Роль и место регионального управления в системе управления народным хозяйством страны

Как отмечалось выше, региональная экономическая система (РЭС) представляет собой неотъемлемую часть, подсистему народного хозяйства страны в целом. Соответственно, система регионального управления представляет собой подсистему управления народным хозяйством страны в целом.

Указанное положение определяет специфику, особенности управления РЭС любого региона. На рисунке представлена принципиальная схема управляющих воздействий, испытываемых региональной экономической системой.

У1 – комплекс макроэкономических регуляторов, федеральное законодательство в социально-экономической сфере, бюджетные нормативы и др.

У2 – экономическое законодательство, бюджет региона, концепции развития региона.

У3 – комплекс управленческих воздействий со стороны ОМСУ. Каждый из ОМСУ оказывает управляющее воздействие на муниципальное образование, а весь комплекс управленческих воздействий оказывает влияние на РЭС в целом. Муниципальный бюджет, муниципальные программы развития и др.

У4 – управляющее воздействие федеральных органов управления на региональные органы управления (ФЗ №184).

У5 – управляющее воздействие региональных органов управления на местное самоуправления (региональное законодательство о местном самоуправлении).

У6 – управляющее воздействие федеральных органов управления на местное самоуправление (ФЗ №131).

При формировании системы управления РЭС одной из основных является проблема определения потенциальной степени воздействия на объект управления со стороны органов управления разных уровней. Степень данного воздействия определяется:

- размером полномочий каждого уровня управления;

- объемом ресурсов всех видов, которые могут быть задействованы в процессе управления.

В соответствии с действующим законодательством, субъекты РФ пользуются всей полнотой государственной власти (рычагами управления РЭС) вне пределов исключительного ведения Федерации, а также совместного ведения Федерации и субъектов РФ.

В исключительном ведении РФ находятся:

· комплекс макроэкономических регуляторов: денежная эмиссия, основы ценовой политики, таможенное законодательство;

· федеральная государственная собственность и управление ею;

· федеральный бюджет, налоги, сборы, фонды;

· внешнеэкономические связи РФ;

· формирование федеральных органов власти и управления, включая территориальные органы федеральных органов власти.

Таким образом, весь комплекс регуляторов, определяющих общие экономические условия функционирования РЭС, выходит за пределы компетенции регионов. Следовательно, РЭС должна функционировать и развиваться в объективно заданных извне региона условиях.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

· вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными, лесными ресурсами и др., находящихся в регионах; законодательство по этим вопросам;

· вопросы разграничения собственности по уровням;

· установление общих принципов налогообложения и сборов;

· установление общих принципов организации органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, к предметам совместного ведения относятся, преимущественно, процессы, определяющие условия функционирования и развития РЭС в системе народно-хозяйственных связей страны. Это предполагает необходимость реализации скоординированной системы управляющих воздействий двух уровней – федерального и регионального.

К компетенции органов регионального управленияотносятся вопросы обеспечения функционирования и развития хозяйственных комплексов регионов как самостоятельных объектов управления:

разработка текущих и долгосрочных прогнозов развития экономики;

определение приоритетных направлений развития регионов;

разработка отраслевых и территориальных программ и планов развития;

стимулирование инвестиционной активности в регионе;

формирование, исполнение бюджета региона;

управление государственной собственностью субъекта Федерации;

структурная перестройка экономики региона;

реализация федеральных программ развития на территории региона и др.

Из рассмотренного можно сделать вывод, что система регионального управления должна отвечать следующим основным требованиям.

Система регионального управления должна

· рассматривать РЭС как самостоятельно функционирующий и развивающийся объект управления, но действующий в системе сложившихся народно-хозяйственных связей страны, существующего межрегионального разделения труда.

· соответствовать заданным из-за пределов региона макроэкономическим условиям.

· органически взаимодействовать с системой управления верхнего уровня – системой федерального управления.

· соответствовать специфическим особенностям региона.

· обеспечивать эффективное выполнение всех составляющих процесса управления регионом (определения целей, задач, приоритетов развития, формирование структур регионального управления).

· обладать свойствами гибкости, самонастраиваемости, адаптивности к динамично изменяющимся внешним условиям.

· обеспечить расширенное воспроизводство всех составляющих РЭС.

Содержание и основные функции регионального управления

В соответствии с рассмотренной выше комплексной структурой РЭС как объекта управления и в соответствии с распределением предметов ведения и полномочий между уровнями управления, в структуре регионального управления должны присутствовать подсистемы управления производственно-экономическим комплексом региона, социальным комплексов, бюджетно-финансовой сферой.

Наши рекомендации