Цели и организационно-правовое основы управления в области охраны природы и использования природных ресурсов

Цель управления в области охраны природы и использования природных ресурсов заключается в обеспечении выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Управление природопользованием осуществляется Правительством Республики, министерствами и ведомствами, местными органами управле­ния, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуата­цией природных ресурсов. Управление природопользованием осуществляется посредством научно-обоснованного планирования рационального использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-техниче­ских и экономико-экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением.

В государственных программах охраны окружающей среды и рациональ­ного использования природных ресурсов определены главные задачи в области охраны природы и рационального природопользования и основные направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.

Для управления охраной окружающей среды и обеспечения рационального исполь­зования природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решение следующих задач:

· осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;

· разработка и проведение единой научно-технической политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, координация деятельности в этой области;

· государственный контроль за использованием и охраной земель,

поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и

животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных

ископаемых;

· подготовка и представление правительству предложений и рекомендаций для включения их в Государственную программу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение принятой программы;

· разработка предложений по совершенствованию экономического механизма охраны окружающей среды, утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;

· осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил республики, контроль за соблюдением экологических норм при раз­работке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проек­тов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздейст­вие на состояние окружающей среды и природных ресурсов.

Комплекс задач, стоящих перед государством в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, решается органами государственного управления общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Парламент, Правительство, Мажилис, местные представительные органы. Решения комитетов по охране окружающей среды, принимаемые в пределах их ком­петенции, являются обязательными для исполнения всеми предприятиями и организациями.

Органы представительной власти по своему назначению выполняют руководящую роль в охране природы и рациональном природопользовании. Так, Парламент Республики Казахстан занимается нормотворчеством, то есть законодательным выражением экологической политики государства, определяя основные направления деятельности исполнительной власти. Именно поэтому представительные органы власти не принимают непосредственного участия в правоприменительном процессе. Их цель — создание экологического права, той правовой базы, которая обеспечила бы охрану окружающей природной среды и рациональное природопользование.

Центральное место в правоприменительном процессе принадлежит органам и должностным лицам исполнительной власти. Исполнительная власть представляет сложную и разветвленную систему. И именно в этой системе механизм применения экологического законодательства проявляет уровень своей эффективности. В республике наблюдается процесс укрепления исполнительной власти, поэтому роль Президента в механизме правоприменения чрезвычайно велика.

Полномочия Президента по управлению в области охраны окружающей среды достаточно широки. Он утверждает государственные программы, издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. В целях совершенствования структуры органов управления охраной окружающей природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов Республики Казахстан Президент постановил сформировать на республиканском, областном и районном уровнях единую вертикальную систему органов государственного управления и контроля за сохранением и оздоровлением окружающей природной среды, воспроизводством и рациональным использованием природных ресурсов государства.

Пределы общей компетенции Правительства в области охраны природы и рационального природопользования определены в Конституции Республики Казахстан, в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве» от 18 декабря 1995 года.

Деятельность Правительства связана с определением и решением наиболее важных общих мер и установлением основных направлений в данной области, разработкой и реализацией государственной экологической программы, определением экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов. Содержание этих правомочий составляет сущность государственных экологических мер. Большое значение в регулировании экологических отношений имеют нормативные акты, издаваемые Правительством Республики Казахстан. Наряду с охраной окружающей среды, эти органы взаимодействовали с международными экологическими организациями и ведали вопросами, входящими в круг их компетенции.

По объему и характеру компетенции эти государственные органы подразделяются на три вида: межотраслевые, отраслевые, функциональные. Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач. К ним относится Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан. По выполняемым функциям министерство это имеет ряд особенностей. Первая из них — комплексное выполнение контрольно-инспекционных функций. Другая особенность заключается в том, что Министерство экологии и природных ресурсов относится к числу хозяйственных министерств, оно не ведает управлением использования природных ресурсов. Отсюда вытекает третья особенность — функция государственного экологического контроля находится, как и должно быть, в отрыве от руководства эксплуатацией природных ресурсов. Правовой статус министерства складывается из следующих функций: координационной, регулятивной, контрольно-инспекционной, разрешительной, информационной, международной. При регулировании природопользования Министерство экологии и биоресурсов утверждает нормы и правила использования природных ресурсов, правила ведения хозяйственной деятельности, которая оказывает влияние на окружающую природную среду. Эти нормы и правила имеют обязательное юридическое значение для всех природопользователей, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Координация тесно связана с регулятивной функцией, в процессе которой Минэкологии и биоресурсов издает нормативные акты по охране и рациональному использованию природной среды, обязательные для всех природоохранительных органов и природопользователей.
Важное значение в деятельности министерства имеет информационная функция. Минэкологии обязано выдавать своевременную и правдивую информацию о состоянии окружающей среды и ее изменениях под воздействием хозяйственной деятельности. Ей принадлежит ведущая роль в руководстве охраной природно-заповедного фонда, организации экологического образования и воспитания, развитии международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.
Отраслевое управление в области охраны природы и использования природных ресурсов строится в основном по признаку его объектов. Права и обязанности органов государства в области управления природными ресурсами определяются законодательными актами, а также положениями, утвержденными Правительством, которые регламентируют их деятельность.
3. Закон Республики Казахстан « Об охране окружающей среды». Закон РК «Об экологической экспертизе в РК». О правах и экономической ответственности за рациональное использование природных ресурсов

Закон Республики Казахстан « Об охране окружающей среды» принят от 15 июля 1997года №160-1, изменения и дополнения введены 31.01.2006 года. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.

Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. Законодательство Республики Казахстан об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законов об охране, воспроизводстве и использовании природных ресурсов, а также других законодательных и иных нормативных правовых актов.

Охрана окружающей среды осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов:

приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения;

сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем окружающей среды в целях перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию в условиях рыночных отношений и удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей в здоровой и благоприятной окружающей среде;

обеспечения экологической безопасности и восстановления нарушенных естественных экологических систем на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой;

рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, поэтапного введения платы за природопользование и внедрения экономического стимулирования охраны окружающей среды;

предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, оценки возможного воздействия на окружающую среду;

Правительство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды:

разрабатывает основные направления государственной политики, стратегические меры по ее осуществлению;

разрабатывает государственные экологические программы и программы по различным направлениям природопользования, представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан;

разрабатывает основные направления государственной политики в области обращения с отходами;

утверждает концепции по различным видам природопользования, устанавливает порядок государственного устройства природопользования, утверждения и реализации схем комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, ведения государственного учета и государственных кадастров природных ресурсов, а также участков и источников загрязнения окружающей среды.

В целях определения количества и качества природных ресурсов, используемых для нужд населения и отраслей экономики, ведутся государственный учет и государственные кадастры природных ресурсов, представляющие собой совокупность сведений об их состоянии, использовании, воспроизводстве и охране.

Государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов проводится с целью обеспечения принятия управленческих и хозяйственных решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет:

1) бюджетных средств;

2) средств экологического страхования;

3) собственных средств природопользователей;

4) добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется посредством предоставления предусмотренных законодательством Республики Казахстан льгот и преференций юридическим лицам - природопользователям, эффективно осуществляющим охрану окружающей среды, и иных мер стимулирующего характера.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды может осуществляться при помощи мер, не противоречащих законодательству. Экологическое страхование представляет собой комплекс отношений, связанных с защитой имущественных прав физического или юридического лица (застрахованных) при наступлении риска ответственности по обязательствам, возникающим из договора вследствие причинения вреда окружающей среде, жизни, здоровью или имуществу других лиц.

Экологическое нормирование ставит целью установление научно- обоснованных предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность и охрану здоровья населения, обеспечивающих предотвращение загрязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Согласно статьи 38, в целях предотвращения загрязнения окружающей среды с учетом всех источников и объемов загрязнения на соответствующей территории, комплексного их влияния на здоровье населения, растительный и животный мир устанавливаются по каждому источнику загрязнения нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов.

Экологические требования при использовании земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, объектов охраны окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий и территорий с неблагополучной экологической обстановкой определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, вызывающая разрушение естественных экологических систем, уничтожение генетических фондов человека, растительного и животного мира, изменения окружающей среды, опасные для жизни и здоровья населения.

Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и с использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии и производства, они должны оснащаться эффективными средствами для очистки, обезвреживания и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, применять безопасные виды топлива, экономно и рационально использовать природные ресурсы, принимать меры по экологической безопасности.

В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза, где в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. №13-Ш со статьей 64 внесены изменения. Законодательство Республики Казахстан об экологической экспертизе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих вопросы экологической экспертизы. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы с целью предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения Республики Казахстан..

Экологическая экспертиза заключается в определении соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.

Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) в пределах компетенции, определенной законодательством Республики Казахстан об экологической экспертизе. Она носит обязательный характери должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения.Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается.

Общественная экологическая экспертиза - вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций для экологической оценки любых видов деятельности. Она может осуществляться независимо от проведения по тем же объектам государственной экологической экспертизы. Заключение общественной экспертизы носит информационный и рекомендательный характер.

Целями экологической экспертизы являются:

1) предотвращение возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;

2) оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;

3) обеспечение экспертной оценки прогнозируемых изменений экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил.

Повторная государственная экологическая экспертиза проводится в случаях изменения условий природопользования, после доработки материалов по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы, на основании решения судебных органов, а также может быть инициирована по решению Правительства и центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.

В документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, должны отражаться решения по:

1) внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов;

2) рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления;

3) обеспечению эффективной очистки сточных вод, а также их использованию для технических нужд с приоритетом отказа от сброса неочищенных вод в природные водотоки и водоемы, на рельеф местности;

4) действенности и гарантированности обосновывающих мер, касающихся охраны атмосферного воздуха от загрязнения;

5) сохранности и восстановлению почвенного, растительного покрова и животного мира, неуклонному соблюдению статуса объектов природно-заповедного фонда;

6) обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.

При организации и проведении экологической экспертизы руководители экспертных органов независимы и действуют в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Экспертная комиссия образуется для проведения экологической экспертизы конкретного объекта органом, имеющим право назначать, инициировать и проводить государственную или общественную экологическую экспертизу. В составе экспертной комиссии образовываются группы по направлениям экспертных исследований.

Экспертом государственной экологической экспертизы является лицо, имеющее специальные познания и обладающее достаточным опытом, необходимым для проведения экологической экспертизы, и привлеченное в установленном порядке экспертным органом к проведению экологической экспертизы. Эксперт государственной экологической экспертизы несет ответственность за выполненную им экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан. Он имеет право:

1) дополнительно привлекать к проведению экологической экспертизы высококвалифицированных специалистов;

2) вносить предложения по совершенствованию организации работы экспертизы, методологии, порядку и принципам ее осуществления;

3) формировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственных экологических экспертиз.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, платежей за проведение экспертных работ. Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных экологических объединений и фондов или на общественных началах.

Заключения экологической экспертизы могут быть признаны недействительными в случае, когда при их подготовке допущены:

1) нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;

2) невыполнения или искажения экологических норм и правил, требований экологической безопасности, охраны окружающей среды, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов;

3) нарушения права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, других экологических прав и интересов населения, прав участников эколого-экспертного процесса;

4) иные случаи, нарушающие права сторон, участвующих в экологической экспертизе.

Вопросы для контроля и самопроверки знаний студентами

1Какие основные требования предъявляются к экологической экспертизе в РК?

2.Что представляет собой организация охраны окружающей среды?

3.В чем особенности природных ресурсов Казахстана?.

4.Как формируются организационно-правовые основы управления в области охраны природы и использования природных ресурсов?

5.Какие принципы лежат в основе экологической экспертизы?

6.Что такое экологическая экспертиза? Какие ее виды вам известны?

7.В чем заключаются права и экономическая ответственность за рациональное использование природных ресурсов?

Список рекомендуемой литературы

1. Закон Республики Казахстан « Об охране окружающей среды».

2. Закон РК «Об экологической экспертизе в РК»

3.Родионова В.Н. Организация производства на промышленных предприятиях в современных экономических условиях. – Воронеж: ВГТУ, 2003.

4.Фатхутдинов Ф.Р. Организация производства - М.:Высшая школа, 2004

Наши рекомендации