по каждому ВС, особенно нового типа, бывает большим. В ряде случаев определенное число их объединяется в комплекс доработок. За время эксплуатации ВС на нем может быть выполнено несколько комплексов доработок.
6.2. Рекламационная работа ИАС. Продление ресурсов авиационной техники
Рекламационно-претензионная работа направлена на повышение ответственности заводов за качество поставляемой или ремонтируемой ими АТ, своевременное восстановление вышедших из строя изделий за счет заводов, возмещение заводами причиненных авиапредприятиям убытков, связанных с восстановлением АТ, задержками вылетов или прекращением полетов.
Для предъявления претензий поставщикам при выходе из строя АТ ранее истечения гарантийного срока составляют рекламационные акты. Они также составляются на поставленную промышленностью АТ, если эта техника или ее упаковка, консервация, маркировка не соответствуют требованиям стандартов, технических условий и договоров на поставку.
Рекламационные акты составляются для предъявления претензий:
поставщику основного изделия – заводу-изготовителю ВС или авиадвигателя независимо от того, какой установленный агрегат (прибор или система) отказал, если этот агрегат не был заменен на новый в процессе эксплуатации;
заводу-изготовителю агрегата (прибора, системы), если рекламируемый агрегат был установлен на ВС взамен того, который прибыл вместе с ВС с завода;
ремонтному предприятию в случае выхода из строя АТ, не отработавшей гарантийного межремонтного ресурса из-за низкого качества ремонта.
Рекламация не предъявляется, если дефект или отказ АТ вызван нарушением инструкции и правил эксплуатации летным экипажем или техническим составом авиапредприятия. Рекламационная работа проводится инженерным составом АТБ совместно с юрисконсультом авиапредприятия.
Для составления рекламационного акта не позднее 2 суток с момента обнаружения отказа направляется телеграмма-вызов директору завода-изготовителя ВС, а копия – представителю заказчика на этом заводе. При этом завод-изготовитель обязан немедленно приступить к восстановлению отказавшего изделия и восстановить его не позднее 5 суток с момента предъявления рекламации. В отдельных случаях, если отказ изделия не повлек за собой порчи ВС и он может быть введен в строй путем замены отказавшего изделия, начальник АТБ может дать указание о замене изделия и вводе в строй ВС до приезда представителя завода.
Для составления рекламационного акта руководитель предприятия назначает комиссию, в которую включается и представитель завода. Комиссия должна в кратчайший срок выявить причину отказа изделия и составить рекламационный акт, подписанный всеми членами комиссии. К рекламационному акту должны прилагаться расчеты и обоснования материальных претензий с копиями финансовых документов, подтверждающих понесенные убытки.
В случае несогласия представитель завода пишет свое особое мнение, которое прилагается к акту. Тогда предприятие обязано приложить к акту свои замечания к особому мнению представителя завода. Если комиссия не может точно определить причину отказа, то она принимает решение об отправке изделия в ГосНИИГА для дополнительных исследований. Это решение записывается в рекламационный акт.
В случае отказа изделия за пределами гарантийного ресурса (срока) вместо рекламационного акта составляется технический акт по той же форме. Эти акты используются как источник информации в процессе совершенствования авиационной техники заводами-изготовителями.
Учет и порядок продления ресурсов АТ. Учет расхода ресурса АТ производится суммированием фактической наработки ее за время полетов и учитываемой работы на земле.
Аппаратура, агрегаты и механизмы, ресурс которых не определен, эксплуатируются в пределах ресурса того ВС или двигателя, на котором они установлены. Эксплуатационным предприятиям разрешается продлевать межремонтный ресурс и срок службы ВС, двигателя и агрегатов до пределов, установленных специальными приказами. Продление общих технических ресурсов и сроков службы категорически запрещается.
Продление ресурсов ВС и авиадвигателей осуществляется на основании технического акта осмотра ВС, составленного комиссией под председательством начальника (главного инженера) АТБ. О продлении ресурса делается запись в формуляре ВС. Продление межремонтных ресурсов и сроков службы агрегатов и приборов делается без составления акта, оформляется в паспорте данного изделия и заверяется подписью лица, руководившего продлением.