Работа с освещением в фотостудии.

Правильно выстроенное освещение в фотостудии практически на сто процентов определяет качество получаемых снимков. Поэтому любой уважающий себя фотограф независимо от опыта должен быть знаком с основными схемами освещения в студии.

Опытные специалисты считают, что говорить о «правильных» схемах в светоустановке не корректно. Каждая фотосъёмка требует своих уникальных решений. А качество таких решений достигается только с приходом опыта. Опыт обретается только с участием в различных экспериментах. Каждый раз нужно стремиться уйти от шаблонов, не бояться делать ошибки, сочетая различные световые источники разной мощности и их разные комбинации. Предлагаем вашему вниманию стандартную схему освещения в фотостудии.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

Теперь рассмотрим основные разновидности света в фотостудии.

Основной источник освещения при студийной фотосъёмке – рисующий свет. Как правило, он в полтора раза сильнее остальных компонентов световой схемы. Он подчёркивает детали и формы на изображении. В зависимости от целей, которые ставит перед собой фотограф, он может быть как мягким, так и жёстким. Как правило, источник света располагается спереди и сбоку от модели в полутора-двух метрах от неё.

Рисующий источник создаёт чёткие тени, которые надо смягчать. Для этого используют заполняющий свет. Изображение при этом получается менее контрастным, что повышает его качество. С этой целью используется софт-бокс или светоотражающая панель (лайт-диск, лайт-панель). В данной световой схеме источник заполняющего света располагается позади фотоаппарата, в зависимости от композиции, левее или правее от него.

В фотокомпозиции глубина и объём фона обеспечивается фоновым светом. Как правило, он достигается при помощи источников жёсткого освещения. Они могут освещать фон как равномерно, так и формировать на нём световые пятна различной формы. С этой целью используются различные светоформирующие насадки (шторки, цветные фильтры, тубусы и т.д.)

Для освещения боковых частей композиции используется моделирующий свет. Он отделяет неосвещённую часть модели от фона композиции. В данном случае используется пассивное световое оборудование (рассеиватели, отражающие экраны) или слабые по мощности источники (подсветки). Источники моделирующего света устанавливают напротив источников рисующего света.

Контровый свет при студийной фотосъёмке помогает сделать световой акцент на объекте, отделить фигуру от фона. Используется как для создания светового ореола вокруг модели, так и с целью подчеркнуть одежду, причёску или силуэт модели. Источник контрового света располагают позади модели недалеко от неё.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

Жёсткое освещение в фотостудии предполагает появление глубоких чётких теней, делает изображение ярким и контрастным.

Рассеянное (мягкое) студийное освещение предполагает отсутствие резких теней, равномерно распределённых по поверхности. Это позволяет использовать светотональное и светотеневое световое решение.

Светотеневое освещение обеспечивается, как правило, разными моделями рефлекторов, тубусов, портретных тарелок. Этот вариант освещения предоставляет возможность придавать объектам в фотостудии чётко выраженные фактуру и объём. Но применять подобное освещение при фотографировании женских портретов проблематично. Традиционно не приветствуется наличие жёстких теней на женском лице. Положение модели, расстановка света должны быть продуманы самым тщательным образом.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru Светотонального эффекта позволяют достичь источники рассеянного света – фотозонты, софтбоксы и т.п.

Освещение в студии осуществляется различной осветительной техникой. Источники в студии подразделяются на импульсные и постоянного света. Импульсные включают в себя фотовспышки, состоящие из двух ламп. Первая лампа производит собственно световой импульс, а вторая – «пилотный» свет, при помощи которого фотограф устанавливает тени и управляет ими. Источником постоянного света служат довольно мощные лампы. Они выделяют большое количество тепла и быстро нагревают воздух в помещении. Такие лампы помогают точно определить направление света и появление теней на определённых участках композиции.

В студийной фотосъёмке также применяется пассивное световое оборудование. К нему относят отражатели, представляющие собой ткань, натянутую на каркас прямоугольной или круглой формы. Свет они не излучают, а только отражают его от источников. К пассивному световому оборудованию относят специальные светоформирующие насадки. Они изменяют характер светового потока. Эти насадки подсоединяют непосредственно на источник света.

Описанные нами источники света применяются как при художественной фотосъёмке, так и при фотографировании на документы.

Освещение в студии не может быть эффективным без синхронизации фотокамеры с импульсной вспышкой. Это значит, что затвор фотоаппарата должен срабатывать одновременно с фотовспышкой. Синхронизацию обеспечивают посредством синхрокабеля, радиоканала илиИК-датчика.

Освещение в фотостудии должно иметь грамотно построенную экспозицию. Этого можно достичь при помощи следующих приборов и методов.

Флэш-метр. Вычисляет соотношение силы заполняющей и ведущей вспышки, которое показывает соотношение создаваемых ими освещённостей.

Оценка гистограммы яркости. Показывает график распределения полутонов на фотографии. По горизонтальной оси показывается яркость, а по вертикальной – количество точек с заданными значениями яркости. Изучение этой гистограммы позволяет определить передержку или, наоборот, недодержку снимка. Метод помогает определить варианты оптимизации изображения.

Устранение переэкспонированных областей. Современные цифровые технологии, применённые в фототехнике, поддерживают данную функцию, что позволяет выявить пересвеченные области на снимке. Когда возникают подобные явления, обычно уменьшают мощность какого-либо осветителя или прикрывают диафрагму.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

Экспонометр. Определяет свойства выдержки и диафрагмы при использовании источников импульсного света. Ныне утратил актуальность в связи с появлением цифровых фотоаппаратов.

Оптимальное расположение источников света может быть получено посредством опыта и только опыта. Конечно, допущенные ошибки при невозможности переснять кадры, можно исправить при помощи графических редакторов. Но в длительном редактировании, подчас заметно искажающем снимок, может и не быть необходимости, если уделять должное внимание освещению в студии.

Схемы освещения в фотостудии. Введение

Существует множество схем освещения, некоторые из которых рассмотрим позже, но все они являются одним из вариантов схемы на рисунке.

Рисующий свет – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Все остальные источники по отношению к нему второстепенные и служат для подчеркивания отдельных деталей и высветления теней.
Заполняющий свет – источник, свет от которого идет от места где установлена камера. Служит для высветления теней от источника Рисующего света. Возможен вариант, когда Рисующий и Заполняющий источники совмещены, тогда получается бестеневой рисунок.
Фоновый – служит для освещения фона. Поскольку часто источник света невозможно поместить за объектом, то он сдвигается вбок, либо ставятся два источника по бокам.
Контровый – служит для освещения объекта съемки сзади.
Моделирующий – служит для выделения светом боковых поверхностей объекта съемки.
Все вместе эти источники света применяются достаточно редко. Для большинства видов съемки достаточно трех (рисующий, заполняющий и фоновый) или двух (рисующий и фоновый). Всегда следует иметь ввиду, что ряд источников освещения может быть заменен обычными отражателями. Например, источник заполняющего света может быть заменен белым отражателем, стоящим рядом с объектом съемки. Также следует понимать, что светотеневой рисунок это просто соотношение яркостей участков и если мы хотим, чтобы что-то выглядело более светлым, то можно не освещать дополнительно эти места, а затенять остальную часть объекта, применяя например черный отражатель.
Для того, чтобы свето-теневые переходы были более резкими или более мягкими, применяются различные насадки на источники света. Существует общее правило – чем больше поверхность излучения, тем мягче тени. Для получения мягких теней используются софт-боксы различной величины и рассеиватели, а для получения резких теней, например сотовые насадки. Самые мягкие тени получаются при освещении светом из большого окна в пасмурную погоду. Вообще, если Вы не привязаны к времени съемки и не нуждаетесь в жестком свето-теневом рисунке, то большинство сюжетов может быть снято с использованием света из окна и нескольких отражателей.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

Студийный свет

В фотостудии мы имеем возможность создавать необходимый характер освещения с помощью источников света, светоформирующих насадок и отражателей (рефлекторов).

Существует два типа осветительных приборов — импульсные и постоянные

Источники постоянного света –это мощные галогеновые лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие безумное количество тепла.

Поэтому в основном его используют в фото- и видео-съемках. У постоянного света есть два серьёзных недостатка — он потребляет очень много электроэнергии и при этом выделяет огромное количество тепла. То есть человек, которого вы снимаете, может в прямом смысле перегреться. Но, например, в предметной съёмке очень часто используется именно постоянный свет.
Практически во всех фотостудиях стоит импульсный свет. Поэтому, если вы хотите снимать в студии, прежде всего вы должны научиться работать именно с импульсным светом.

Импульсные источники света (студийные вспышки) состоят из двух ламп, непосредственно лампы вспышки и обычной лампы «пилотного» света (далее «пилот») не большой мощности (порядка 300W). Для чего же нужен «пилот»? Что бы вы смогли примерно увидеть, как свет “ложится” на модель. С помощью лампы “пилотного” света намного проще и удобнее выставлять освещение в студии.

Используется только в фотографии. Эти приборы выдают короткий, но очень мощный импульс света во время срабатывания затвора камеры. Для связи между осветительным прибором и фотоаппаратом используется синхронизатор, работу с которым мы рассмотрим ниже.

Импульсные источники можно разделить по исполнению на 2 типа: моноблоки и генераторы.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

В моноблоке элементы управления, лампа-вспышка и пилот выполнены в одном корпусе, который устанавливается на штатив и включается в розетку.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

В генераторе элементы управления несколькими источниками размещены в одном корпусе, а сами лампы на штативах подключаются к этому корпусу специальными проводами. Одно из удобств генераторов это возможность быстро управлять мощностью сразу нескольких источников. Приборы генераторного исполнения обычно более высокого класса и имеют лучшие характеристики (мощность, длительность импульса, скорость перезаряда), чем моноблоки. Соответственно они значительно дороже моноблоков.
Органы управления (основные: мощность импульса, мощность пилота) могут отличаться в зависимости от фирмы производителя студийного оборудования и модели прибора. Шкала мощности также может быть дискретной и выражаться либо в кратных значениях или процентах от максимальной мощности, либо указана в диафрагменных числах (ступенях).

Мощность импульсных студийных источников света указывают в Джоулях (Дж.) Например 150Дж, 300Дж, 500Дж, 750Дж, 1000Дж, 3000Дж.

Производители (Бренды) профессионального студийного фото оборудования: Hensel, Bowens, Broncolor, Profoto, Rekam, Prograph, Visatec, Multiblitz, Elinchrom, Марко, Марко-ПРО, Prolinka, GuangBao, Falcon, RayLab.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

Синхронизация импульса

Синхронизация нужна для одновременного срабатывания осветительного прибора и затвора камеры. В каждом приборе установлено устройство, запускающее вспышку в момент обнаружения импульса. Таким образом, камеру достаточно синхронизировать с одним прибором.

Разумеется, синхронизация происходит в одно мгновение.
Минимальная выдержка, доступная при синхронизации, зависит от возможностей камеры и как правило составляет 1/100 — 1/125 . Так же она зависит от типа и производителя камер, основной диапазон граматной работы выдержки от 1/100-1/300.

Синхронизаторы бывают трех типов:

1. Синхрокабель
Самый простой способ синхронизации. К камере по синхрокабелю подключается один из осветительных приборов, а остальные приборы реагируют на “пых” подключенного к нашему фотоаппарату прибора. Главный минус такой системы — в привязанности к синхро-кабелю. Это очень быстро раздражает. А еще в процессе съемки вы можете не заметить, как кабель случайно отключится от камеры, и, поймав удачный момент, — не сможете его снять.

2. ИК-трансмиттер
универсальный способ синхронизации. Это небольшая коробочка, которая крепится на место внешней вспышки вашей камеры (т.н.»горячий башмак», «hot shoe»). Синхронизация происходит через инфракрасный импульс, в моноблоках есть соответствующие устройства-ловушки.

3. Радиосинхронизация
Синхронизация по радиоканалу. Самый удобный способ. Никаких проводов и никаких проблем.

Так же для синхронизации можно использовать вспышку, встроенную в ваш фотоаппарат. Но чтобы свет от встроенной вспышки не вмешался в кадр, необходимо прикрыть саму вспышку (это можно сделать простой бумажкой), а в настройках фотоаппарата поставить минимальную мощность для встроенной вспышки.

Синхронизация через встроеную вспышку крайне не удобный способ, он быстро разряжает аккумулятор. А время которое уходит на подзарядку встроеной вспышки — становится потерянным. Вам не удастся быстро сделать несколько удачных дублей.

В радиосинхронизации еще имеется вариант безпроводных трансмитрерров, т.е работающих бес подключения к сети, на батарейках.

И не забывайте: студийная фотосъемка проводится исключительно в ручном режиме (M, Manual) камеры.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

Характер света:
— Направленный свет (жесткий, резкий) — свет, дающий на объекте резко выраженные переходы света и тени и в некоторых случаях блики. (пример: прожектор, яркое солнце, любой точечный источник света)
— Рассеянный свет (мягкий, бестеневой) — свет излучаемый большой поверхностью, равномерно и одинаково освещающий объект, вследствие чего на них отсутствуют резкие тени, блики (пример: свет из окна завешенного белой шторой, отраженный свет от светлой стены, пасмурная облачная погода — отражение света от облаков)
Разделение насадок по характеру света:
— Направленный свет — стандартные рефлекторы, тубусы, рефлекторы «тарелки», соты и т.д.
— Рассеянный свет — зонты (бывает на отражение и на просвет), софт-боксы и их разновидности и т.д.

Работа с освещением в фотостудии. - student2.ru

Отражатели.
Пассивное световое оборудование. Сами свет не излучают, а только отражают (или просвечивают), позволяя менять его направление, характер, цветовую температуру. Обычно это белая, черная, золотая или серебристая ткань, одетая на каркас круглой или прямоугольной формы.

Импульсивные светильники для фотостудии бывают: моноблоки, которые питаются от сети, состоят из блока питания, лампы и накопителя и управления в одном мощном корпусе, и генераторные системы, в которых лампы находятся отдельно от всего и подключаются проводками. Такие системы являются очень удобными для фотостудии, так как можно одновременно настраивать источники света, которые могут находиться в разных, часто труднодоступных местах. Импульсные Источники Света Для Фотостудии Постоянный свет Используют его как при создании фотографии, так и при видеосъемке. У него есть свои преимущества, так как фотограф имеет возможность видеть все изображение в постоянном освещении. Постоянный свет используется крайне редко, так как потребляет огромное количество электроэнергии и несет большое количество тепла в прямом смысле этого слова. Иногда его используют для создания фото неодушевленных предметов. Как правило, источниками постоянного света для фотостудии являются лампы накаливания. Также нередко применяются лампы дневного света, однако следует тщательно подходить к их выбору, поскольку в некачественных лампочках наблюдается мигание, которое хоть и не заметно, но может повлиять на фотосъемку. Самым же экономичным вариантом для постоянного света являются светодиодные лампы. Они не только обладают множеством преимуществ в сравнении с аналогами, но и могут легко настраиваться по яркость за счет встроенных диммеров, о которых читайте в этой статье. В основном в фотостудиях используют импульсивное освещение. Но также существует пассивное световое оборудование. Это комплект освещения для фотостудии, в который входят отражатели (ткань, натянутая на прочный каркас), они сами по себе не являются прямым источником света, но отражают его. Также используют в фотостудии различные насадки, которые формируют свет. Чаще всего для рассеивания света используют такие зонты, которые дают мягкий свет, софтбоксы и октобоксы (отражатели разной формы). Также популярны цветные шторки, которые регулируют мощность вспышки, лайтбоксы, в которых осуществляется съемка и штативы. Пассивное Световое Оборудования Фотостудии

Наши рекомендации