Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

16. Численность человечества. Демографический взрыв. Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человечества.

17. Антропогенный круговорот веществ. Безотходные и малоотходные технологии. Энерго- и ресурсосбережение.Особенности использования и охраны исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов

18. Рациональное использование естественных экосистем (лесных, водных, болотных, горных, естественных кормовых угодий). Нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы.

19. Снижение биоразнообразия – глобальная экологическая проблема. Причины исчезновения видов (популяций) и их охрана. Красная книга РБ.

20. Виды особо охраняемых природных территорий. Биосферные заповедники. Охрана экосистем в РБ

3.2.5Особенности антропогенных экосистем и их воздействие на здоровье человека.

21. Особенности агроэкосистем. Экологические проблемы сельскохозяйственного производства. Производство экологически безопасной продукции.

22. Городские и промышленные экосистемы. Очистка стоков и выбросов. Проблема отходов и их утилизации

23. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почв. Важнейшие загрязняющие вещества.

24. Особо опасные загрязнители среды (ртуть, свинец и другие тяжелые металлы, диоксины, бензпирен и полихлорбифенилы). Биоаккумуляция

25. Состояние окружающей среды и здоровье человека. Нормирование загрязнений.

26. Биотехнологические методы очистки и биологические методы контроля качества очистных мероприятий. Биоиндикация

Основы экономики природопользования и экологического права

27. Органы экологического управления. Экономические механизмы рационального природопользования (платность природопользования).

28. Экологическое законодательство. Профессиональная ответственность за экологические правонарушения.

29. Экологический мониторинг. ОВОС. Экологическая экспертиза

30. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Биосфера и человек.

31. Структура и границы биосферы. Учение В.И. Вернадского. Роль живых организмов в биосфере.

32. Круговороты важнейших биогенных элементов в биосфере и их антропогенные нарушения.

33. Ноосфера. Пути выхода из экологического кризиса. Концепция устойчивого развития.Экологический императив. Законы Б.Коммонера.

34. Причины глобального экологического кризиса. Глобальные экологические проблемы, вызванные хозяйственной деятельностью человека

35. Парниковый эффект, кислотные дожди и разрушение озонового слоя как глобальные экологические проблемы

4 подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам

Чтобы достаточно полно и глубоко усваивать материал студенты должны приходить на занятия подготовленными. В ходе подготовки к практическим занятиям и лабораторным работам необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебника, лекционным материалом, составить конспект, содержащий ответы на предложенные вопросы, и подготовиться к устному ответу на них.

Подготовка к практическому занятию №1

Структура и Методы экологии

1) Что изучает экология? Почему в 20 веке наблюдалось бурное развитие этой науки?

2) Дайте определения понятий организм, популяция, экосистема, биоценоз, биотоп, биосфера.

3) Назовите важнейшие глобальные экологические проблемы.

Подготовка к практическому занятию №2

Взаимодействие экологических факторов

1) Что называется биологическим оптимумом? Сформулируйте закон оптимума и приведите примеры его действия.

2) В чем биологический смысл законов минимума и толерантности? Что такое лимитирующий фактор? Приведите примеры.

3) Что такое экологическая пластичность? Дайте определение эврибионтных и стенобионтных видов? Приведите примеры.

Подготовка к практическому занятию №3

Динамика численности популяции

1) Что такое популяция? Применим ли термин «популяция» к человеку?

2) Что такое демографический взрыв, в каких странах он наблюдается, и каковы его причины?

3) Какова демографическая ситуация в России и связана ли она с экологией и экономикой?

4) Рост народонаселения и возможности биосферы.

5) Каковы пути регулирования роста народонаселения?

Подготовка к практическому занятию №4

Популяция (Решение задач)

1) Что такое возрастная пирамида? Можно ли прогнозировать будущее развитие популяции по характеру возрастной пирамиды?

2) Какие демографические свойства популяции оказывают влияние на динамику ее численности?

3) Назовите два типа кривых роста численности. Какие причины их обусловливают?

4) Модифицирующие и регулирующие факторы динамики численности.

Подготовка к практическому занятию №5

Биоценоз (Решение задач)

1) Из каких элементов состоит биоценоз? Что их объединяет?

2) Какие существуют биотические связи в биоценозе?

3) Какие биотические факторы вносят наибольший вклад в регуляцию численности популяции на разных уровнях плотности?

Подготовка к практическому занятию №6

Наши рекомендации