Состав и структура информационной системы

В состав автоматизированных информационных систем (АИС) входит:

· информационные ресурсы, представленные в виде баз данных, хранящих данные об объектах, связь между которыми задается определенными правилами;

· формально логико-математическая система, реализованная в виде программных модулей, обеспечивающих ввод, обработку, поиск и вывод необходимой информации;

· интерфейс, обеспечивающий общение пользователя с системой в удобной для него форме и позволяющий работать с информацией баз данных;

· персонал, определяющий порядок функционирования системы, планирующей порядок постановки задач и достижения целей;

· комплекс технических средств.

Информационные ресурсы включают машинную и немашинную информацию. Машинная информация представлена в виде баз данных, баз знаний, банков данных.

Комплекс технических средств включает совокупность средств вычислительной техники и специальный комплекс.

Программное обеспечение состоит из общего ПО (операционные системы, локальные и глобальные сети и комплексы программ технического обслуживания) и специального ПО (организующие программы и программы, реализующие алгоритмы контроля и управления).

Персонал и нормативно-правовые документы составляют организационное обеспечение системы.

Процедуры и технологии разрабатываются на основе логико-математических моделей и алгоритмов, составляющих основу математического обеспечения системы, и реализуются с помощью программного обеспечения и комплекса технических средств, а также интерфейса, обеспечивающего доступ пользователя к информации.

Исходя из определения, что информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в целях решения поставленных задач, ее структуру следует рассматривать как совокупность определенным образом организованных подсистем, обеспечивающих выполнение этих процессов.

АИС состоит, как правило, из функциональной и обеспечивающей частей, каждая из которых имеет свою структуру (рис. 1).

Функция - это проявление взаимодействия системы с внешней средой. Проявление функции во времени называется функционированием.

Функциональная часть – совокупность подсистем, зависящих от особенностей АСУ. Эти подсистемы разделяются по определенному признаку (функциональному или структурному) и объединяют в себе соответствующие комплексы задач управления.

Обеспечивающая часть – совокупность информационного, математического, программного, технического, правового, организационного, методического, эргономического, метрологического обеспечения.

  АИС
Обеспечение
Функциональные подсистемы
Ar I23vTZOaMDCpxj2mrMyJx0jdKEE41Ick1FmU2jZHJBbs2NU4hbiJ6/QaW33Apq6o/7FjIChRHw3q c1PM53EKkjFfXCObBC499aWHGd5bnJVAybjdhHFydg5k1+NjRSLE2DvUtJWJ7qj3mNipAmzcpMJp yOJkXNop6tevYP0TAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQB6As5g3gAAAAkBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sTI9NT8MwDIbvSPyHyEjctpSxjbU0nRBiF7iM8nHOGq+tSJySZFv593gnOFnW++j143I9 OiuOGGLvScHNNAOB1HjTU6vg/W0zWYGISZPR1hMq+MEI6+ryotSF8Sd6xWOdWsElFAutoEtpKKSM TYdOx6kfkDjb++B04jW00gR94nJn5SzLltLpnvhCpwd87LD5qg9OwUf9idjuv+083zyPi5yCf9q+ KHV9NT7cg0g4pj8YzvqsDhU77fyBTBRWwWS+WDLKQX4H4gyseO4UzG6zHGRVyv8fVL8AAAD//wMA UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5 cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3Jl bHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAQJrVqCwCAABSBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJz L2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAegLOYN4AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACGBAAA ZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAJEFAAAAAA== "> Состав и структура информационной системы - student2.ru Состав и структура информационной системы - student2.ru Состав и структура информационной системы - student2.ru Состав и структура информационной системы - student2.ru Состав и структура информационной системы - student2.ru Состав и структура информационной системы - student2.ru Состав и структура информационной системы - student2.ru

Рисунок 1 – Состав АИС

Информационное обеспечение АИС – это совокупность баз данных и файлов операционной системы, форматной и лексической баз, а также языковых средств, предназначенных для ввода, обработки, поиска и представления информации в форме, необходимой потребителю.

ИО включает массивы документов, классификаторы, кодификаторы, словари, нормативную базу для решений по объемам, размещению и формам существования информации естественного языка, используемых при общении пользователей и персонала АС с комплексом средства автоматизации.

В настоящее время ИО рассматривают как совокупность собственно ИО и лингвистического обеспечения. При этом собственно ИО включает файлы операционной системы и базы данных, а лингвистическо-форматную базу, лексическую базу и языковые средства.

Программное обеспечение-совокупность общесистемных и прикладных программ, а также инструктивно-методической документации по их применению.

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, обеспечивающих работу системы. Это технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации.

Правовое обеспечение-совокупность нормативно-правовых документов, определяющих права и обязанности персонала в условия функционирования системы, а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правил ревизии данных.

Функция системы – совокупность действий, направленных на достижение определенной цели. Функции АИС подразделяются на информационные, управляющие, защитные и вспомогательные.

Информационные функции реализуют сбор, обработку и представление информации о состоянии автоматизируемого объекта оперативному персоналу или передачу этой информации для последующей обработки.

Подсистема сбора информации осуществляет сбор информации по каналам связи разными способами: ручным, автоматизированным, иногда автоматическим.

Операторы выполняют первичный сбор и систематизацию информации. Собранная информация анализируется с точки зрения выявление сущностей, которые будут являться прообразами создаваемых таблиц баз данных. Далее информация направляется в подсистему представления, хранения и обработки информации.

Подсистема представления, хранений и обработки информации выполняет предмашинную подготовку данных и ввод их в базу данных, рассматриваемую как информационную модель предметной области. Операторы при участии администратора базы данных по определенным правилам на основе инструкций заполняют базу данных подготовленной информацией. В этой подсистеме осуществляется проверка данных на достоверность и непротиворечивость, редактирование, обработка и анализ данных, осуществляется сохранность накапливаемых данных, восстановление утерянных. Основой этой подсистемы является информационный фонд – база данных, управляемая системой управления базами данных.

Подсистема выдачи и распространения информации осуществляет поиск необходимых данных по запросам, создание готовых документов и отчетов, передает готовые документы по каналам связи и предоставляет требуемую информацию потребителям.

Описание предметной области

В данной курсовой работе исследуется предметная область салона красоты.

Требуется разработать информационную систему для автоматизации учета информации об оказываемых услугах и записи посещений салона красоты. Наша цель – спроектировать базу данных, в которой будет храниться информация об услугах оказываемых салоном красоты; о сотрудниках, работающих в данном салоне; о клиентах; и ведется общий журнал посещений. Подразумевается, что информация накапливается постоянно с каждым днем, она может изменяться. Конечными пользователями базы данных являются менеджеры салона красоты, которые относятся к категории пользователей.

Определены основные предметно-значимые сущности: клиенты, услуги.

Основными предметно-значимыми атрибуты сущностей будут:

· клиенты-ФИО, адрес, телефон, дата рождения;

· услуги - наименование, ФИО персонала, цена.

Основные требования к функциям системы:

· предоставлять полный перечень услуг;

· выбрать клиентов которые использовали ту или иную услугу с указанием даты предоставления процедур;

· выбрать услуги, пользующиеся большим спросом.

Итак, требуется разработать информационную систему для автоматизации учета предоставления услуг в салоне красоты. Система должна предусматривать режимы ведения системного каталога, отражающего перечень процедур, которые предоставляются в салоне. Внутри салона красоты области знаний в систематическом каталоге могут иметь уникальный внутренний номер и полное наименование. Каждая услуга может присутствовать в одном экземпляре.

Каждая услуга, осуществляющаяся в салоне, характеризуется следующими параметрами:

· уникальный шифр;

· название;

· фамилии мастеров;

· номер кабинета;

· стоимость услуги;

Клиенты могут иметь схожие данные, но они различаются по своему уникальному шифру.

В салоне красоты ведется картотека посетителей.

На каждого клиента в картотеку заносятся следующие сведения:

· фамилия, имя, отчество;

· домашний адрес;

· телефон

· дата рождения.

Каждому клиенту присваивается уникальный номер.

Каждый клиент может посетить любую процедуру.

В случае, если клиент пользуется услугами, ведется учет, в котором должны быть записаны следующие сведения:

· уникальный номер клиента;

· дата и время предоставления услуги;

Необходимо предусмотреть следующие ограничения на информацию в системе:

1. Услуга не может не иметь ни одного мастера.

2. Каждый клиент может посетить любую процедуру.

3. Каждый клиент при записи в салон красоты должен дать телефон для связи: он может быть рабочим или домашним.

С данной информационной системой должны работать следующие группы пользователей:

· персонал;

· клиенты;

· администрация салона красоты.

При работе с системой персонал должен иметь возможность решать следующие задачи:

1. Принимать новых клиентов и регистрировать их.

2. Проводить каталогизацию услуг, то есть назначение новых инвентарных номеров новым услугам.

3. Проводить дополнительную каталогизацию, если поступили материалы, , при этом информация о материалах в вносится предметный каталог, а каждому новому экземпляру присваивается новый инвентарный номер и для него определяется место на полке в салоне красоты.

4. Проводить списание старых и не пользующихся спросом материалов. Списывать можно только материалы, которые не используются в предоставленных услугах. Списание проводится по специальному акту списания, который утверждается администрацией салона красоты.

5. Проводить списание сломанного оборудования по специальному акту списания или замены, подписанному администрацией салона красоты.

6. Проводить отмену записи, то есть уничтожение данных о клиенте, если он хочет отменить запись, предварительно сообщив об этом

Клиент должен иметь возможность решать следующие задачи:

1. Просматривать системный каталог, то есть перечень всех услуг, которые есть в салоне красоты.

2. Для выбранной услуги получить данные о свободном времени для записи. Для выбранного мастера получить список услуг, которые числятся в салоне красоты.

Администрация салона красоты должна иметь возможность получать сведения о любом виде данных, включая данные клиентов.

Деятельность салона красоты представлена на рисунке 2:

Директор
Уборщица
Парикмахер (2 человека)
Мастер маникюра и педикюра (2 человека)
Косметолог
Массажист

Рис2

Рисунок 2 – Организационная структура

В данной работе субъектом будет выступать салон красоты, а именно процессы, происходящие внутри него; цель моделирования - воспроизвести бизнес-процессы, происходящие в салоне (модель AS-IS); точка зрения - с позиции директора как лица, знающего структуру салона красоты в целом.

Данный тип диаграммы позволяет показать, что подается на вход работы и что является результатом работы, без детализации ее составляющих. Данная диаграмма содержит только одну работу, которая будет представлять всю деятельность салона красоты в целом.

Любая IDEF0 диаграмма состоит из прямоугольников, называемых работами (activity), и стрелок (arrow). Работа представляет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. По требованиям стандарта название каждой работы должно быть выражено отглагольным существительным (Деятельность салона красоты). Каждая из четырех сторон прямоугольника имеет свое определенное значение.

• вход – это потребляемая или изменяемая работой информация или материал;

• выход – информация или материал, которые производятся работой;

• управление – процедуры, правила, стратегии или стандарты, которыми руководствуется работа;

• механизмы – ресурсы, которые выполняют работу (материалы, персонал);

Для рассматриваемого предприятия входными стрелками будут:

- обращения клиентов - список услуг, которые клиент желает приобрести;

- материалы и оборудование - комплектующие, полученные от поставщиков, используемые в осуществляемых услугах;

- оплата услуг - оплата за предоставленные услуги.

Выходные стрелки:

  • оказанные услуги- услуги, которые предоставили клиентам;
  • заказы материалов и оборудования - список материалов, которые салон красоты закупает у поставщиков;
  • полученная прибыль- деньги поставщикам за материалы и выдача зарплаты;

Стрелки управления:

  • нормативно-правовые документы - различные законодательные документы, которыми руководствуется салон красоты в процессе своей деятельности;
  • законы о защите прав потребителей - устанавливает права потребителей на получение качественных товаров и услуг, безопасных для здоровья, жизни и окружающей среды.

Контекстная диаграмма, выполненная в нотации IDEF00 представлена на рисунке 3 (ниже).

На основе контекстной диаграммы построим диаграмму декомпозиции (рисунок 4).

Декомпозиция - это разделение сложного объекта, системы, задачи на составные части, элементы.

С помощью диаграммы декомпозиции первого уровня выделим более мелкие работы, из которых состоит работа «Деятельность салона красоты» В данной работе дочерними являются следующие работы:

Выдача информации Данная работа выдает клиентам информацию о существующих услугах в салоне красоты
Услуги салона красоты Выбор услуги, предоставление полной информации о выбранной процедуре
Осуществление услуги Работа с клиентами, осуществление процедур
Оплата счетов Оплата за предоставленные услуги
Конец обслуживания Конец обслуживания

О Состав и структура информационной системы - student2.ru

Рисунок 3 - Контекстная диаграмма

Соединим их граничными стрелками с работами . Стрелку "Выдача информации" соединим с работой "Услуги салона красоты", стрелку "Услуги салона красоты" - с "Осуществление услуг", “Осуществление услуг” с “Конец обслуживания”

Стрелка "Персонал" будет являться входом механизма у работ «Услуги салона красоты», «Осуществленные услуги» и «Конец обслуживания». "Материалы" - работ "Услуги салона красоты" и "Осуществленные услуги". Стрелка "Законы о защите прав потребителя" будет входом управления всех работ.

После соединения граничных стрелок с работами следующим шагом соединим работы между собой. Поскольку работа "Выдача информации" включает в себя общее управление предприятием, то одним из ее результатов будет являться "Конец обслуживания".

Работа "Услуги салона красоты" получает на входе обращения клиентов (т.е выбранную услугу), информацию о которых она передает работе "Осуществление услуг" в качестве управляющей информации.

Работе "Осуществление услуг" для своего функционирования необходимы данные, которые она получает от работы "Услуги салона красоты" (входная стрелка "Данные о заказе"). Данные об осуществленных услугах она передает работе "Оплата счетов" (выходная стрелка "счет"). Информация о результатах выполненных услуг "Конец обслуживания" (выходная стрелка "Данные о выполненном заказе").

Состав и структура информационной системы - student2.ru

Рисунок 4 - Диаграмма декомпозиции первого уровня


Наши рекомендации