Характеристика и общий анализ деятельности предприятия

Иркутская государственная экономическая академия

ПРОГРАММА

МАРКЕТИНГОВОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 3-го курса дневной формы обучения

по специальности 061500 «Маркетинг»

Издательство ИГЭА

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Иркутской государственной экономической академии

Составитель канд. экон. наук, доц. И.В. Игнатьева

Под редакцией д-ра экон. наук, проф. Н. В. Поляковой

Программа маркетинговой практики для студентов 3-го курса дневной формы обучения по специальности 061500 «Маркетинг» / Сост. И. В. Игнатьева; Под ред. Н. В. Поляковой. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. – 14 с.

Включает описание целей и задач практики, ее организацию, содержание маркетинговой практики, требования к отчету, его содержанию и защите.

При ее подготовке использованы программы предпринимательской практики, разработанные профессором кафедры маркетинга А.В. Щуром и доцентом кафедры менеджмента в сфере услуг Б.Г. Туренко.

© Издательство ИГЭА, 2002

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Маркетинговая практика студентов является важнейшей частью учебного процесса подготовки специалистов-маркетологов, предусматривающую сочетание теоретических знаний и практических навыков.

Согласно учебному плану для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг», предусмотрено две практики: маркетинговая и преддипломная.

Целями маркетинговой практики являются закрепление теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса (по экономике, менеджменту, маркетингу, коммерческой деятельности, товароведению и др.), формирование навыков по применению этих знаний на практике, приобретение профессионального опыта.

Задачи маркетинговой практики:

· подготовка студентов к маркетинговой деятельности;

· закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

· приобретение умений и навыков в области маркетинга;

· изучение маркетинговых технологий;

· приобретение опыта оценки социального, экономического, организационного и технологического уровня развития фирм и разработки основных направлений достижения целей организации;

· приобретение навыков сбора и анализа маркетинговой информации;

· приобретение опыта планирования маркетинговой деятельности;

· приобретение навыков делового общения и опыта работы в трудовом коллективе;

· выполнение конкретных заданий фирмы по решению проблем маркетинговой деятельности;

· сбор материалов по научно-исследовательской работе (НИР).

Содержание практики определяется настоящей программой. За время прохождения практики студенты также выполняют индивидуальные задания руководителей, привлекаются к НИР.

По итогам прохождения практики студенты представляют отчет. В отчете должны быть освещены все разделы. По возможности следует в отчете привести копии наиболее важных документов: договоров, калькуляций, смет, балансов и т.д.).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

В качестве базы для прохождения маркетинговой практики студентам могут быть предложены следующие предприятия и организации:

· производственные предприятия всех отраслей народного хозяйства (промышленность, строительство, транспорт, связь, энергетика и др.);

· предприятия сферы услуг (туризм, отдых, развлечения и т.п.);

· коммерческо-посреднические организации;

· внешнеэкономические (экспортно-импортные) организации;

· научно-исследовательские организации;

· консалтинговые и аудиторские фирмы;

· коммерческие банки;

· рекламные агентства;

· общественные и политические объединения.

Для руководства практикой назначается руководитель, являющийся работником данного предприятия. Им должен быть квалифицированный специалист, имеющий высшее образование и соответствующую должностную категорию.

Учебно-методическое руководство практикой студента осуществляется преподавателем-руководителем от кафедры маркетинга, который в процессе практики:

· совместно с руководителем от предприятия и практикантом определяет календарный план практики;

· осуществляет регулярные консультации по вопросам прохождения практики;

· осуществляет контроль за выполнением студентом программы практики;

· по окончании практики рассматривает отчет по практике;

· принимает участие в работе комиссии по приему и защите отчетов по практике.

Примерный график прохождения практики:

· оформление документов, ознакомление с предприятием и целями деятельности – 5 дней;

· изучение основных аспектов маркетинговой деятельности – 14 дней;

· разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия - 5 дней;

· разработка стратегических направлений маркетинговой деятельности – 4 дня;

· написание отчета по практике – в течение всего периода практики.

Студенты перед началом практики должны ознакомиться с программой. При прохождении практики студенты обязаны:

· соблюдать правила внутреннего распорядка организации;

· выполнять в полном объеме все задания, предусмотренные программой практики, а также индивидуальные задания, выданные преподавателем-руководителем практики;

· нести ответственность за выполнение порученной работы и ее результаты наравне со штатными работниками предприятия;

· подготовить отчет о прохождении практики и представить его на кафедру для защиты;

· в случае возникновения непредвиденной ситуации, осложняющей выполнение программы практики или препятствующей ее прохождению, незамедлительно поставить в известность руководителей практики от предприятия и кафедры (телефон кафедры 24-11-48).

В соответствии с графиком практика проводится на 3-м курсе в течение четырех недель с середины июня до середины июля. Допускаются также другие сроки прохождения практики по согласованию с деканом или заведующим кафедрой.

Отчет по практике студентом должен быть сдан до 5 сентября и защищен до 25 сентября.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Содержание практики определяется целями и задачами, изложенными выше. В процессе практики студентом должны быть:

а) изучены и освещены в отчете перечисленные ниже аспекты деятельности предприятия (3.1 – 3.6). Отчет должен содержать данные за ряд лет с тем, чтобы выявить динамику, тенденции исследуемых явлений;

б) по каждому из аспектов деятельности должны быть сделаны выводы и в случае необходимости разработаны соответствующие рекомендации;

в) предложены стратегические направления совершенствования и развития маркетинговой деятельности предприятия (организации).

Характеристика и общий анализ деятельности предприятия

Форма собственности и организационно-правовая форма предприятия. Краткая характеристика предприятия, его производственная структура, тип производства, структура управления. Цели и задачи предприятия, содержание хозяйственной деятельности, история предприятия. При необходимости для понимания хозяйственной ситуации и направлений развития предприятия дать характеристику отрасли.

Технология производства продукции (услуги).

Основные показатели хозяйственной, технико-экономической и финансовой деятельности предприятия, их динамика, которая позволяет определить тенденции развития предприятия. Показатели должны сопровождаться анализом факторов, определивших современное состояние предприятия. Показателями, которые позволяют судить о развитии предприятия, являются:

· объем и структура выпущенной продукции (предоставленных услуг);

· себестоимость (издержки) основных видов продукции (услуг);

· структура себестоимости;

· производительность труда и заработная плата;

· численность работающих по категориям;

· показатели движения кадров;

· стоимость используемых основных производственных фондов, их структура, движение, возрастной состав, показатели их использования;

· среднегодовая стоимость оборотных средств, их структура, показатели использования;

· величина и структура прибыли (доходов), направления ее использования;

· капитальные вложения и их окупаемость.

Система планирования работы предприятия (перспективное планирование, текущее планирование, оперативное планирование, планирование работы подразделений предприятия). Виды планов, их содержание и основные показатели. Планирование новых видов деятельности, новых товаров (услуг).

Организация и планирование материально-технического обеспечения (МТО) предприятия. Управленческая структура МТО, комплектации оборудования, внешней кооперации, взаимосвязи с другими подразделениями предприятия. Порядок и методика составления планов (заявок) МТО. Организационно-хозяйственные связи предприятия с поставщиками. Виды материалов и поставщики, с которыми установлены прямые длительные хозяйственные связи, прямые хозяйственные связи на год и через посредников. Основная нормативная документация на предприятии. Номенклатура норм. Методика расчета лимитов на отпуск материалов. Методы контроля за выполнением установленных норм.

Организация сбыта на предприятии. Структура службы сбыта, ее задачи и функции. Взаимосвязь отдела сбыта с другими структурными подразделениями предприятия. Взаимосвязь предприятия с потребителями продукции. Порядок и методика планирования плана поставок готовой продукции. Организация заключения договоров поставки и порядок оформления договоров. Порядок учета и оценка деятельности предприятия по поставкам продукции в номенклатуре и ассортименте. Выполнение плана поставок продукции. Виды хозяйственных договоров, заключаемых на предприятии. Претензионная работа, размер санкций за нарушение договорных условий. Планово-отчетная документация в отделе сбыта. Номенклатурные планы производства. Планы ассортиментной загрузки производства.

Виды складов, размеры складской площади и ее использование. Техническая оснащенность складов оборудованием. Технология выполнения складских операций. Соблюдение условий хранения материалов и готовой продукции и причины их потерь. Виды используемой тары, перспективы использования прогрессивной тары. Порядок учета и возврата тары.

Для коммерческо-посреднических предприятий или предприятий розничной торговли сущность, роль и содержание закупочной работы. Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Контроль и учет поступления товаров от поставщиков. Сущность, роль и содержание коммерческой работы по продаже товаров. Торговый профиль и специализация предприятия. Организация и технология оптовой продажи товаров. Формы и методы оптовой продажи товаров. Суммарный оптовый товарооборот. Продажа транзитом, продажа со складов. Оптово-розничные предприятия. Оптовые торговые услуги, их виды. Оптовые магазины. Основы типизации и планировки оптовых магазинов. Организация продажи товаров на мелкооптовом магазине-складе.

На розничных торговых предприятиях коммерческая работа по продаже товаров. Методы розничной продажи товаров и особенности маркетинговой деятельности, соответствующей типу продажи. Торговые услуги розничного предприятия.

Особенности планировки торгового зала и организация движения покупательских потоков. Организация количественной и качественной приемки товаров. Организация размещения и хранения товаров на складе магазина. Организация подготовки товаров к продаже. Размещение товаров в торговом зале. Выкладка товаров на прилавках магазина. Организация продажи. Стили продажи. Организация закупки товаров. Критерии выбора поставщика. Разработка плана закупок. Методы закупки и заказа. Договор купли-продажи.

Роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента. Управление товарными запасами на складах оптовых торговых предприятий и в магазинах.

Наши рекомендации