Производительность труда, показатели, методы измерения, роль показателя производительности труда при организации форм и систем оплаты труда
Производительность труда – это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ.Производительность труда определяется количеством продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени (час, смену, квартал, год) или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (на выполнение определенной работы).
Основные показатели производительности труда:
1. Выработка. В=Q/Чср.спис., где Q – объем продукции за период времени (месяц, квартал, год); Чср.сп – среднесписочная численность работников (или рабочих).
2. Трудоемкость - затраты рабочего времени на 1 единицу выпущенной продукции. Тр= Т /Q, где Т – затраты рабочего времени на производство продукции, в нормо-часах или человеко-часах; Q – объем произведенной продукции в натуральном выражении
Методы измерения производительности труда:
· Трудовой (Знорм/Зфакт)
· Натуральный
· Стоимостной
Рост производительности труда позволяет:снизить затраты труда на производство и реализации продукта, увеличить объем производства, проводить политику увеличения средней з/п, осуществить реконструкцию и техническое перевооружение, повысить конкурентоспособность предприятия, отрасли и страны в целом.
Показатели производительности труда (выработка и трудоемкость) позволяют определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.
Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная (но з/п на предприятии не может быть меньше МРОТ (с 1.01.2016 – 6204 руб. по стране; 11700 руб. – по СПб).
Повременная - это форма оплаты труда, при которой заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества выполненных работ. В зависимости от единицы учета отработанного времени применяются часовые, дневные и месячные тарифные ставки.
Сдельная форма оплаты труда применяется тогда, когда можно учитывать количественные показатели результата труда и нормировать его путем установления норм выработки, норм времени, нормированного производственного задания. При сдельной форме труд работников оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (выполненной работы и оказанной услуги).
При прямой индивидуальной сдельной заработной оплате трудазаработок рабоче- го определяется количеством произведенной продукции и расценкой за ее единицу, причем расценки постоянные и не зависят от выполнения норм выработки. При бригадной сдельной оплатетруд оплачивается по конечным результатам работы бригады в за- висимости от количества выполненной работы и расценок за единицу работы. Затем за- работная плата распределяется между членами бригады по установленному заранее прин- ципу (например, в соответствии с квалификацией и отработанным временем). Сдельно-премиальная система заработной платыпредставляет собой прямую сдельную систему, дополненную премированием за достижение определенных производственных показа- телей. При сдельно-прогрессивной оплате трудаза изготовление продукции в пределах установленной нормы выработки платят по неизменным расценкам. Продукция, произ- веденная сверх нормы, оплачивается по повышенным расценкам, прогрессивно возрастающим в зависимости от степени перевыполнения нормы. Косвенно-сдельная оплата трудаприменяется в некоторых отраслях для вспомогательных рабочих, труд которых в значительной степени влияет на выработку сдельщиков. Их заработная плата опреде- ляется по показателям работы обслуживаемых ими основных рабочих. Аккордная системасопутствует выполнению аварийных и других работ, которые необходимо произве- сти в сжатые сроки. При этом заранее устанавливается сумма заработка за весь объем работ, предусмотренных заданием. Повременно-премиальная системапредусматривает сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за достигнутые результаты. Разновидностью повременно-премиальной системы является окладная система, при которой оплата труда рабочих производится не по тарифным ставкам, а по месячным окладам.
44.Система планов предприятия: стратегическое, технико-экономическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование цели и роль в управлении экономической деятельностью предприятия. Принципы планирования и методы планирования
По содержанию плановых решений выделяют:
· Стратегическое планирование
· Технико-экономическое планирование
· Оперативно-календарное планирование
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу. Определяются наиболее общие глобальные направления деятельности организации. Российские организации, действующие в условиях предельно высокой неопределенности, разрабатывают стратегии на среднесрочный период (5 лет).
При стратегическом планировании принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса. Создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какую продукцию выпускать. На каких рынках лучше действовать, с какими партнерами вести бизнес, в какую отрасль перейти и т.д. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней среды, порождающей неопределенность будущего. Разрабатывая стратегию своего развития, организация обеспечивает себе конкурентные преимущества на рынке и, тем самым, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. Разработка стратегии – это прерогатива высшего руководства организации.
Технико-экономическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Технико-экономическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный период и является заботой среднего и низшего управленческого звена. В тактических (технико-экономических) планах отражаются мероприятия по расширению производства, обновлению продукции, улучшению ее качества, повышению производительности труда, техническому перевооружению и т.д.
В результате технико-экономического планирования составляется план экономического и социального развития организации, представляющий комплексную программу производственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.
Принятие решений на технико-экономическом уровне бывает менее субъективным и рискованным, чем при стратегическом планировании, т.к. менеджеры обладают более достоверной и конкретной информацией, и решения касаются в основном внутренних проблем. Такие решения легче оценить, т.к. они выражаются в конкретных цифровых результатах. Основной вопрос стратегического планирования – чего хочет добиться организация (цель), а тактическое планирование сосредоточено на том, как достигнуть такого положения (средства).
Оперативное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная его задача – конкретизация показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
Оперативно-календарное планирование (ОКП) увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм. Включая техническую подготовку производства, его материально-техническое обеспечение, создание необходимых запасов материальных ресурсов, обеспечение транспортными операциями, сбыт продукции и т.п. Оперативно-календарные планы составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену и доводятся до конкретных исполнителей: цехам, участкам, бригадам, отдельным работникам.
Ответственность за разработку ОКП несет низшее управленческое звено.
Если стратегическое планирование рассматривать, как поиск новых возможностей предприятия, тактическое следует считать процессом создания предпосылок (условий) для реализации этих новых возможностей. А оперативно-календарное планирование - процессом их реализации.
Бизнес-план - это план создания новой фирмы, выхода на рынок с новым видом товара или услуги и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.
Основными статьями бизнес-плана являются:
• возможности - основной целью этой части является то, чтобы в общих чертах обосновать эффективность планируемой деятельности;
• товары и услуги - этот раздел носит описательный характер и внимание акцентируется на конкурентоспособности товара или услуги;
• рынки - раздел содержит результаты исследования рынка с раскрытием всех основных вопросов маркетинга и ответы на вопросы о конкурентах, емкости рынка, порядка сбыта, мероприятиях по обеспечению вывода товара или услуги на рынок;
• финансовый проект - является обобщающей частью бизнес-плана, в которой отражены следующие вопросы: объем продаж и общая прибыль, процентное соотношение доходов и расходов, общий объем инвестиций, сроки окупаемости вложений, издержки производства и обращения. Характерный для современного периода развития производства непрерывный инновационный процесс требует все новых и новых инвестиций, однако не всегда они могут производиться за счет собственных средств компании, привлечь же вкладчиков можно лишь, убедительно доказав перспективность и доходность осуществляемых проектов. Поэтому переоценить здесь роль хорошо продуманного бизнес-плана трудно.
В условиях развивающейся рыночной экономики к числу основных принципов планирования относятся следующие:
1. Планирование должно носить системный характер, т. е. при разработке всех видов планов должен учитываться весь комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на работу предприятия.
2. Планирование должно носить научный характер, т. е. опираться на новейшие достижения теории и практики.
3. Планирование должно быть объективным и точным, т. е. оно базируется на достоверной информации, а принимаемые организационно-управленческие решения (ОУР) должны быть подтверждены аналитическими расчетами их экономической целесообразности.
4. Планирование должно базироваться на государственном подходе, т. е. вся хозяйственная деятельность предприятия должна отвечать не только интересам предприятия, но и общества в целом.
5. Планирование должно быть эффективным, т. е. затраты на его осуществление должны обеспечивать многократный эффект.
6. Планирование должно быть целевым, т. е. предприятие осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность в соответствии с поставленными целями (если предприятие в конечном счете достигает поставленных целей, то его деятельность считается спланированной качественно и эффективно).
7. Планирование опирается на принцип приоритетности решения экономических задач, стоящих перед предприятием.
К основным направлениям современных методологических основ планирования можно отнести:
– использование передовых методов расчетно-экономического обоснования планов;
– разработку методов оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий, их сбалансированности и рыночной устойчивости;
– разработку и внедрение соответствующей системы показателей планов предприятий;
– широкое применение научно обоснованных (прогрессивных) норм и нормативов.
45.План производства и реализации, производственная программа и программа сбыта. Показатели плана производства и реализации. Производственная мощность предприятия, роль показателя производственной мощности в обосновании производственной программы.
План производства и реализации продукции должен удовлетворять конкретные потребности покупателей (потребителей) и быть тесно связан с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;
- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;
- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;
- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.
План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана
Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.
Производственная программа включает следующие основные разделы:
· План по производству продукции предприятия.
· План выпуска продукции на экспорт.
· План по повышению качества продукции.
· План реализации продукции.
Стимулирование сбыта – кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара/услуги.
Этапы планирования мероприятий по стимулированию сбыта:
1.Разработка программы стимулирования.
2.Тестирование мероприятий по стимулированию сбыта.
3.Реализация программы стимулирования сбыта.
4.Анализ результатов стимулирования сбыта.
Основными показателями плана производства и реализации продукции являются:
– объем продаж;
– номенклатура и ассортимент выпуска продукции;
– объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении;
– объем валовой продукции с учетом изменения объемов незавершенного производства.
Производственная мощность предприятия определяется как максимально возможный объем производства продукции на данном оборудовании в заданном периоде. Более строгое определение позволяет рассматривать производственную мощность как максимально возможный годовой (суточный, сменный) объем выпуска продукции (работ, услуг) при заданных номенклатуре и ассортименте на данном оборудовании при определенном режиме работы.
Баланс производственных мощностей— специальный баланс через систему показателей, характеризующий состояние производственных мощностей, увязанное с условиями их воспроизводства и степенью использования.
При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предпри- ятия, а также при составлении баланса производственных мощностей различают: вход- ную, выходнуюи среднегодовую производственную мощность.
Выходная производственная мощностьпредприятия или его структурного подразде- ления — мощность на конец соответствующего периода. Рассчитывается как сумма вход- ной мощности на начало периода, мощности, введенной в течение этого же периода за счет различных источников, и мощности, выбывшей в этом же периоде.
Среднегодовая мощность— мощность, которой располагает предприятие или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей.
Баланс производственной мощностиможет быть выражен следующей формулой:
Мвых = Мвх + Морг + Мтн + Мном – Мвыб
Производственная мощность является величиной расчетной и определяется исходя из следующих положений.
1. Производственная мощность предприятия определяется в натуральном выражении в номенклатуре продукции, изготовляемой заводом. Мощность рассчитывается в единицах измерения продукции, принятых в плане (договоре).
2. Расчет производственной мощности ведется по всем производственным подразделениям предприятия в последовательности: от низшего производственного звена к высшему; от группы технологически однотипного оборудования — к производственным участкам; от участков — к цехам, от цехов — к заводу в целом.
3. Для расчета мощности используются основные производственные фонды; режим работы оборудования и использования площадей; нормы трудоемкости изделий и производительность оборудования.
Основными факторами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются:
§ состав и количество установленных машин, механизмов, агрегатов и т. д.;
§ технико-экономические нормы использования машин, механизмов, агрегатов и др.;
§ степень прогрессивности техники и технологии производства;
§ фонд времени работы оборудования;
§ уровень организации производства и труда;
§ производственная площадь предприятия (основных цехов);
§ намечаемые номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость производства продукции при данном оборудовании.
46. Стоимость и себестоимость продукции. Группировка затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции, назначение этих группировок. Роль себестоимости в определении цены.Себестоимость продукции. Понятие и видыСебестоимость — выраженные в денежной форме затраты, необходимые для возмещения износа основных фондов, потребленных оборотных средств и расходов на заработную плату рабочим и служащим, связанных с изготовлением продукции, организацией и управлением производством, а также расходов на реализацию продукции.Группировка по элементам затрат лежит в основе сметы затрат на производство - планового документа, отражающего все расходы предприятия, необходимые для выпуска определенного объема продукции и выполнения работ и услуг промышленного характера для собственных подразделений и сторонних заказчиков. В соответствии с экономическим содержанием все затраты предприятия, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по экономическим элементам. Данная группировка необходима для определения общего объема потребленных на предприятии ресурсов независимо от того, на какой конкретно вид изделий и в каком структурном подразделении предприятия они израсходованы. Группировка затрат по экономическим элементам: 1) Материальные затраты: •Приобретаемые со стороны сырье и материалы; • Запасные части; •Износ инструмента, приспособлений, инвентаря и других малоценных предметов; •Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты; • Работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями; • Природное сырье (отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оплаты работ по рекультивации, оплата за воду); • Покупная энергия всех видов и затраты на ее производство.
2) Оплата труда: •Все выплаты з/п; •Стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты; • Премии, надбавки; •Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда; •Стоимость бесплатных коммунальных услуг, питания; •Выплаты за неявочное время (отпуска); •Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда; •Оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия; • Другие выплаты
3) Отчисления на соцнужды:Обязательные отчисления по установленным законом нормам органам государственного страхования, Пенсионного фонда, Государственного фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда, включенных в с/с продукции
4) Амортизация ОФ: ∑амортизационных отчислений на полное восстановление производственных фондов
5) Прочие затраты: Налоги, сборы, платежи, отчисления в страх фонды, оплата услуг связи, амортизация по нематериальным активам.
Группировка затрат по статьям калькуляции осуществляется на основе их функциональной роли в производственном процессе. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями с учетом характера производства.
Группировка по статьям калькуляции дает возможность определить себестоимость единицы продукции:
1) Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с пр-вом продукции (сырье и материалы; покупные изделия, услуги сторонних организаций; топливо и электроэнергия; з/п производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на освоение и подготовку производства; содержание и эксплуатация оборудования).
2) Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы (общезаводские расходы; з/п работников аппарата управления; амортизация зданий, сооружений; внутренний транспорт; платежи по страхованию; потери от брака)
3) Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, складирование, расходы на рекламу).
Стоимость - это денежное выражение стоимости единицы товара. Цена выполняет четыре основных функции:учетную;распределительную;стимулирующую;регулирующую.
В экономике выделяют три вида цен: 1) Оптовая цена предприятия (оптовая цена=полная себестоимость + прибыль).2) Оптовая цена промышленности/отпускная цена предприятия (=оптовая цена+ НДС + [акциз]).3) Розничная цена (=отпускная цена предприятия + торговая надбавка).