Роль и место статистических методов в системе управления качеством

Астана 2014

УДК 006

ББК 30.609

К93

Курмангалиева Д.Б., Курмангалиева Д.М.

К93 «Статистические методы управления качеством продукции и процессов» Астана, 2014 г., 119 с.

ISBN 978-601-257-027-4

Рецензенты:

Ахмедьянов А.У. - к.т.н., доцент кафедры «Стандартизация и сертификация», Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева

Канаев А.Т.- д.т.н., профессор кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация» Казахского агротехнического университета им.С.Сейфуллина

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями типовой учебной программы дисциплины «Статистические методы управления качеством продукции и процессов». Материал, охватывающий весь курс, освещает содержание изучаемой дисциплины. Пособие предназначено как дополнительный материал для студентов специальности «Стандартизация, сертификация и метрология»

ISBN 978-601-257-027-4 © Курмангалиева Д.Б., Курмангалиева Д.М., 2014

(978-601-257-027-4) © Астана, КАТУ, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. РОЛЬ И МЕСТО СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ... 7

1.1 Место статистических методов в стандартах ISO 9000. 7

1.2 История развития статистических методов качества. 13

1.3 Область применения статистических методов. 15

1.4 Классификация видов технического контроля. 18

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ И ВЫБОРКА.. 22

2.1 Понятие генеральной совокупности и выборки. 22

2.2 Классификация выборок. 24

2.3 Метод отбора выборок. 25

3. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.. 28

3.1 Основные понятия теории вероятностей. 28

3.2 Нормальное распределение случайной величины.. 29

3.3 Распределение дискретных случайных величин. 34

4. Точность и стабильность технологических процессов 35

4.1 Основные понятия. 35

4.2 Предварительный анализ состояния технологического процесса по количественному признаку. 37

4.3 Предварительный анализ состояния технологического процесса по альтернативному признаку. 44

5. Контрольные карты Шухарта.. 46

5.1 Основные понятия. 46

5.2 Контрольные карты Шухарта по количественным данным. 49

5.3 Контроль карты Шухарта по альтернативным данным. 54

5.4 Другие виды контрольных карт. 55

6. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРИЁМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО АЛЬТЕРНАТИВНОМУ ПРИЗНАКУ.. 60

6.1 Основные понятия. 60

6.2 Колебание выборочных характеристик. 63

6.3 Уровень несоответствий. 65

6.4 Оперативная характеристика. 68

6.5 Типы планов выборочного контроля. Уровень и вид контроля. 69

6.6 Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. 73

7. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРИЁМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ по количественному признаку.. 76

7.1 Основные понятия. 76

7.2 Процедуры выборочного контроля по количественному признаку. 79

8. Простые инструменты контроля качества.. 81

8.1 Основные понятия. 81

8.2 Методы сбора статистической информации 81

8.3 Диаграмма разброса. 85

8.4 Диаграмма Исикавы.. 89

8.5 Диаграмма Парето. 92

8.6 Гистограммы.. 96

8.7 Расслоение данных. 98

9. Семь новейших инструментов контроля качества.. 101

9.1 Основные понятия. 101

9.2 Применение «Диаграммы взаимосвязей». 103

9.3 Системная диаграмма. 104

9.4 Применение «Матричной диаграммы». 105

9.5 Стрелочная диаграмма. 106

9.6 Диаграмма планирования осуществления процесса (PDPC) 107

9.7 Применение «Матрицы приоритетов». 108

10. МЕТОДЫ ТАГУтИ 109

10.1 Основные элементы философии качества Тагути. 109

10.2 Функция потерь Тагути. 111

10.3 Методы проектирования изделий и процессов по Тагути. 113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..………………………………………………115

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………..……………………..116

ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………...…………………….117

ВВЕДЕНИЕ

Успех каждого предприятия в значительной степени зависит от его инновационного потенциала, эффективности и качества производимых им товаров и услуг.

К неценовым мерам, с помощью которых предприятие может укрепить свое положение на рынке и уменьшить давление конкуренции, можно отнести – наряду с промышленной инновацией, т.е. способностью поставлять на рынок новые продукты или новую технологию и утверждать их на рынке, также и обеспечение качества. Не обладая достаточно высоким уровнем качества, изделия не смогут утверждаться на рынке. Обеспечение качества продукции является важнейшим инструментом в поддержании и укреплении конкурентоспособности. Кроме того, эффективное обеспечение качества ведет к повышению эффективности производства, так как за счет повышения качества снижаются расходы, связанные с браком, переделкой, а значит, снижается стоимость изделий. С другой стороны, высокое качество продукции может улучшить имидж фирмы, что повлечет за собой увеличение спроса на ее продукцию и позволит расширить объем производства, это в свою очередь, приведет к снижению стоимости отдельного изделия.

Обеспечение качества охватывает все меры, направленные на его достижение. К таким мерам относятся:

– планирование качества;

– контроль качества;

– управление качеством.

Функциями управления качеством являются планирование, контроль и коррекция изделий или услуг. Управление качеством тесно связано с планированием и строится на результатах контроля.

По мнению ученого Томоховой И.Н. к средствам управления качеством могут быть отнесены орудия, предметы, совокупность приспособлений для осуществления менеджмента качества: оргтехника, банки нормативной документации, средства связи и метрологии и т.д., а также управленческие отношения – отношения субординации и координации. Классификация средств и методов управления качеством приведена в Приложение А.

Методы управления качеством – способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы, а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие от комплексных методов, концепции и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к управлению организацией. Классификация методов управления качеством приведена в Приложении Б.

Большую роль в управлении качеством продукции играют статистические методы.

Статистические методы управления качеством продукции основываются на теории вероятностей и математической статистике. Идея применения теории вероятностей и математической статистики для управления качеством продукции была впервые высказана М.В. Остроградским в 1846 году. Сущность предлагавшихся им методов заключалась в том, чтобы по результатам контроля некоторой выборки из партии продукции обоснованно судить о качестве продукции этой партии, не прибегая к сплошному контролю.

Статистические методы управления качеством продукции являются выборочными методами и отличаются от сплошного контроля большей производительностью, меньшими затратами на контроль и часто более высокой точностью контроля.

Основные области применения статистических методов управления качеством продукции следующие:

– статический анализ точности и стабильности технологических процессов;

– статистическое регулирование технологических процессов;

– статистический приемочный контроль качества продукции;

– статистические методы оценки качества продукции.

Статистические методы позволяют на основе выборочного контроля устанавливать показатели точности и стабильности технологического процесса и закономерности протекания его во времени; проводить корректирование технологического процесса; осуществлять оценку и проводить приемочный контроль качества продукции.

Таким образом, целью статистических методов управления качеством является заключение о качестве изготовления изделий путем применения математико-статистических методов на основе выборочного контроля.

В системе всеобщего контроля статистическое управление качеством играет особую роль. Для его постановки и использования необходимо иметь новый вид мышления – статистическое. Такое мышление – это основанный на теории вариабельности способ принятия решений о том, надо или не надо вмешиваться в процесс, и если надо, то на каком уровне.

РОЛЬ И МЕСТО СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Наши рекомендации