Структура информационной системы

Информационная система – система, в которой ее элементы, цель, ресурсы, структура (организация) рассматриваются, в основном, на информационном уровне. Информационная среда – это среда (т.е. система и ее окружение) из взаимодействующих информационных систем, включая и информацию, актуализируемую в этих системах.

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Если общую структуру ИС рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения, то в этом случае подсистемы называют обеспечивающими.

Любая информационная система имеет следующие типы основных подсистем: подсистема информационного обеспечения (данных); подсистема интеллектуального обеспечения (информации, знаний); подсистема технического обеспечения (аппаратуры); подсистема технологического обеспечения (технологии); подсистема коммуникативного обеспечения (интерфейса); подсистема анализа и проектирования; подсистема оценки адекватности и качества, верификации (рис. 1.6).

Структура информационной системы - student2.ru

Рис. 1.6. Структура ИС как совокупность обеспечивающих подсистем

Техническое обеспечение ИС – это комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС, соответствующей документации на эти средства и технологические процессы.

В комплекс технических средств входят: средства ввода, накопления, обработки, хранения, поиска, передачи/приёма и вывода информации; эксплуатационные материалы и др. Ввод, обработка и хранение данных – стандартные составляющие ЭВМ. Поиск информации осуществляется на основе использования специального программного обеспечения (ПО). Средства передачи информации представляют собой сетевое и телекоммуникационное оборудование ЭВМ, системы и средства связи.

Информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения БД. К информационному (лингвистическому) обеспечению обычно относят: типы, форматы, структура информации (данных, записей, документов); языковые средства описания (ЯОД, словари данных) и манипулирования данными (ЯМД); классификаторы, кодификаторы, словари, тезаурусы и т.п.

Математическое и программное обеспечение – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов; типовые задачи; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

К средствам программного обеспечения относятся:

- общесистемное ПО – это комплекс программ, ориентированный на пользователей и предназначенный для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных;

- специальное ПО – совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Таким образом, программное обеспечение представляет собой инструментальную среду программистов. Это языки программирования, операционные системы, сетевое программное обеспечение, редакторы (текстовые, связей, табличные и др.), библиотеки программ, трансляторы, утилиты, различные прикладные программы и др.

Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. В состав организационного обеспечения ИС входят структурные подразделения организации, её использующей, осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также документация для обеспечения эксплуатации и развития системы.

Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

На этапе разработки ИС правовое обеспечение включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика системы, с регулированием отклонений процесса разработки системы, с обеспечением процесса разработки различными ресурсами. На этапе эксплуатации системы – определяет её статус в процессе управления, правовые положения компетенции отдельных структур ИС и организации их деятельности, порядок создания и использования информации в ИС, правовое обеспечение безопасности функционирования ИС. Правовое обеспечение включает нормативные документы, регламентирующие деятельность ИС.

Наши рекомендации