Применение статистических методов в управлении качеством продукции
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Задания для практических занятий
и методические указания к ним для студентов, обучающихся по специальности
080502.65 «Экономика и управление на предприятии (полиграфия)»
Москва 2005
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию Московский государственный университет печати
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Задания для практических занятий
и методические указания к ним для студентов, обучающихся по специальности
080502.65 «Экономика и управление на предприятии (полиграфия)»
Москва 2005
Введение
Дисциплина «Управление качеством продукции» изучается студентами III курса дневной, IV курса вечерней и заочной формы обучения. Данная дисциплина является частью бизнес-образования, для которого характерно большое разнообразие методов обучения. Важнейшим элементом успешной подготовки по дисциплине является эффективное общение, во время которого наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности всех его участников. Практически это достигается благодаря интерактивным методам обучения: работе в группе, модерации, презентации, ролевой игре. В отличие от традиционных они относятся к активным методам обучения, которые позволяют студентам проявить творческую активность в принятии решений.
Практические занятия включают производственные и бытовые ситуации, ролевую игру, семинары на общую тему: «Проблемы менеджмента качества», упражнения, отдельные задачи.
Выполнению заданий должно предшествовать изучение теоретического материала, основной и дополнительной литературы, рекомендуемой рабочей программой и данным изданием. Для выполнения отдельных заданий необходимо использовать знания, полученные при изучении дисциплин «Техника полиграфического производства», «Технологические процессы отрасли», «Статистика», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.
Необходимый справочный материал дается в приложении к данному изданию.
1. Потребительская оценка качества продукции
Методические указания к проведению занятия
Настоящий этап экономического развития определяется усилением взаимоотношений производства и потребления. В системе методов и принципов, связанных с обеспечением и повышением качества и конкурентоспособности продукции, ведущая роль отводится маркетингу. Повышается роль потребителя в оценке качества продукции.
В то же время в современной экономической литературе отсутствует единое понятие «качество продукции», хотя в различных определениях этого понятия прослеживается мысль, что качество реализуется через совокупность свойств и характеристик продукщш, выражающих ее способность удовлетворять определенные потребности. Без сравнения свойств продукции с конкретной потребностью нельзя сказать о качестве.
Продукция как предмет, как вещь имеет множество различных свойств, которые условно разделяют на простые и сложные, технические, технологические, экономические, экологические и др.
В условиях конкуренции каждый производитель продукции должен изучать мнения реального и потенциального потребителя о свойствах и характеристиках своих изделий, вникать в запросы (а лучше предвосхищать их). Выбор и установление таких свойств и характеристик — не простая задача, как может показаться на первый взгляд. Каждое свойство, отражающее качество продукции, включает целый набор характеристик (параметров, показателей). Необходимо отметить, что наличие свойств помогает как бы расчленять качество, выделять из всей совокупности одно главное свойство.
Качество издательской продукции как совокупность определенных свойств имеет свои особенности. Они связаны с ее специфическим назначением как средства массовой коммуникации. Одной из главных особенностей издательской продукции является ее широкая номенклатура. Часть этой продукции предназначена непосредственно для населения (книжная, журнальная, газетная, изобразительная, картографическая и др.). Другая часть — для производственного потребления (этикеточная продукция, упаковочный материал и др.).
В связи с этим у издательской продукции выделяются свойства, устанавливающие соответствие изделий особенностям зрительного восприятия информации человеком, учитывающие особенности
его мышления и запоминания им необходимой информации, определяющие информационную выразительность художественно-технического оформления и целостности композиции и др. Например, рациональность выбора формата издания и полос набора, иллюстративность, подчиненность гарнитуры шрифта основной идее издания и др.
Эти свойства, наряду с другими, также должны учитываться в издательствах, где определяются основные параметры, составляющие качество изданий. Существуют нормативные требования, определяющие информационную выразительность конструктивных решений художественно-технического оформления и целостности композиции, например рациональность выбора формата, оформление издания в целом и отдельных его элементов.
Кроме издательств в процессе изготовления печатной продукции участвуют полиграфические предприятия, которые выступают как материальная база печати. Качество полиграфического исполнения определяется качеством работы этих предприятий и является его результативной характеристикой. В числе свойств, связанных с полиграфическим исполнением, учитываются долговечность издания, прочность скрепления, внешний вид, отсутствие дефектов, трудоемкость изготовления и др.
В настоящее время при производстве печатной продукции большое внимание уделяют конкурентоспособности как комплексу свойств, удовлетворяющих потребности потребителей. Среди них — качество, цена, затраты и др.
В цепи «производитель — потребитель/конечный потребитель» немалый вес имеют книготорговые организации, для которых важны и другие свойства.
Сложная структура свойств издательской продукции предопределяет необходимость согласования интересов всех указанных сторон. Но главным является удовлетворение требований потребителя.
Проведение занятий в игровой форме по потребительской оценке качества позволяет обучаемым, с одной стороны, принимать точку зрения потребителя издательской продукции, а с другой — позицию ее производителей (мнения представителей издательств или полиграфических предприятий), непосредственно изучать особенности издательской продукции и ее свойства.
Достижение поставленной цели в процессе данного занятия предусматривает решение следующих задач:
• приобретение навыков определения потребительских свойств издательской продукции в определенной области ее использо-
вапия с точки зрения потребителей либо изготовителей (представителей издательств или полиграфических предприятий);
• определение рейтинга потребительских свойств издательской продукции;
• проведение анализа полученных результатов и разработка рекомендаций производителям по изменению стратегии пред
приятий с учетом приоритета потребительских свойств изда
тельской продукции.
Содержание данного занятия предполагает изучение характеристик издательской продукции как объекта исследований, первичную обработку полученных данных, предварительную оценку решений, которые выполняются как в аудитории, так и в ходе домашнего анализа. Подведение итогов занятия (разбор решений) проводится в аудитории.
Общий инструктаж по проведению занятия (цель, задачи, условия), создание структурно-игрового комплекса (роль и ответственность участников), выдача исходной информации осуществляются преподавателем в начале занятия.
Для проведения занятия учебная группа разбивается на игровые команды, состоящие из 4—6 человек. Из состава игровых команд выделяется расчетная группа из двух человек. Для координации деятельности структурно-игрового комплекса (в период обсуждения решений) создается группа арбитража, состоящая из 2 — 3 человек, включая главного арбитра. Руководителем занятия становится преподаватель или студент, выбираемый учебной группой.
Результаты занятия оформляются в виде отдельной работы и оцениваются преподавателем.
Роль и значение качества продукции, основные термины и определения отражаются во введении к работе.
В качестве объекта исследований принимается конкретная издательская продукция (книга, журнал, буклет и др.). В связи со сложным набором свойств издательской продукции для приобретения практических навыков в качестве объекта исследований по согласованию с преподавателем может быть рассмотрен любой другой потребительский товар (услуга).
Число одновременно рассматриваемых свойств продукции может быть различным, но из практических соображений рекомендуется анализировать не более 12 — 15 свойств. Для этого можно объединять отдельные свойства в группы однородных свойств.
Перечень рассматриваемых свойств (или групп свойств) для объекта исследований определяется путем обсуждения в каждой
игровой команде. После обсуждения утвержденный перечень свойств становится общим для данной игровой команды (или для всей учебной группы). Итоги обсуждения оформляются в виде протокола, подписываемого участниками игровой команды или ее руководителем и главным арбитром. Каждый участник игровой команды отражает свое мнение в специальной анкете. В ней указываются перечень свойств объекта исследований, итоги определения важности свойств этого объекта (порядковые номера свойств по значимости — ранги), баллы, оценивающие качество практического исполнения каждого свойства. Условный пример части такой анкеты приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Анкета оценки потребительских свойств продукции
Nh — порядковый номер по значимости г-го свойства у j-гo участника игровой команды — потребителя.
Заполнение анкеты начинается с присвоения первого номера (первого ранга) наиболее важному свойству с точки зрения участника игровой команды. Следующий, второй, порядковый номер присваивается менее важному свойству и так далее в порядке убывания важности свойств. На основании данных анкеты участником игровой команды строится гистограмма свойств для потребителей или производителей по форме, приведенной на рис. 1.1.
Продолжение табл. 1.2 |
Рис. 1.1. Гистограмма свойств продукции
Далее участник игровой группы оценивает качество практического исполнения свойств продукции по следующей шкале:
«5» — отличное исполнение;
«4» — хорошее исполнение;
«3» — удовлетворительное исполнение;
«2» — плохое исполнение.
Соответствующий балл Кбалiпроставляется по каждому свойству после тщательного обследования образца продукции.
Каждым участником игровой команды даются краткие пояснения к полученным результатам.
Статистическая обработка данных в игровой группе проводится расчетной группой. Для этого необходимо данные, приведенные в анкетах, перенести в табл. 1.2 и 1.3, примеры заполнения которых приведены ниже.
Таблица 1.2 Оценка важности потребительских свойств продукции
— сумма порядковых номеров по значимости i-гo свой-
ства в игровой команде; Np — количество участников игровой команды (потребителей или производителей).
- сумма порядковых номеров по значимости для всех свойств продукции в игровой команде (суммирование приводят по всем i, j); N = 396.
Наиболее важное свойство имеет наименьшую величину Кваж. Ему присваивается первый ранг. Второй ранг присваивается свойству, имеющему наименьшую величину из оставшихся свойств, и т.д. Если какие-либо два или более свойств имеют одинаковый К , то после анализа приоритетности наиболее важное из них получает более высокий ранг по сравнению с другим(ми). Например, два свойства (9 и 10) имеют одинаковый Кваж (0,078) и могут получить одинаковый ранг — третий. После их анализа более важным и приоритетным признается свойство 10, ему присваивается третий ранг. Второй из них (9) получает четвертый ранг.
В данном примере наиболее важное свойство (получившее первый ранг) — предназначение.
На основе данных табл. 1.2 расчетной группой строится общая гистограмма свойств продукции игровой команды (по форме рис. 1.1). Ее можно совместить с гистограммами участников игровой команды.
Результаты оценки образца продукции оформляются расчетной группой в виде табл. 1.3, по данным которой выводятся средняя арифметическая оценка каждого свойства (Кcpi ) и в целом средний балл для всего исследуемого образца продукции (Кобщ).
Таблица 1.3 Оценка качества исполнения потребительских свойств продукции
где Ns — количество свойств продукции Ns - 1...Ns.
Результаты рейтинговой и балльной оценки обсуждаются внутри игровой команды, делаются выводы и определяются рекомендации производителям по изменению стратегии издательств или полиграфических предприятий с учетом важности тех или иных потребительских свойств.
Аналогично происходит обсуждение результатов работы игровых команд в учебной группе.
В выводах по итогам работы оцениваются результаты рейтинговой и балльной оценки качества продукции.
Рекомендации по итогам работы включают обоснование необходимости проведения мероприятий с целью улучшения тех или иных потребительских свойств и пути этого улучшения. Например, следует обратить внимание на снижение издержек производства, так как наиболее важным свойством для данной продукции является «цена продукции» и т. д.
Задание 1.1
Произвести обобщенную потребительскую оценку качества конкретного товара со стороны потребителей (производителей). Сделать общие выводы и разработать рекомендации по изменению стратегии предприятия с учетом приоритетности потребительских свойств товара.
Задание 1.2
Произвести потребительскую оценку конкретной издательской продукции (книги, журнала и др.) со стороны работников издательств.
Задание 1.3
Выполнить потребительскую оценку свойств конкретной издательской продукции (книги, журнала и др.) со стороны работников полиграфических предприятий.
Задание 1.4
Произвести потребительскую оценку конкретной издательской продукции (книги, журнала и др.) со стороны потребителей.
Литература
1. Методические указания к деловым играм по дисциплине «Ка-
чество»/Сост. А. Ф. Саватеев. — М.: ГАУ, 1995.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Ос
новные положения и словарь.
Ролевая игра
«Разработка политики организации (предприятия) в области качества»
В современном бизнесе конкурентоспособность организации зависит от качества менеджмента. Подавляющее большинство подходов по его обеспечению и инструментов совершенствования основано на принципах всеобщего управления качеством (TQM). Эффективному внедрению и применению инструментов совершенствования в российском бизнесе мешает отсутствие культуры качества или ее присутствие только на бумаге. Нельзя совершенствовать то, чего нет. Сначала формирование культуры качества—и только затем ее совершенствование. Важным дополнением стратегического руководства в формировании культуры качества организации является политика в области качества. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 это «общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством». Разработка предложений по формулированию политики организации и ее подразделений в области качества является основой для постановки ролевой игры [Салимова, 2001].
Подготовка игры.
Преподаватель:
1) разрабатывает сценарий, условия и регламент игры;
2) готовит комплект необходимого раздаточного материала;
3) заранее информирует студентов о времени проведения игры;
4) распределяет студентов на группы численностью не более пяти человек, а также формирует группу из трех человек, играющую роль руководства организации (членов экспертного совета);
5) проводит инструктаж со студентами перед началом игры.
Участники игры:
1) изучают литературу, рекомендованную преподавателем;
2) осуществляют сбор информации о механизме разработки политики в области качества на предприятиях страны.
Цель игры — формирование у студентов четкого понимания необходимости и содержания политики предприятия в области качества, обоснование механизма ее разработки с учетом специфики деятельности, а также определение роли данной политики в реализации важнейших стратегических и оперативных задач организации.
Условия игры:
1) преподаватель выполняет роль консультанта, который может оказывать помощь как проектным группам, так и членам экспертного совета;
2) исходная информация об организации включает: ее название, данные об отраслевой принадлежности, основных направлениях деятельности, организационную структуру управления, сформулированную миссию, а также важнейшие стратегические цели организации, сведения о реализуемых инвестиционных проектах; о взаимоотношениях с потребителями и поставщиками; о положении на рынке; о влиянии организации на общество (благотворительная деятельность, деятельность по охране окружающей среды и т.д.); об удовлетворенности персонала работой в организации; сводную таблицу, содержащую основные показатели, отражающие результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за три года. Студентам также предоставляются образцы содержания политики в области качества организаций различной отраслевой принадлежности.
Сценарий игры:
1) после распределения студентов на группы и проведения инструктажа преподавателем каждая из них выбирает себе руководителя. Группа, выполняющая роль руководства организацией, выбирает руководителя организации;
2) руководитель организации ставит перед группами задачу: разработать проект политики организации в области качества и доказать необходимость его принятия для данной организации в ходе презентации своего проекта;
3) руководители проектных групп получают комплект необходимой исходной информации об организации, обеспечивают обсуждение и оценку этой информации в своих группах. В это время руководство организации разрабатывает критерии оценки будущих проектов политики организации в области качества;
4) руководитель организации объявляет о конкурсе проектов политики организации в области качества и о создании экспертного совета по оценке его результатов, в состав которого входит руководство организации. Руководитель сообщает критерии оценки проектов;
5) группы под начальством своих руководителей работают над проектами политики в области качества. Итогом работы является оформленный проект;
6) группы осуществляют презентацию своего проекта, обосновывая необходимость его принятия для организации;
7) экспертный совет определяет лучший проект и награждает победителя и участников;
8) преподаватель подводит итоги игры.
Регламент игры — общее время проведения игры — 4 ч.
Результат игры — оформленные проекты политики организации в области качества.
Примером политики организации в области качества может служить разработка такой политики для Московского государственного университета печати, которая затем детализируется для факультета и группы (приложение 1).
Литература
Салимова Т. Интерактивные методы//Стандарты и качество. 2001. №1. С. 57-58.
Анализ Парето
Этот статистический метод используется для привлечения внимания к производственным проблемам или причинам, их вызывающим, чтобы прояснить картину распределения потерь в производстве, выявить наиболее важные из них. Различные причины по-разному влияют на возникновение потерь.
Осознанные действия по решению проблем позволяют ничего не упустить при их рассмотрении. Правильное определение проблем — это залог успешного их решения.
Анализ Парето — это методика, позволяющая определить проблемы, влияющие на уровень качества, и помогающая расставить приоритеты в их решении. С помощью ранжирования причин проблем данный метод позволяет сосредоточить усилия на устранении наиболее важных из них, влекущих появление потерь.
При проведении анализа данные статистического наблюдения оформляются в виде диаграммы Парето. Существует два вида таких диаграмм: диаграмма по результатам деятельности и диаграмма по причинам [2].
Диаграмма по результатам деятельности предназначена для выявления главной проблемы и отражает нежелательные результаты деятельности по факторам:
• качество (дефекты, отказы, рекламации и т. д.);
• себестоимость (затраты, объем потерь);
• сроки поставок (нехватка запасов, срыв сроков поставок и т. д.);
• безопасность (несчастные случаи, аварии и т. д.).
Диаграмма по причинам отражает причины одной из проблем,
возникающих в ходе производства, и используется для выявления главной из них, например, по следующим факторам:
• рабочий (смена, бригада, опыт работы, квалификация и т. д.);
• оборудование (смена, оснастка, организация использования и т. д.);
• материалы (изготовитель, вид материала, партия и т. д.);
• метод работы (условия производства, приемы работы, последовательность операций и т. д.).
Рекомендуется сначала строить диаграмму по результатам.
Для построения диаграмм Парето собираются статистические данные по факторам. Но прежде всего необходимо определить эти факторы. Данные собираются в помощью контрольных листков, форма которых разрабатывается для каждого конкретного случая в зависимости от содержания (признаков) необходимой информации. В
контрольных листках должны быть предусмотрены графы для подведения итогов по каждому проверяемому признаку.
Полученные данные сортируются по факторам в порядке убывания суммы случаев по каждому фактору. Вычисляются также общая сумма случаев по всем факторам и доля в процентах по каждому фактору — кумулятивный (накопительный) процент. Все полученные данные заносятся в таблицу (табл. 3.2).
Для построения диаграммы на вертикальной оси делается разметка от 0 до общей суммы количества случаев. Двигаясь слева направо, по данным для каждого фактора строится столбец с высотой, соответствующей сумме случаев по данному фактору.
С правой стороны диаграммы на вертикальной оси откладываются проценты от 0 до 100. Соответственно этой разметке по данным таблицы строится кумулятивная линия (рис. 3.1).
На диаграмме должна быть отражена информация о периоде наблюдения, месте наблюдения, смене, бригаде, продукции и др.
Прочие причины обычно отмечаются правым крайним столбцом.
Если нельзя оценить существующие проблемы в денежном выражении, то само исследование может оказаться неэффективным.
Причины потерь могут иметь комплексный характер. В этом случае необходимо их детализировать путем построения диаграмм Па-рето по отдельным причинам. Например, диаграмма Парето построена для комплексных причин А, Б, В, Г. Для детализации по комплексной причине А, включающей четыре причины, строится диаграмма Парето по причинам А1, А2, A3, А4.
Построив диаграммы результатов и причин за определенный период, разрабатывают мероприятия по устранению причин, приносящих наибольшие потери. Далее проводится новое исследование с помощью анализа Парето для тех же проблем качества.
Сравнив содержание диаграмм Парето, можно наглядно увидеть эффективность проведенных мероприятий.
Пример анализа Парето
Используя анализ Парето, исследуйте результаты работы за месяц двух бригад на участке изготовления оригиналов для факсимильной передачи полос в цехе иллюстрационных форм. Каждая бригада работает по две смены через день при пятидневной рабочей неделе. Начинает первая бригада.
Исходные условные данные приведены в табл. 3.1* .
Таблица 3.1
Данные о дефектах
Решение
1. Построим диаграмму по результатам деятельности. Для этого составим специальную таблицу (см. табл. 3.2), используя данные табл. 3.1.
* Здесь и далее в таблицах и рисунках используются следующие условные обозначения:
D — плотность «светов» и «теней» за пределами допуска; □ — дефекты монтажа (полосы перепутаны или косо смонтированы); О — слабый текст; ш - завуалированная бумага.
Таблица 3.2 |
Рис. 3.1. Диаграмма по результатам деятельности
Рисунок 3.1 показывает, что число дефектов плотности «светов» и «теней» находится за пределами допуска. Ими надо заняться в первую очередь.
2. Проведем построение диаграмм по причинам дефектов. 2а. Рассмотрим результаты работы каждой из бригад, используя данные табл. 3.3.
Таблица 3.3
Рис. 3.2. Диаграммы работы бригад
Из рис. 3.2 видно, что вторая бригада допускает больше дефектов, чем первая. Надо разобраться в причинах этого.
26. Рассмотрим результаты работы по дням недели (табл. 3.4), используя данные табл. 3.1.
Таблица 3.4
Как показывает анализ рис. 3.3, больше всего дефектов совершается в понедельник (16). Надо разобраться почему.
3. По результатам анализа Парето устанавливаются причины появления дефектов и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Например, причиной дефектов вида Л является запаздывание сдачи материалов редакциями. Для устранения этого вида дефектов необходимо проводить денситометрические измерения на всех этапах изготовления продукции.
Рис. 3.3. Диаграммы работы по дням недели
Литература
1. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под ред. А. М. Эрделевского. — М.: Юристъ, 2003.
2. Журнал «Спрос».
Оценка качества продукции
В современных условиях важное значение имеет объективная оценка качества продукции (в любых формах предоставления результатов) на всех этапах ее жизненного цикла с учетом взаимосвязи качества, количества и цены потребления. Оценка качества — систематическая проверка, позволяющая понять, насколько объект способен выполнять установленные требования (МС ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь»).
Большое многообразие выпускаемой продукции требует наличия различных показателей, позволяющих оценить уровень качества продукции.
Оценка уровня качества — это совокупность ее операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значения этих показателей и сопоставление их с базовыми (ГОСТ 15467-79).
Качество издательской продукции в значительной степени зависит от группы свойств, связанных с ее изготовлением на полиграфических предприятиях. Полиграфический процесс специфичен и сложен. Для оценки качества полиграфического исполнения книжно-журнальной и изобразительной продукции используют метод балльной оценки качества, состоящий в выявлении статистическим методом дефектов исполнения и установлении их значимости в баллах. Методика оценки изложена в Положении об оценке и экономическом стимулировании улучшения качества полиграфического исполнения издательской продукции (1982).
Методические указания
В зависимости от назначения и типа все печатные издания подразделяют на три класса. Наиболее высокие требования предъявляются к первому классу (издания по искусству, подарочные издания и др.). Ко второму классу относятся собрания сочинений, учебники для вузов и техникумов, художественная и научная литература и др. К третьему классу относят издания, рассчитанные на краткие и средние сроки пользования (производственные издания, учебные пособия без иллюстраций, однокрасочные текстовые журналы и др.).
Дефекты, обнаруженные в контрольном экземпляре издания, фиксируются баллами дефектности. При этом один балл дается за один или группу незначительных дефектов, два балла — за один средний или группу незначительных дефектов, три балла — за значительный дефект с отступлением до нижнего предела допуска (табл. 5.1, 5.2, 5.3).
Критический дефект — дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо (ГОСТ 15467-79).
Если критический дефект экономически нецелесообразно или невозможно устранить, то контрольный экземпляр издания считается неисправимым браком.
К критическим дефектам относятся:
1. Перевернутые, пропущенные полосы, иллюстрации и подписи к ним.
2.Рваные, мятые, грязные листы.
3.Непропечатка, отмарывание, смазывание краски.
4.Грубые дефекты печати иллюстраций (царапины, пятна и др.).
5.Несовмещение красок при многокрасочной печати.
6.Грубое несоответствие цветопередачи на оттиске пробному оттиску, утвержденному издательством.
7.Неприводная печать.
8.Неверная фальцовка.
9.Неправильная вставка блока в переплетную крышку (крытье обложкой).
10. Выпадение элементов блока.
11. Отклонение от формата обрезки.
12. Полная потеря товарного вида из-за дефектов переплетной
крышки, обложки, отделки издания и др.
Качество изданий оценивают статистическим методом, суммируя баллы дефектности по результатам просмотра контрольных экземпляров, выбранных из тиража. Качество формных процессов опре-
деляется путем постраничного просмотра одного контрольного экземпляра из тиража. Качество печатных и брошюровочно-переплет-ных процессов определяется по 20 контрольным экземплярам из тиража, а затем рассчитывается средний балл дефектности издания.
В методике разработаны специальные таблицы дефектов по группам формных, печатных и отделочных процессов, где указываются предельные цифровые значения по сумме баллов дефектности, которые относят издание к одной из категорий качества: «отличное», «хорошее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное» (с исправимыми дефектами, требует доработки). По категориям качества вводятся оценочные коэффициенты. «Отличное» качество оценивается коэффициентом 5, «хорошее» — 4, «удовлетворительное» — 3, «неудовлетворительное» — 2.
На основе этих коэффициентов рассчитывается средний показатель качества полиграфического исполнения продукции (К):
где K1 K2 K3, K4 — доли продукции в процентах, выпущенной предприятием (цехом) за календарный период и получившей соответственно оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При расчете среднего показателя качества оценочный коэффициент 2 не изменяется после исправления дефекта.
Средний показатель качества полиграфического исполнения продукции может являться показателем, учитываемым в системе материального стимулирования работников.
Виды дефектов и количество баллов дефектности в зависимости от класса изданий по группам формных, печатных и брошюровочно-переплетных процессов указаны соответственно в табл. 5.1, 5.2, 5.3.
Предельные значения сумм баллов дефектности и оценочные коэффициенты книжно-журнальной и изобразительной продукции для всего издания и по группам формных, печатных и брошюровочно-переплетных процессов указаны соответственно в приложениях 2, 3, 4 и 5.
Подробное описание дефектов дано в рассмотренном Положении и технологических инструкциях по процессам.
Таблица 5.1
Таблица 5.2Ошибка! Закладка не определена.
Продолжение табл. 5.3 |
Продолжение табл. 5.2
Таблица 5.3
Задача 5.1
Определить средний показатель качества полиграфического исполнения продукции общим объемом 80 млн. приведенных краско-оттисков (кр.-отт.)
Качество полиграфического исполнения выпущенной продукции было оценено следующим образом: «отлично» — 12 млн. кр.-отт., «хорошо» — 40 млн. кр.-отт., «удовлетворительно» — 24 млн. кр.-отт. и «с исправимыми дефектами» — 4 млн. кр.-отт.
Задача 5.2
Оценить качество полиграфического исполнения конкретной издательской продукции (книги, журнала), используя методику балльной оценки качества по группам формных, печатных, брошюро-вочно-переплетных процессов и всего издания.
Литература
1. Гунько С. Н., Демков В. И. Словарь по полиграфии и полиграфической технологии. Понятия и определения. — М., 1995.
2. Каган Б., Стефанов С. Словарь полиграфических терминов. — М.: Репро ЦЕНТР М, 2005.
3.Наборные и фотонаборные процессы: Технологические инструкции.— М., 1983.
4. Фоторепродукционные процессы: Технологические инструкции. — М., 1984.
5. Процессы офсетной печати: Технологические инструкции. — М.: ВНИИ полиграфии, 2000.
6. Процессы высокой печати: Технологические инструкции.—М., 1982.
7.Брошюровочно-переплетные процессы: Технологические инструкции. — М., 1984.
8.ОСТ 29.124-94. Издания книжные. Общие технические условия.
9. ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. Общие технические условия.
6. Семинарские занятия на общую тему: «Проблемы менеджмента качества»
При изучении дисциплины «Управление качеством» предусматривается проведение семинарских занятий по актуальным проблемам менеджмента качества:
• Формирование культуры качества организации.
• Непрерывное улучшение в TQM.
• Проблемы процессного подхода в TQM.
• Бенчмаркинг как эффективный метод менеджмента качества.
• Мотивация персонала в менеджменте качества.
• Человеческий фактор в менеджменте качества и др.
При проведении семинарских занятий предполагаются выступления студентов и организация дискуссий по указанным проблемам.
При подготовке к семинарским занятиям студенты осуществляют самостоятельный поиск необходимого материала, используя литературные источники, Интернет, опыт полиграфических предприятий.
Литература
1. Исаев И.И., Исае