Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе.

рыночный спрос - это не фиксированная величина. а функция ряда переменных. называемых детерминантами спроса. Эволюция спроса может порождаться двумя группами факторов: неконтролируемыми, или внешними, и контролируемыми, или внутренними, факторами фирмы.

Контролируемые факторы - это в сущности инструменты операционного маркетинга. которые фирма может использовать для воздействия на спрос. Их можно объединить в четыре широкие категории, которые МакКарти (McCarthy, 1960) обозначил как «Четыре Р (Пи)» по начальным буквам английских слов Product (товар), Place (место, в данном контексте - сбыт), Price (цена) и Promotion (продвижение, т.е. стимулирование сбыта). Именно они являются средствами маркетингового давления, т.е. детерминантами спроса на продукцию фирмы.

Следует отметить, что указанный способ определения активных переменных маркетинга ориентирован скорее на фирму и лишь в малой степени - на покупателя. Если же смотреть под углом, зрения покупателя, то «Четыре Р» соответствуют:

товару, или «решению» проблемы покупателя, т.е. набору создаваемых благ;

цене, совокупности издержек, которые несет покупатель, чтобы воспользоваться благами выбираемого решения;

месту, или представлению товаров с наибольшим удобством для покупателя;

продвижению, или коммуникации, информирующей о достоинствах предлагаемого товара.

Что же касается неконтролируемых факторов, то они представляют собой ограничения, с которыми фирма сталкивается на рынке. Они могут быть сгруппированы в пять широких категорий Wilkie, 1990).

Ограничения со стороны покупателей: фирма должна понимать и предвидеть их потребности и реагировать на них с помощью адаптированной под них и привлекательной для них программы.

Ограничения со стороны конкурентов: фирма не является единственной на рынке и должна определить свое конкурентное преимущество, которое она способна защитить.

Ограничения со стороны сбытовых сетей: сбытовые сети - это независимые посредники (оптовики, дистрибьюторы, розничные торговцы), которые имеют свои цели, но тем не менее являются необходимыми партнерами фирмы.

Ограничения со стороны самой компании: фирма должна принять план действий, совместимый с ее ресурсами, сильными и слабыми сторонами.

36. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) предложения   Кривая предложения стро­ится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыноч­ной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изме­нение предложения. Это проявляется в смешении кривой пред­ложения вправо или влево. Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2. Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru Неценовые детерминанты предложения - основные факторы, способные изменить предложе­ние и сместить кривую S вправо или влево.    

37. Экономическая категория «предложение»: определение, закон предложения и его графическая интерпретация. Предложение в России: проблемы и их причины.

Предложение — желание и способность производите­лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
Закон предложения имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.

Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru

Предложение в России:

В целом положение соискателя ухудшилось: найти работу стало гораздо сложнее, а из-за финансовых трудностей и переизбытка предложения рабочей силы компании стали предлагать меньшее вознаграждение за труд. При этом объем работы у многих специалистов значительно возрос. В нынешнем году по сравнению с предыдущим ситуация несколько улучшилась. Тем не менее, для работников многих специальностей поиск работы все еще является сложной задачей, поскольку на российском рынке труда в целом предложение рабочей силы по-прежнему превышает спрос.

38. Раскройте понятие «эффект сноба».

Эффект сноба - явление, противоположное эффекту подражания. Объем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа, выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительность их владельцев, которые могут себе позволить то, что недоступно другим.

Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru

Уменьшение цены с P0 (изначальной цены) до P1 сначала будет побуждать такого потребителя увеличить потребление товара с q0 (изначального потребления) до q1, однако, при значительном росте рыночного спроса на товар, потребитель-сноб может сократить потребление товара до уровня q'. На графике потребление (спрос) снобом такого товара иллюстрирует линия dc.

39. Раскройте суть парадокса Гиффена.

Если при изменении цены некачественного блага эффект дохода окажется сильнее эффекта замены, то будет нарушен закон спроса. Это исключение из данного закона получило название «парадокс Гиффена».5 Он показан на рис. 3.13, на котором благо С является некачественным.

Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru
Рис. 3.13. Парадокс Гиффена
Исходное равновесное состояние потребителя представлено точкой F. Повышение цены блага С увеличивает наклон бюджетной линии и потребитель оказывается на более низкой кривой безразличия U1. Смещение более низких кривых безразличия к оси абсцисс отражает увеличивающееся предпочтение некачественного блага по мере снижения благосостояния потребителя. Эффект замены в данном случае состоит в сокращении потребления подорожавшего блага на величину CF - CG и увеличении потребления относительно подешевевшего блага на величину АG - АF. Эффект дохода выражается в росте потребления «некачественного» блага на величину CH - CG и сокращении потребления нормального блага на величину АG - АH. В результате того что эффект дохода превышает эффект замены, объем спроса на подорожавшее благо возрос на величину CH - CF.

Чтобы возник парадокс Гиффена, доля расходов на некачественное благо в бюджете потребителя должна быть большой. Это мало вероятно при современном ассортименте потребительских благ. Поэтому можно согласиться с мнением, что парадокс Гиффена является занимательной аномалией главным образом приносящей пользу при проверке понимания студентами тонкостей эффектов дохода и замещения

40. Рыночное равновесие: сущность понятия; модель равновесия по Вальрасу.

Рыночное равновесие: сущность понятия; модель равновесия по Вальрасу. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru Леон Вальрас (1834-1910) Франко-швейцарский экономист, основатель математического направления экономического анализа. При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения): Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах. Пусть реальная рыночная цена Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru будет выше цены равновесия Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru , как это представлено на рисунке. При этой цене объем спроса составит Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru , а объем предложения Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru . Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru Возникает избыток предложения, и на рынке возникает тенденция к понижению цены. Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru Напротив, если рыночная цена ( Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru ) установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению. Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения. Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru  

41. Рыночное равновесие: сущность понятия; модель равновесия по Маршаллу.

Альфред Маршалл (1842-1924) английский экономист, профессор Кембридского университета, основатель Кембридской школы в экономической теории.

При альтернативном подходе исследуются обратные функции спроса (предложения).

Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru

Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru

то есть упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.

Пусть реальный объем продаж Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru ниже равновесного уровня Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru , тогда цена спроса Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru , отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru . Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.

И наоборот, если объем продаж Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru выше равновесного уровня Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru то цена спроса Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru , будет меньше цены предложения Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru . Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru

Подобная рыночная ситуация заставит продавцов сократить объем продаж до точки равновесия.

Детерминанты рыночного спроса и их влияние на изменение величины спроса и изменения в спросе. - student2.ru

Наши рекомендации