Механизм адаптации производства к изменениям рыночного спроса

Рассмотрим действие этого механизма на примере компа­нии «Тойота». Конечной целью системы управления произ­водством является получение прибыли. Одним из путей по­вышения прибыли является сокращение издержек. Такое сокращение становится возможным за счет устранения потерь от излишних производственных запасов. Эта цель достигается с помощью организации производства «точно во время». На рынке эта концепция будет реализована в том случае, ес­ли поставлять пользующуюся спросом продукцию будут только в тех размерах, которые можно продать. Этого можно добиться, ор­ганизовав производство, способное быстро приспосабливаться к изменениям спроса. В результате могут быть ликвидированы излишние запасы готовой продукции.

В компании «Тойота» методы, которые применяются для приспособления производства к постоянно меняющемуся спросу, называются выравниванием производства. Вместо того, чтобы производить единственный вид продукции огромными партиями, производится весь спектр модификаций продукции в соответствии с заявками потребителей. Поэтому производ­ство отвечает потребностям сегодняшнего дня, а складские запасы сведены до минимума.

На рис. 22 показаны две стадии выравнивания производ­ства.

       
    Механизм адаптации производства к изменениям рыночного спроса - student2.ru
 
  Механизм адаптации производства к изменениям рыночного спроса - student2.ru
 
  Механизм адаптации производства к изменениям рыночного спроса - student2.ru

Рис.22.Схема выравнивания производства с изменением спроса

На первой стадии представлено приспосабливание к из­менениям месячного спроса в течение года, а на второй –к ежедневным изменениям спроса в течение месяца. Первое достигается на основе месячного планирова­ния производства, на основе чего готовятся оперативные про­изводственные планы, в которых указаны среднесуточные уровни выпуска на каждом производственном участке завода. Эти планы основаны на трехмесячном и месячном прогнозах спроса.

Месячные производственные планы составляются в два этапа. На первом этапе, за два месяца до планируемого, определяют­ся модели, модификации и объемы их выпуска. На втором этапе, за месяц до планируемого, составляется более подроб­ный план. Эта справочная и директивная информация в те же сроки доводится до поставщиков.

На основании месячного производственного плана состав­ляются суточные производственные графики.

Эти графики пере­даются в производственные подразделения, где затем осуществляется расчет потребностей в трудовых ресурсах, оп­ределяются основные нормы и составляются операционные карты. Суточные производственные графики составляются только для подразделения, выпускающего готовую продукцию. Это наиболее важный принцип, характеризующий систему производства компании «Тойота». В иных системах управления производством каждый участок имеет собствен­ный производственный график, подготовленный плановым отделом. Как правило, оборудование на предприятиях используется не на полную мощность и существует резерв, вступающий в работу в момент увеличения спроса.

Для увеличе­ния суточного объема выпуска продукции используются сле­дующие методы: наем временных рабочих; повышение интенсивности труда; использование сверхурочных работ; перемещение рабочих с других участков и др.

С другой стороны, сложнее приспособиться к падению спроса, в течение которого часть рабочих приходится увольнять, но и это возможно. Но если этот период небольшой, то можно использовать более гуманные методы, не переходя на благотворительность. Это такие мероприятия: предоставление внеочередных оплачиваемых отпусков; перевод рабочих на другие линии и участки; сокращение сверхурочных работ; проведение совещаний кружков качества; отработка операций по переналадке оборудования; проведение профилактических и ремонтных работ; совершенствование оборудования и инструмента; изготовление комплектующих, которые заку­пались у поставщиков.

На следующей стадии ежедневного управления производст­вом основную роль в выравнивании играет система«Канбан»,поскольку оперативное управление эффективнее при «вытягивании» комплектующих с предыдущих участ­ков. В системе «Канбан» производство всех комплектующих изделий осуществляется по мере выпуска го­товой продукции.

Но спрос на продукцию меняется ежедневно, и это тоже находит отражение в организации производственного процесса по системе «Канбан».

Рассмотрим подробнее механизм реагирования производства на изменения спроса на продукцию, который разделим на четыре этапа:

1. За семь суток до начала новой декады на фирму поступает заказ от торгового посредника на производство автомобилей с разбивкой на модели в стандартном исполнении, то есть тех автомобилей, которые продаются на рынке большими партиями. Эти данные используем для уточ­нения суточных производственных графиков. Т.е., хотя ранее составленные месячные планы производства основаны на прогнозе спроса на данный месяц, декадные заказы основаны на последнем прогнозе торгового по­средника. Поэтому компания уточняет объем выпуска при подготовке новых графиков про­изводства.

2. Ежедневно от торговых агентов по всей стране поступают суточные заказы. Время реализации этих заказов очень вели­ко. То есть, торговый агент основывает свой заказ на ре­альном количестве заказов клиентов.

3. Суточный заказ отличается от декадного тем, что он со­ставлен с учетом индивидуального потребителя. Здесь находят полное отражение предпочтения клиентов в оформлении и дополнительном оборудовании автомобиля. Да, это индивидуальный заказ, но фирма все равно берется за его вы­полнение. Этот автомобиль сойдет с конвейера через четыре дня. Компания пользуется системой суточных заказов для уточнения своих декадных заказов и организации производст­ва и поставок по этим уточненным заказам.

4. ЭВМ компании группирует заказы торговых агентов по мо­делям и модификациям автомобилей. Эта информация стано­вится известна за три дня до выпуска заказанных автомоби­лей; т.е., предприятие своевременно уведомляется об объеме продукции, которая может быть реализована.

С учетом всей информации составляются производствен­ные графики для главного сборочного конвейера. Такие гра­фики поступают на производство за двое суток до того, как заказанный автомобиль должен сойти с конвейе­ра. Графики составляются и направляются ежедневно.

Система «Канбан» как механизм оперативного управления производством. Постоянные колебания объемов выпуска различных моде­лей и модификаций вызывают колебания потребности в ком­плектующих. Система «Канбан» представляет механизм, удовлетворяющий спрос на них в момент его возникновения и является информационной системой, позволяющей осуществлять производство необходимой про­дукции в нужном количестве и в нужное время на каждом этапе производства как на заводах фирмы, так и на заводах фирм–поставщиков.

«Канбан» – сопроводительная карточка в прямоугольном пластиковом конверте. В основном используется два вида кар­точек: карточки отбора и карточки производственного заказа. В карточках отбора указывается вид и количество изделий (рис.23), которые должны поступить с предыдущего участка; в карточке производственного заказа – вид и количество продукции (рис.24), которая должна быть изготовлена на предшествующей технологи­ческой стадии.

Механизм адаптации производства к изменениям рыночного спроса - student2.ru

Рис. 23. Карточка отбора «Канбан»

  Склад стеллаж F618   Шифр Изделия А5–34   Участок   механической   обработки
  Номер изделия 56790–321  
  Наименование изделия   Коленчатый вал SB–8
  Модель автомобиля SC50BC–150    

Этапы движения двух типов карточек «Канбан»

Рис. 23. Карточка заказа «Канбан»

Механизм использования карточек «Канбан» в производстве (рис.

Рис. 24. Карточка заказа «Канбан»

На рис.25 представлен механизм использования карточек «Канбан» в производстве. Производство деталей на предыдущем участке ведется в со­ответствии с последовательностью получения этих карточек заказа. Карточки «Канбан» сопровождают изготовляемые на пред­шествующем участке изделия на всех технологических стадиях этого участка. Когда деталь (изделие) готова, ее вместе с карточкой заказа помещают на меcто складирования, чтобы с предыдущего участка ее можно было бы забрать в любое время.

           
  Механизм адаптации производства к изменениям рыночного спроса - student2.ru
 
   
Карточки заказа
 
Карточки отбора

Рис. 25. Механизм использования карточек «Канбан» в производстве

Движение карточек «Канбан» должно быть непрерывным на всех стадиях производства (рис.26).

Механизм адаптации производства к изменениям рыночного спроса - student2.ru

Рис. 26. Кругооборот карточек «Канбан» и изделий на предприятии.

В результате каждый производственный участок получает все необходимые детали в нужное время в требуемом количестве. Таким образом вопло­щается в жизнь идеальный вариант системы «точно во время». Цепочка двигающихся таким образом карточек «Канбан» способствует сбалансированности производственных про­цессов на всех стадиях изготовления продукции, сопровождая все стадии производственного процесса – от склада сырья (или даже фирмы–поставщика) до склада готовой продукции. Система «Канбан» помогает также повы­сить качество продукции, т.к. появление брака на лю­бом из этапов ведет к задержке всего производственного про­цесса и система вообще не может эффективно функциони­ровать.

Наши рекомендации