Обеспечение качества закупок

Непрерывность производственного процесса и его стабиль­ность обеспечиваются приобретением, доставкой и использова­нием материальных ресурсов, необходимых основному и вспо­могательному производству и отвечающих по количеству и ка­честву установленным требованиям, что гарантирует выполне­ние условий контрактов на поставку готовой продукции

Для выполнения требований стандартов ИСО 9000 необходимо кар­динальное изменение методов работы отдела снабжения и обеспечение тесной координации между поставщиком и потребителем. Реализовать это удается, если решить следую­щие задачи:

· создать нормативную и информационную базу обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами требуемого качества,

· разработать планы и программы обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами требуемого качества,

· организовать работу с поставщиком, включая оценку, вы­бор и допуск поставщиков, контроль и приемку продукции у поставщика, оперативное регулирование поставок,

· установит формы и методы входного контроля качества продукции поставщиков,

· заключить контракты с поставщиками и провести анализ выполнения условий контракта,

· организовать учет, анализ и оценивание сроков и качества поставок,

· организовать хранение материальных ресурсов и подгото­вить их к производственному использованию,

· организовать предъявление и удовлетворение претензий и исков к поставщикам, нарушающим договорные условия,

· снизить затраты на материально-техническое обеспечение производства.

Чтобы удостовериться в способности поставщика (субпод­рядчика) выполнять условия поставки, в системе качества долж­ны быть разработаны процедуры организации работы, опреде­ляющие: что надо делать, как надо делать, кто будет делать.

Новыми являются работы, связанные с оценкой поставщиков с соответствии с рекомендациями ИСО 9004. Под оценкой поставщиков понимается совокупность методов и приемов, используемых в процессе подготовки решения о за­ключении и выполнении договора поставки материальных ре­сурсов. Предприятие оценивает способность поставщика отве­чать его требованиям.

Оценка и выбор поставщика может проводиться в следующем поряд­ке:

· разработка и направление поставщику специальной анкеты, включающей вопросы, отве­ты на которые дают возможность оценить его организационную способность отвечать требованиям стандартов ИСО и на осно­ве этого вынести суждение о целесообразности заключения кон­тракта

· обработка анкетных данных,

· анализ результатов анкетирования и принятие одного из следующих трех решений: заключить договор о поставке про­дукции, отказаться от договора, направить к поставщику спе­циалистов предприятия для проведения обследования.

Следует отметить, что оценка поставщика предприятием яв­ляется достаточно трудоемкой и дорогостоящей работой. По­этому предприятию в ряде случаев достаточно осуществить вы­бор из числа тех поставщиков, система качества которых сер­тифицирована на соответствие требованиям ИСО 9001. Однако любая оценка потенциального поставщика, выпол­ненная до заключения контракта, при всей ее значимости, носит ограниченный характер, поскольку лишь фиксирует сложивше­еся у поставщика положение дел. Поэтому предварительная оценка поставщика должна дополняться его оценкой после за­ключения контракта.

Современные подходы обеспечения качества, используемые в концепции TQM, непременным условием успеха предприятия выдвигают требования вовлекать выбранного поставщика в со­вместную работу над качеством конечной продукции. Су­ществуют самые разнообразные формы взаимодействия пред­приятия и поставщика при решении общей задачи по обеспе­чению качества конечной продукции: это и приобретение ак­ций поставщика, и предоставление ему льготных кредитов, и приглашение его представителей на предприятие, и проведение совместных конференций, и оказание поставщику технической помощи и др. Очевидно, что все эти формы должны быть опре­делены и одобрены руководством предприятия.

Наши рекомендации