Кафедра технической эксплуатации авиационного оборудования

Курс - 4

Семестр - 8

Экзамен - 8 семестр

Лекции - 70 часов

Практические занятия - 10 часов

Лабораторные занятия - 10 часов

Всего аудиторных часов

по дисциплине - 90 часов

Самостоятельная работа - 20 часов

Всего часов по дисциплине - 110 часов

Составили: заведующий кафедрой ТЭАО к.т.н., доцент Дудников И.Л.,

доцент кафедры ТЭАО, к.т.н., доцент Полуянов М.И.

2 0 1 4

Учебная программа (рабочий вариант) по дисциплине «Системы электроснабжения воздушных судов» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и электросветотехническое оборудование)».

Индекс: ОСВО 1-37 04 02-2013 (утвержден 28 августа 2013 г.).

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры ТЭАО

Протокол от «27» мая 2014 г. № 10

Заведующий кафедрой ТЭАО И.Л.Дудников

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом УО «Минский государственный высший авиационный колледж»

Протокол от «____»___________2014 г. №____

Председатель Л.И.Лазовский

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Системы электроснабжения воздушных судов» относится к группе специальных дисциплин для специальности 1-37 04 02 – «Техническая эксплуатация авиационного оборудования», направления специальности 1-37 04 02-01 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и электросветотехническое оборудование)».

Изучение дисциплины проводится на 4 курсе в 8 семестре.

Цель изучения дисциплины – сформировать у курсантов комплекс знаний о системах электроснабжения воздушных судов.

Задачи изучения дисциплины: в соответствии с Образовательным стандартом выпускники должны:

знать: роль систем электроснабжения в обеспечении безопасности полетов; назначение систем, их состав и технические данные, электрические схемы, принципы работы агрегатов и элементов систем электроснабжения воздушных судов (ВС).

уметь: проверять общую работоспособность элементов систем электроснабжения, производить проверку и регулировку элементов систем электроснабжения ВС; анализировать работу электрических схем, определять и обосновывать неисправности в системах.

быть ознакомлены: с перспективами развития авиационного оборудования; с путями повышения надежности систем электроснабжения.

Изучение дисциплины базируется на знании курсантами следующих дисциплин: «Электротехника и электроника», «Электрические машины», «Надежность и техническая диагностика», «Электрорадиоизмерения». Дисциплина обеспечивает последующее изучение дисциплин «Авиационные электрические системы», «Техническая эксплуатация авиационных электрических систем и приборного оборудования».

Все виды занятий проводятся в специализированных аудиториях, лабораториях и на самолетах. Для изучения используются разрезы, макеты, лабораторные стенды, плакаты, слайды и электрические схемы.

На лекционных занятиях изучаются теоретические вопросы дисциплины, а на практических занятиях – устройство агрегатов и элементов систем и их работа в электрических схемах, размещение на самолетах.

На лабораторных занятиях отрабатываются практические навыки проверки работоспособности и снятия характеристик элементов систем электроснабжения ВС. Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется по индивидуальным заданиям поискового характера с контролем исполнения

Уровень усвоения учебного материала проверяется путем текущего контроля знаний, с помощью программированного контроля, на зачетах и экзамене. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 110 часов в восьмом семестре, из них аудиторных – 90 часов.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем Количество часов
Всего Лекции Лаб. работы Практ. работы Самост. работа
Введение      
Тема 1. Общая характеристика систем электроснабжения воздушных судов      
Тема 2.Электромашинные источники электрической энергии  
Тема 3. Регулирование напряжения и частоты авиационных генераторов
Тема 4.Электромашинные и статические преобразователи электрической энергии  
Тема 5. Химические источники тока  
Тема 6. Электрические сети систем электроснабжения воздушных судов  
Тема 7. Приемники электрической энергии воздушных судов      
Тема 8. Режимы работы систем электроснабжения воздушных судов    
Тема 9.Защиты и автоматическое управление в системах электроснабжения воздушных судов
Тема 10.Контроль и измерения параметров систем электроснабжения воздушных судов    
Тема 11. Надежность систем электроснабжения воздушных судов  
Тема 12. Техническая эксплуатация систем электроснабжения воздушных судов    
Тема 13. Перспективы развития систем электроснабжения воздушных судов      
Итого аудиторных часов по дисциплине
Всего часов по дисциплине 110


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Определение дисциплины и ее место в системе высшего авиационного инженерного образования.

Цель и задачи дисциплины в системе подготовки инженера по специальности 1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования». Краткая история развития систем электроснабжения воздушных судов. Основные виды бортовых систем электроснабжения воздушных судов, условия их работы и возникающие вследствие этого проблемы.

Структура и объем дисциплины.

Всего: 2 часа лекционных занятий

Тема 1. Общая характеристика систем электроснабжения воздушных судов

Цель –сформировать у курсантов научные знания о классификации систем электроснабжения и требованиях, предъявляемые к ним, а также об электроснабжении самолетных потребителей электрической энергии.

Задачи – курсанты должны:

знать – состав и типы систем электроснабжения, а также требования, предъявляемые к надежности электроснабжения;

- основные элементы электрооборудования воздушных судов;

- особенности условий работы электрооборудования воздушных судов.

уметь – формулировать задачи, решаемые системой электроснабжения.

Учебные вопросы

Системы электроснабжения воздушных судов: определение, решаемые задачи, классификация, структуры. Требования, предъявляемые к системам электроснабжения. Надежность и качество питающего напряжения (стабильность напряжения и частоты тока). Оптимизация и стандартизация параметров элементов систем электроснабжения воздушных судов.

Всего: 4 часа лекционных занятий.

Тема 2. Электромашинные источники электрической энергии

Цель – сформировать у курсантов научные знания об основных бортовых источниках электроэнергии.

Задачи – курсанты должны:

знать – особенности конструкций авиационных генераторов и электрические схемы их внутренних соединений;

- способы возбуждения генераторов и их характеристики;

- принципы действия генераторов постоянного и переменного тока;

уметь – анализировать работу генераторов, оценивать влияние отказов на безопасность полетов, выявлять неисправности генераторов.

Учебные вопросы

Генераторы постоянного тока: определение, особенности конструкции авиационных генераторов, способы возбуждения. Преобразование энергии в генераторе. Реакция якоря и способы ее компенсации. Коммутация и ее особенности в авиационных генераторах, способы улучшения. Бесконтактные авиационные генераторы постоянного тока. Характеристики авиационных генераторов постоянного тока.

Генераторы переменного тока: принцип работы, особенности цепи возбуждения, конструкция статора и ротора, электрическая схема и характеристики. Типы авиационных генераторов и их назначение. Параллельная работа генераторов.

Всего:4 часа лекционных занятий.

Практическое занятие № 1.

Изучение особенностей конструкций авиационных генераторов.

Всего: 2 часа.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение электрических схем генераторов.

Всего: 2 часа.

Тема 3. Регулирование напряжения и частоты авиационных генераторов

Цель - сформировать у курсантов научные знания о принципах регулирования напряжения авиационных генераторов, принципах регулирования частоты тока генераторов переменного тока, приводах и автоматических регуляторах напряжения и частоты тока, статических и динамических характеристиках процессов регулирования .

Задачи – курсанты должны:

знать –классификацию и конструкции приводов постоянной частоты вращения синхронных генераторов;

- структуры и принципы действия автоматических регуляторов напряжения и частоты тока.

уметь–проводить анализ статических и динамических характеристик процессов регулирования напряжения и частоты, анализировать режимы работы регуляторов и выявлять их возможные неисправности.

Учебные вопросы

Регуляторы напряжения авиационных генераторов: требования к точности поддержания напряжения, принципы построения системы регулирования напряжения. Измерительные устройства регуляторов и способы их включения. Угольные регуляторы напряжения. Регуляторы напряжения на магнитных усилителях. Транзисторные и тиристорные регуляторы напряжения.

Привод авиационных генераторов: назначение, классификация, особенности конструкции. Привод постоянной частоты вращения как объект регулирования частоты. Анализ статики и динамики процессов регулирования частоты вращения ротора генератора. Грубый и точный каналы регулирования частоты вращения. Требования к точности стабилизации частоты.

Регулирование частоты тока синхронного генератора: требования, характеристики и уравнения приводов генераторов. Регуляторы угловой скорости и частоты тока. Передаточные функции и структурные схемы системы регулирования частоты тока синхронных генераторов.

Включение генераторов на параллельную работу. Параллельная работа генераторов постоянного тока. Методы регулирования распределения нагрузок между генераторами. Влияние неидентичности параметров каналов генерирования электроэнергии постоянного тока на распределение нагрузки.

Параллельная работа генераторов переменного тока. Датчики активного тока и схемы их соединений. Датчики реактивного тока и схемы их соединений. Методы распределения нагрузок при параллельной работе синхронных генераторов.

Всего: 8 часов лекционных занятий.

Практическое занятие № 2.

Анализ структурной схемы системы регулирования частоты вращения синхронного генератора.

Всего: 2 часа.

Лабораторная работа №1.

Исследование угольного регулятора напряжения РН – 180М.

Всего: 2 часа.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение конструкции и принципа действия привода синхронного генератора.

Всего:2 часа.

Тема 4. Электромашинные и статические преобразователи электрической энергии

Цель - сформировать у курсантов научные знания о регуляторах частоты и напряжения электромашинных и статических преобразователях.

Задачи – курсанты должны:

знать –электрические схемы регулирования частоты тока и напряжения электромашинных и статических преобразователей, необходимость применения преобразователей в бортовом оборудовании.

уметь-объяснять работу регуляторов частоты тока и напряжения электромашинных и статических преобразователей по электрическим схемам.

Учебные вопросы.

Электромашинные преобразователи: определение, принципы работы, конструктивное исполнение, электрическая схема включения. Регулирование частоты тока. Система стабилизации частоты преобразователя. Регулирование напряжения электромашинных преобразователей. Системы стабилизации напряжения преобразователей. Характеристики измерительных устройств и магнитных усилителей регуляторов напряжения.

Авиационные преобразователи ПО – 750А, ПТ -125Ц и другие.

Статические преобразователи переменного тока в постоянный. Работа выпрямителей под нагрузкой. Способы стабилизации напряжения выпрямителей. Статические преобразователи постоянного тока в переменный. Функциональные схемы преобразования переменного тока в постоянный и постоянного в переменный и их элементы. Электрические схемы преобразователей.

Всего: 10 часов лекционных занятий.

Лабораторная работа № 2.

Исследования выпрямительного устройства ВУ-6.

Всего: 2 часа.

Лабораторная работа № 3.

Исследование статического преобразователя ПТ – 125А.

Всего: 2 часа.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение электрической схемы статического преобразователя рода тока.

Изучение работы систем стабилизации частоты и напряжения по электрическим схемам.

Всего:2 часа.

Тема 5.Химические источники тока

Цель - сформировать у курсантов научные знания о химических источниках электрической энергии.

Задачи – курсанты должны:

знать–физико-химические процессы преобразования энергии;

- устройство и принципы работы аккумуляторных батарей, используемых на воздушных судах.

уметь–пользоваться приборами для определения состояния аккумуляторных батарей, анализировать их отказы.

Учебные вопросы

Химические источники тока: гальванические элементы, топливные элементы, аккумуляторные батареи, их использование в авиационной и космической технике. Авиационные свинцовые аккумуляторные батареи. Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторные батареи. Серебряно-цинковые аккумуляторные батареи. Режимы работы бортовых аккумуляторных батарей при параллельной работе с генераторами и выпрямительными устройствами.

Электрические характеристики аккумуляторных батарей: ЭДС, внутреннее сопротивление, напряжение, емкость. Сравнительный анализ кислотных и щелочных аккумуляторных батарей. Неисправности аккумуляторов. Система переключения аккумуляторов и ее назначение. Эксплуатационные параметры аккумуляторов: фактическая емкость, степень заряженности и методы ее определения. Эксплуатация авиационных аккумуляторных батарей.

Всего: 4часа лекционных занятий.

Лабораторная работа № 4.

Проверка эксплуатационных характеристик аккумуляторных батарей.

Всего: 2часа.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение устройства и состава аккумуляторных батарей.

Всего: 2 часа.

Тема 6. Электрические сети систем электроснабжения воздушных судов

Цель - сформировать у курсантов научные знания о системах распределения электроэнергии на воздушных судах.

Задачи – курсанты должны:

знать –состав и классификацию сетей, требования, предъявляемые к электросетям, элементы электрических сетей, их устройство и защиту.

уметь –объяснять работу агрегатов и систем, эксплуатировать элементы бортовой сети.

Учебные вопросы

Общие сведения о питающих и распределительных сетях. Состав и классификация сетей. Требования, предъявляемые к электрическим сетям. Элементы электрических сетей. Конструкции авиационных электрических проводов, нагрев и потеря напряжения в проводах, критерии выбора сечений проводов.

Распределительные устройства электрических сетей. Аппараты распределительных устройств, монтажные и установочные изделия. Коммутационные аппараты ручного и дистанционного управления. Защитные устройства.

Конфигурации электрических сетей, расчеты разомкнутых, замкнутых магистральных и замкнутых радиальных сетей. Методика проектирования и схемы электрических сетей.

Электрические сети напряжениями 200/115 В, 36 В переменного и 27 В постоянного токов. Критерии оптимизации электрических сетей систем электроснабжения воздушных судов. Общие сведения о металлизации. Статические разрядники.

Всего: 8 часов лекционных занятий.

Практическое занятие №3.

Изучение электрической сети постоянного и переменного тока самолета Ил – 76.

Всего: 2 часа.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение элементов и работы самолетной распределительной сети по электрическим схемам.

Всего: 2 часа.

Тема 7. Приемники электрической энергии воздушных судов

Цель – сформировать у курсантов знания об авиационных приемниках электрической энергии и их требованиях к системам электроснабжения воздушных судов.

Задачи – курсанты должны:

знать – виды и группы электроприемников по функциональному назначению;

- требования различных электроприемников к качеству энергии;

- режимы работы и характеристики групп электроприемников;

уметь – определять режимы работы и параметры нагрузки электроприемников различных групп.

Учебные вопросы.

Виды приемников электрической энергии, группы электроприемников по функциональному назначению. Требования различных групп приемников к качеству электрической энергии. Влияние отклонений напряжения и частоты, несимметрии и несинусоидальности переменного напряжения и неполнофазных режимов на работу приемников электрической энергии. Режимы работы электроприемников и их характеристики. Графики нагрузок систем электроснабжения воздушных судов при взлете, полете и посадке самолетов. Соотношения между установленными мощностями генераторов и приемников электроэнергии.

Всего: 2 часа лекционных занятий.

Тема 8. Режимы работы систем электроснабжения воздушных судов

Цель - сформировать у курсантов научные знания об аварийных и ненормальных режимах в системах электроснабжения.

Задачи – курсанты должны:

знать – характерные особенности режимов короткого замыкания, понижения и повышения напряжения, неполнофазных режимов в системах электроснабжения постоянного и переменного токов;

уметь –оценивать влияние аварийных и ненормальных режимов в системах электроснабжения на безопасность полетов воздушных судов, производить расчеты токов коротких замыканий в электрических сетях систем электроснабжения.

Учебные вопросы

Общие сведения о рабочих и номинальных режимах, аварийных и ненормальных режимах в системах электроснабжения и причинах их возникновения Короткие замыкания в системах электроснабжения постоянного и переменного токов, расчет токов коротких замыканий в электрических сетях. Повышение и понижение напряжения в системах электроснабжения постоянного тока. Повышение и понижение напряжения и частоты в системах электроснабжения переменного тока.

Всего: 4 часа лекционных занятий.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение способов выявления мест повреждения в авиационных электрических сетях.

Всего: 2 часа.

Тема 9. Защиты и автоматическое управление в системах электроснабжения воздушных судов

Цель - сформировать у курсантов научные знания о защитах и автоматизации управления в системах электроснабжения.

Задачи – курсанты должны:

знать –средства защиты и автоматического управления систем электроснабжения воздушных судов.

- функции, выполняемые защитными устройствами и средствами автоматического управления в рабочих, аварийных и ненормальных режимах;

- принципы работы защитных и автоматических управляющих устройств;

уметь– определить работоспособность средств защиты и автоматического управления.

Учебные вопросы

Назначение и основные требования, предъявляемые к устройствам защиты систем электроснабжения воздушных судов. Защиты генераторов постоянного тока. Защиты генераторов переменного тока.

Защиты системы электроснабжения от повышения и понижения напряжения. Автоматы защиты от перенапряжений. Использование интегральных элементов для реализации схем защиты. Защиты от понижения и повышения частоты тока.

Защиты генераторов и их фидеров от коротких замыканий. Защиты от обрыва фаз и несимметрии фазных напряжений. Защиты от небаланса полного тока. систем электроснабжения. Защитная аппаратура: ДМР, БЗУ, БТТ, БОГ, АПШ, КОЧ, АПП.

Управление системами электроснабжения постоянного тока. Назначение и функции, выполняемые дифференциально-минимальными реле. Схема и работа дифференциально-минимального реле.

Управление системами электроснабжения переменного тока при автономной работе генераторов. Элементы электрической блокировки при включении аэродромных источников к бортовой сети. Функции, выполняемые элементами электрической схемы блока защиты и управления при автономной работе синхронного генератора. Управление системами электроснабжения переменного тока постоянной частоты при параллельной работе генераторов.

Всего: 10 часов лекционных занятий.

Практическое занятие № 4.

Изучение работы блоков защиты и управления по электрическим схемам.

Всего: 2 часа

Лабораторная работа №5.

Проверка функционирования элементов защиты систем электроснабжения.

Всего: 2 часа.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение конструкций авиационных аппаратов защиты и коммутации.

Всего: 2 часа.

Тема 10. Контроль и измерения в системах электроснабжения воздушных судов

Цель – сформировать у курсантов знания о методах и средствах контроля и измерения параметров систем электроснабжения и их элементов.

Задачи – курсанты должны:

знать – схемы, структуру и принципы действия устройств встроенного контроля, приборов для измерения параметров электроэнергии, элементов сигнализации ненормальных и аварийных режимов;

уметь – анализировать и оценивать состояние системы электроснабжения воздушного судна по показаниям контрольно-измерительных устройств и приборов.

Учебные вопросы.

Устройство, принципы действия, способы включения и характеристики электроизмерительных приборов, места их установки в системе электроснабжения воздушного судна. Способы проверки работоспособности самих приборов и состояния системы электроснабжения по их показаниям. Световые и звуковые сигнализаторы в системах электроснабжения воздушных судов.

Системы электроснабжения как объекты контроля. Методы контроля элементов системы электроснабжения и оценка ее состояния. Устройства встроенного контроля и диагностики систем электроснабжения. Бортовые и наземные средства контроля.

Всего: 4 часа лекционных занятий.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение конструкций свето- и звукосигнальных устройств.

Всего: 2 часа.

Тема 11. Надежность систем электроснабжения воздушных судов

Цель - сформировать у курсантов научные знания о надежности систем электроснабжения.

Задачи – курсанты должны:

знать –основные понятия и методы расчета надежности систем электроснабжения;

влияние надежности системы электроснабжения на безопасность полетов;

уметь –оценить влияние отказов в системах электроснабжения на безопасность полетов воздушных судов.

Учебные вопросы

Надежность систем электроснабжения: основные понятия, расчет показателей функциональной эффективности, методы расчета надежности систем электроснабжения. Влияние надежности системы электроснабжения на безопасность полетов.

Организационные и технические средства повышения надежности систем электроснабжения воздушных судов: автоматический ввод резервного питания, вспомогательная силовая установка, кольцевые соединения и параллельные линии в питающих сетях, повышение уровня технической эксплуатации систем электроснабжения.

Всего: 4 часа лекционных занятий.

Практическое занятие №5.

Расчет показателей надежности блока регулирования напряжения БРН -208М7Б.

Всего: 2 часа.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Поиск по литературным источникам показателей надежности электрических и электронных компонентов авиационной техники.

Всего: 2 часа.

Тема 12.Техническая эксплуатация систем электроснабжения воздушных судов

Цель – сформировать у курсантов знания об основных организационно-технических мероприятиях по технической эксплуатации элементов и системы электроснабжения воздушных судов.

Задачи – курсанты должны:

знать – организацию и технические мероприятия и приемы эксплуатации систем электроснабжения воздушных судов, основные правила охраны труда, электробезопасности при выполнении работ по технической эксплуатации воздушных судов;

уметь – правильно организовать и технически грамотно выполнить мероприятия по технической эксплуатации элементов и всей системы электроснабжения воздушного судна.

Учебные вопросы.

Организация технической эксплуатации систем электроснабжения воздушных судов. Технические мероприятия по эксплуатации авиационных генераторов, электрических сетей и распределительных устройств, аппаратов защиты и управления и других элементов систем электроснабжения воздушных судов. Бортовые, переносные и лабораторные средства технической эксплуатации элементов и системы электроснабжения.

Основные правила охраны труда и техники безопасности, электробезопасность при эксплуатации систем электроснабжения воздушных судов.

Всего: 4 часа лекционных занятий.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Изучение приемов технического обслуживания электротехнического оборудования.

Всего: 2 часа.

Тема 13. Перспективы развития систем электроснабжения воздушных судов

Цель – сформировать у курсантов знания перспектив развития авиационных бортовых систем электроснабжения.

Задачи – курсанты должны:

знать – основные проблемы систем электроснабжения воздушных судов по мере развития авиационной техники и на современном этапе;

- перспективные направления совершенствования авиационного электрооборудования и развития систем электроснабжения;

уметь – самостоятельно работать с научно-технической литературой и постоянно совершенствовать свои знания в избранной специальности.

Учебные вопросы.

Основные проблемы систем электроснабжения воздушных судов на современном этапе развития авиационной техники и на ранних этапах. Основные направления их решения: бесконтактные аппараты, бесщеточные машины, повышение номинального напряжения, микропроцессорные средства управления, тестирования и диагностики, устройства встроенного контроля и др. Источники информации по новым разработкам в области развития систем электроснабжения воздушных судов.

Всего: 2 часа лекционных занятий.

III. Учебно-методическая карта дисциплины

Наши рекомендации

Номер раздела, темы, занятия   Название раздела, темы, учебные занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) Литература Формы контроля знаний
лекции практические занятия лабораторные занятия управляемая (контролируемая) самостоятельная работа курсанта
Введение            
1.1 Определение дисциплины и ее место в системе высшего авиационного инженерного образования. Цель и задачи дисциплины в системе подготовки инженера по специальности 1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования». Краткая история развития систем электроснабжения воздушных судов. Основные виды бортовых систем электроснабжения воздушных судов, условия их работы и возникающие вследствие этого проблемы. Структура и объем дисциплины.       Плакаты, схемы (1…5) Текущий опрос
Тема 1. Общая характеристика систем электроснабжения воздушных судов            
2.1 Системы электроснабжения воздушных судов: определение, решаемые задачи, классификация, структуры. Требования, предъявляемые к системам электроснабжения.       Плакаты, схемы (1…5) Текущий опрос
2.2 Надежность и качество питающего напряжения (стабильность напряжения и частоты тока). Оптимизация и стандартизация параметров элементов систем электроснабжения воздушных судов.       Плакаты, схемы (1…5) Текущий опрос
Тема 2. Электромашинные источники электрической энергии        
3.1 Генераторы постоянного тока: определение, особенности конструкции авиационных генераторов, способы возбуждения. Преобразование энергии в генераторе. Реакция якоря и способы ее компенсации. Коммутация и ее особенности в авиационных генераторах, способы улучшения. Бесконтактные авиационные генераторы постоянного тока. Характеристики авиационных генераторов постоянного тока.       Плакаты, схемы, разрезы генераторов (1…5) Текущий опрос
3.2 Генераторы переменного тока: принцип работы, особенности цепи возбуждения, конструкция статора и ротора, электрическая схема и характеристики. Типы авиационных генераторов и их назначение. Параллельная работа генераторов.     Плакаты, схемы, разрезы генераторов (1…5) Текущий опрос
3.3 Изучение особенностей конструкций авиационных генераторов       Натурные образцы   Защита отчета
Тема 3. Регулирование напряжения и частоты авиационных генераторов      
4.1 Регуляторы напряжения авиационных генераторов: требования к точности поддержания напряжения, принципы построения системы регулирования напряжения. Измерительные устройства регуляторов и способы их включения. Угольные регуляторы напряжения. Регуляторы напряжения на магнитных усилителях. Транзисторные и тиристорные регуляторы напряжения.       Плакаты, схемы, натурные образцы (1…5) Текущий опрос
4.2 Привод авиационных генераторов: назначение, классификация, особенности конструкции. Привод постоянной частоты вращения как объект регулирования частоты. Анализ статики и динамики процессов регулирования частоты вращения ротора генератора. Грубый и точный каналы регулирования частоты вращения. Требования к точности стабилизации частоты.       Плакаты, схемы (1…5) Текущий опрос
4.3 Регулирование частоты тока синхронного генератора: требования, характеристики и уравнения приводов генераторов. Регуляторы угловой скорости и частоты тока. Передаточные функции и структурные схемы системы регулирования частоты тока синхронных генераторов.       Плакаты, схемы (1…5) Текущий опрос
4.4 Включение генераторов на параллельную работу. Параллельная работа генераторов постоянного тока. Методы регулирования распределения нагрузок между генераторами. Влияние неидентичности параметров каналов генерирования электроэнергии постоянного тока на распределение нагрузки. Параллельная работа генераторов переменного тока. Датчики активного тока и схемы их соединений. Датчики реактивного тока и схемы их соединений. Методы распределения нагрузок при параллельной работе синхронных генераторов.     Плакаты, схемы, натурные образцы (1…5) Текущий опрос
4.5 Анализ структурной схемы системы регулирования частоты вращения синхронного генератора.       Плакаты, схемы (1…5) Защита отчета
4.6 Исследование угольного регулятора напряжения РН – 180М.       Лабораторный стенд и практикум   Защита отчета
Тема 4. Электромашинные и статические преобразователи электрической энергии        
5.1 Электромашинные преобразователи: определение, принципы работы, конструктивное исполнение, электрическая схема включения.       Плакаты, схемы, натурные образцы (1…5) Текущий опрос
5.2 Регулирование частоты тока. Система стабилизации частоты преобразователя. Регулирование напряжения электромашинных преобразователей. Системы стабилизации напряжения преобразователей. Характеристики измерительных устройств и магнитных усилителей регуляторов напряжения.       Плакаты, схемы (1…5) Текущий опрос
5.3 Авиационные преобразователи ПО – 750А, ПТ -125Ц и другие.       Плакаты, схемы, натурные образцы (1…5) Текущий опрос
5.4 Статические преобразователи переменного тока в постоянный. Работа выпрямителей под нагрузкой. Способы стабилизации напряжения выпрямителей.       Плакаты, схемы (1…5)  
5.5 Статические преобразователи постоянного тока в переменный. Функциональные схемы преобразования переменного тока в постоянный и постоянного в переменный и их элементы. Электрические схемы преобразователей.     Плакаты, схемы, натурные образцы (1…5) Текущий опрос
5.6 Исследования выпрямительного устройства ВУ-6.       Лабораторный стенд и практикум   Защита отчета