Система управления предприятия
Существование производственных и экономических объектов определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности общества. Каждый такой объект вступает в определенные отношения с изменяющейся средой (с государственными органами управления, с другими объектами и т.п.) и состоит из множества различных элементов, взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение своих функций.
В дальнейшем будем называть любой такой объект вне зависимости от его размеров, формы собственности, организационно-правового статуса организацией.
Организация – это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Всем организациям присущи как индивидуальные, так и общие черты.
Результатом взаимодействия организации со средой являются происходящие в ней изменения различного рода, которые вызывают необходимость управления – такого целенаправленного воздействия на организацию, которое обеспечит достижение поставленных целей. Управление позволяет в зависимости от особенностей конкретных организаций и целей управления стабилизировать их, сохранить их качественную определенность, поддержать динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование организации и достижение того или иного полезного эффекта.
Осуществление управления – особая функция. В связи с этим в рамках организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и управляющую часть (орган управления). Их совокупность определяется как система управления.
Система управления предприятием функционирует на базе информации о состоянии объекта, его входов и выходов в соответствии с поставленной целью. Управление осуществляется выдачей управленческих воздействий с учетом обратной связи и внешней среды, рынка и вышестоящих органов управления. Назначение управляющей системы – формировать такие воздействия на управляемую систему, которые побуждали бы её принять состояние, определяемое целью управления.
Цели управления: выживание в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на определенные рынки. Применительно к промышленному предприятию с некоторой долей условности можно считать, что целью является выполнение производственной программы в рамках технико-экономических ограничений; управляющие воздействия – это планы работ подразделений; обратная связь – данные о ходе производства (выпуске и перемещении изделий, состоянии оборудования, запасах на складе и т.д.).
Планы и содержание обратной связи не что иное, как информация. Поэтому процессы формирования управляющих воздействий являются процессами преобразования экономической информации.
Реализация этих процессов и составляет основное содержание работы управленческих служб, в том числе экономических.
Информационный контур.
Управляющая часть оказывает на управляемый процесс определенное воздействие. Чтобы управляющая часть могла осуществлять управление, ей требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с целью управления, в связи с чем управляемый процесс воздействует на управляющую часть. Воздействие обеих частей друг на друга осуществляется в виде передачи информации. Таким образом, в системе управления всегда присутствует замкнутый информационный контур (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Замкнутый информационный контур системы управления
Информационная система организации.
В рамках информационного контура имеется и передается информация о целях управления, о состоянии управляемого процесса, об управляющих воздействиях. Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также с персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует информационную систему данной организации.
Как правило, любая организация является сложным комплексом, состоящим из нескольких объектов, имеющих собственные управляемые процессы и управляющие части. Поэтому для согласованного функционирования комплекса вводится дополнительная управляющая часть, координирующая действия остальных управляющих частей и управляемых процессов (своего рода локальных систем управления), ориентируя их деятельность на выполнение общей цели комплекса. При более сложном строении управляемого процесса управляющая часть может иметь многоуровневую структуру, что является характерным для большинства систем управления.
Иерархичность систем управления. Обычно различают три уровня управления в управляющей части объекта: высший, средний и низший (рисунок 2.2). Каждый из них характеризуется собственным набором функций, уровнем компетенции и нуждается в соответствующей информации. На высшем уровне управления реализуется стратегическое управление, определяется миссия организации, цели управления, долгосрочные планы, стратегия их реализации и т.п. Средний уровень управления – уровень тактического управления. Здесь составляются тактические планы, осуществляется контроль за их выполнением, отслеживаются ресурсы и т.п. На низшем уровне управления осуществляется оперативное управление, реализуются объемно-календарные планы, осуществляется оперативный контроль и учет и т.п.
Рисунок 2.2 - Иерархичность систем управления
Определенное разделение труда на каждом из уровней управления приводит к закреплению за отдельными элементами управляющей части организаций отдельных функций управления: планирования, организации, учета и контроля, мотивации, анализа и регулирования. Эти функции реализуются в разном объеме на разных уровнях управления.
Наличие функциональных элементов в управляющей части организаций приводит к появлению соответствующих подсистем в их информационных системах.
Выделение планирования или контроля как функций управления порождает соответствующие структурные элементы в организационной структуре организации, а в рамках ее информационной системы – подсистему планирования или контроля. Первая обеспечивает формирование бизнес-планов, планов производства, планов маркетинговых исследований, финансовых планов и т.п. Вторая – информационную поддержку контроля.
В зависимости от отрасли экономики, где функционирует организация, и уровня управляющей части в иерархии органов управления информация об изменениях в объекте управления поступает в данную управляющую часть с разной частотой. Соответственно и необходимость воздействия на управляемый процесс со стороны органа управления организации в разных отраслях экономики возникает соразмерно с частотой получения информации.
Принятие решений и процесс принятия решений.
Акт целенаправленного воздействия на управляемый процесс, основанный на информации о нем, определенной ранее цели и разработанной программе достижения этой цели, называется принятием решения, а процесс формирования решения – процессом принятия решений. В соответствии с разделением труда в рамках управления организацией принимаемые решения относятся к той или иной функции управления.
Задача информационной системы.
Обеспечение процесса принятия решений (предоставление нужной информации в нужное время и нужном месте) – одна из основных задач информационной системы организации. В этой связи характер решений, процесс их принятия, дискретность принятия решений оказывают существенное влияние на функционирование информационной системы организации, применяемые там технологии даже вызвали необходимость формирования целого класса информационных систем – систем поддержки решений.
На информационную систему организации также, кроме указанного выше, оказывает влияние ее организационная структура, персонал, принятые процедуры выполнения заданий, внутренняя культура организации и многое другое.
Все это предопределяет, какая информация и как хранится в информационной системе, как она обрабатывается, как работает эта система и т.д.
2.2 Информационные ресурсы организации
Ресурс – запас, источник чего-либо. Рассматривая экономику страны, любую отрасль, предприятие, т.е. организацию любого масштаба, мы можем выделить материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические ресурсы. Эти понятия являются экономическими категориями.
В настоящее некоторые исследователи считают, что для нормального функционирования организации любого масштаба недостаточно только этих ресурсов. Существенным ресурсом стала информация. Недостаточно иметь для производства только необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы, необходимо знать, что с этим всем делать, иметь информацию о технологиях. Поэтому именно информация, информационные ресурсы в настоящее время рассматриваются как отдельная экономическая категория.
Информационные ресурсы.
Информационные ресурсы можно определить как весь имеющийся объем информации в информационной системе. Для страны – это будут информационные ресурсы страны, для организации одного из уровней – информационные ресурсы организации. Иначе говоря, информационные ресурсы – это весь объем знаний, отчужденных от их создателей, зафиксированный на материальных носителях и предназначенный для общественного использования.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информация, информационные ресурсы существовали всегда, но из-за своей специфичности они не рассматривались как экономическая категория, хотя информация всегда использовалась людьми для управления. Когда в результате развития общества, усложнения технологий и т.п. объем информации становился настолько большим, что его нельзя было переработать для управления, человечество находило какое-либо решение.
В настоящее время общество достигло такого уровня развития, когда объемы информации и уровень ее сложности потребовали создания информационной индустрии. Наличие информации предопределяет развитие стран, отраслей, организаций. Информация стала одним из важнейших стратегических ресурсов.
Источники формирования информационных ресурсов организации.
Любая организация существует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду. Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними.
В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая ее информационные ресурсы.
Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур.
Внутренняя информация: о людях, продуктах, затратах, жалобах, услугах, технологических процессах, сферах применения продукта, методах сбыта и технике продаж, поставках, каналах сбыта.
Внешняя среда – экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними. Это экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т.п.
Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна и противоречива. В таком случае она требует нестандартных процедур обработки.
Внешняя информация: о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков, покупателях, спросе, требованиях клиентов и конкурентов, изменении законодательства.
Управление информационными ресурсами составляет:
оценка информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления;
изучение и рационализация документооборота организации; стандартизация и унификация типов и форм документов; типизация информации и данных;
преодоление проблемы несовместимости типов данных;
создание системы управления данными и т.п.
2.3 Виды организационных коммуникаций
В самом общем виде разделяют коммуникации, направленные в рамках организации сверху-вниз, снизу-вверх и по горизонтальной плоскости. Эффективность осуществления всех трех видов коммуникаций - важная и актуальная задача для менеджеров разных уровней. С позиций информационных технологий целесообразно рассмотреть формальные каналы коммуникации и типы информации, проходящей через них (Рисунок 2.3).
Первый тип формальных каналов коммуникации - нисходящие коммуникации. Они включают в себя: исполнение целей и стратегий, принятых менеджерами высшего уровня, приказы и инструкции, формальные правила и процедуры, оценку результатов деятельности младшего персонала, внедрение норм корпоративной культуры. Информационным технологиям здесь отводится очень важное место, поскольку они позволяют минимизировать искажение смысла сообщений, рассеивания коммуникаций, появления двойного смысла сообщений.
Второй тип - восходящие коммуникации, идущие от низших уровней организации до самых высших. Это могут быть: очередные отчеты о проделанной работе, широкий спектр финансовой, маркетинговой и аналитической информации, сообщения о возникающих проблемах и предложения по их решению, информация о конфликтах и жалобы, результаты конфиденциальных опросов и другие сообщения.
Рисунок 2.3 – Виды коммуникаций в рамках организации
Третий тип формальных каналов коммуникации - горизонтальные коммуникации. К ним относят обмен сообщениями между сотрудниками одного уровня. Чаще всего горизонтальные коммуникации составляют консультации между отделами, по решению вопросов внутри отделов, а также проблемы координации совместной деятельности и взаимной поддержке между отделами.
Информацию, циркулирующую на предприятии, также можно классифицировать по уровням руководства, на которых эта информация чаще всего бывает востребована. Так, высшим уровням руководства соответствует информация для выработки стратегии и принятия стратегических решений. На среднем уровне руководства востребована информация для тактического планирования и принятия решений. Руководители низшего уровня оперируют информацией для контроля и оперативного планирования. На уровне исполнителей происходит обработка оперативных сделок, ответ на запросы, ведение документации и т.д.
2.4 Функциональная и информационная модели организации
Функциональная структура организации предусматривает группировку по принципу близости видов деятельности и использования ресурсов. Сотрудники и средства производства объединяются в единицы - отделы. Обобщенно такая структура представлена на рисунке 2.4.
Прежде чем попытаться выбрать существующие или создать собственную ИС, а затем ее внедрить ее, необходимо проанализировать, как работает предприятие (организация) в настоящее время. Для анализа необходимо знать не только как работает предприятие в целом и как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщикам, но и как организована деятельность на каждом рабочем месте.
Отметим, что в современных ИС наблюдается сильная зависимость возможности приложения тех или иных методов управления предприятием от наличия адекватных средств их информационной поддержки.
Важно отметить, что в существующих ИС, поддерживающих управление организацией, в основном сосредоточена оперативная количественная информация о материальных, финансовых и человеческих ресурсах (учет кадров). Гораздо меньше внимания уделяется информации о самой организации, деятельности предприятия и знаниях, лежащих в ее основе (целях, стратегии, процессах, функциях, бизнес-правилах и т.п.).
Информационную модель организации можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 2.5.
В самом верху диаграммы располагается объект «Миссия», описывающий такие вещи, как создание самого предприятия или выпуск нового типа продукции или модернизацию производственного цикла или еще что-то новое, привносимое в деятельность предприятия. Миссия порождает «Анализ» ситуации.
Анализ подразумевает проведение анализа рынка, спроса на товары и услуги, деятельности конкурентов и пр. Результатом анализа является постановка новых целей предприятия – объект «Цели». Для выполнения целей предприятия намечаются «Задачи», которые необходимо решить для достижения целей. Задачи, решаемые предприятием, определяют «Структуру организации». Новые же задачи могут привести к появлению на предприятии новых «Проектов» по разработке новых моделей изделий, новых типов услуг и т.д.
Рисунок 2.5 - Информационная модель организации
Структура организации предполагает создание подразделений и филиалов предприятия. В каждом подразделении принимаются на работу сотрудники – «Исполнители». Результатами выполнения проектов являются также «Стандарты» предприятия и «Технические условия» – описания «Процессов» производства новых изделий на предприятии.
Сами процессы состоят из последовательности «Операций». При выполнении каждой операции могут порождаться документы о результатах выполнения операций. Задачами на предприятии являются также «Планы» по выпуску продукции. Эти планы доводятся до исполнителей в виде «Заданий». На основании заданий исполнители выполняют производственные «Процессы».
Для обеспечения выполняемых производственных процессов необходимы материальные ресурсы – сырье, электроэнергия, комплектующие изделия и прочая «Продукция», получаемая от «Поставщиков». Но до ее использования в процессах нужно выполнить входной «Контроль качества» полученной при «Поставке» продукции, а для выполнения поставки необходимо заключить «Договор с поставщиком». Перед заключением договора следует посмотреть характеристики и цены предлагаемых к поставке комплектующих в «Каталогах поставщика».
Результатами производственных процессов будут готовая продукция и документы, описывающие процесс производства (например, документы на каждое изделие, табели учета рабочего времени, акты о списании комплектующих изделий и пр.). Этот поток документов, порождаемый процессами, необходимо учитывать и контролировать – контролировать ход выполнения заданий исполнителей и планов структурных подразделений.
По результатам контроля определяются достигнутые «Решения» в ходе выполнения поставленных перед предприятием задач. По этим решениям определяются «Результаты» достижения целей предприятия. На основе полученных результатов необходимо снова провести анализ деятельности предприятия, инициировав, возможно, при этом новые миссии. Далее вновь по кругу – намечаем новые цели.
Произведенная «Готовая продукция» должна пройти выходной «Контроль качества» и далее после хранения на «Складе готовой продукции», если это необходимо, должен быть «Сбыт» потребителям. Для сбыта продукции выпускаются «Каталоги продукции» (это такие же каталоги поставщика, которые предприятие запрашивало от своих поставщиков, но на этот раз само предприятие выступает в роли поставщика и предлагает свои каталоги для потенциальных клиентов), в которых указываются модели изделий и типы услуг, количество сбываемых изделий и их цены. Для каждого раздела каталога предполагаются стандартные «Договора сбыта», которые заключаются с «Клиентами» на основе «Шаблонов договоров». Шаблоны договоров являются частным случаем «Шаблоном документов», используемых в различных производственных операциях, а сами процессы приобретения комплектующих и сбыта готовой продукции – частными случаями производственных процессов.
Производственным процессом является также процесс разработки нового проекта, т.е. имеет смысл говорить об основной информационной петле на предприятии (Анализ – Цели – Задачи – Структура – Исполнители – Процессы – Документы – Учет и контроль – Решения – Результаты – Анализ) и о библиотеке процессов: закупка комплектующих, сбыт готовой продукции, разработка новых проектов и пр.
Помимо вышеназванных объектов, вне организации имеются также «Изготовители» комплектующих изделий и услуг, используемых при производстве, и «Потребители», которые потенциально могут стать клиентами предприятия.
Образно приведенную выше диаграмму можно рассматривать как кольцо, по которому непрерывно циркулирует информация. На стадии производственного процесса она потребляет сырье, комплектующие изделия, энергию, в результате чего появляются новые готовые изделия. Поставщики и клиенты являются «открытыми интерфейсами», связывающими предприятие с другими такими же предприятиями. Результатом таких связей является обмен продукцией (в общем случае под продукцией будем понимать – товар, услуги, документы). Это своего рода подсистемы, взаимодействующие между собой.