Организация грузообработки в логистической цепи
Материальные потоки в пути следования по всей логистической цепи от источников сырья до производственных предприятий, а затем до потребителей готовой продукции подвергаются неоднократным преобразованиям в процессе грузообработки. В зависимости от используемых средств для их перемещения они приобретают характер грузопотоков на соответствующих видах транспорта.
Номенклатура перемещаемых грузов очень велика и насчитывает десятки тысяч наименований. Совокупность свойств грузов определяет их транспортабельность, условия транспортировки, грузообработки и хранения, является характеристикой грузового потока.
Потоки сырья и материалов являются наиболее массовыми и разнообразными, подлежат перемещению к местам переработки, как правило железнодорожным и водным транспортом. Характеристики грузопотоков на железнодорожном и водном транспорте имеют свои специфические особенности, что обусловило различную от общей классификацию грузов.
Так на железнодорожном транспорте сырье типа грунт, песок, щебень, гравий, руда, уголь загружают механизированным способом с помощью транспортеров, перевозят навалом без счета вагонными отправками, а этот вид груза называют навалочными.
Материалы с размером частиц 0,05-0,5 мм (цемент, апатитовый концентрат, фосфатная, известковая и доломитная мука) относят к порошкообразным или пылевидным, а для транспортировки применяют специализированные транспортные средства (цементовозы, муковозы), оснащенные для грузообработки вакуумными установками.
Наливные грузы транспортируются в специализированных железнодорожных цистернах для нефти, светлых нефтепродуктов, масел, мазута и перекачиваются насосами.
Скоропортящиеся грузы транспортируются в специальных вагонах-рефрижераторах, на каждые два вагона (секцию) предусматривается автономная холодильная установка.
На водном транспорте грузы подразделяются на генеральные, навалочные и наливные. Генеральные грузы - это продукция в упакованном и неупакованном виде, поштучно или укрупненными грузовыми местами, например металлоконструкции, железобетонные изделия, контейнеры, лесоматериалы. Навалочные грузы, как и на железнодорожном транспорте, загружают и разгружают механизировано, перевозят без счета судами или грузовыми баржами. Наливные грузы перевозятся в морских или речных танкерах, перекачиваются насосами. Скоропортящиеся грузы транспортируются судами-рефрижераторами.
Особой группой грузов, требующих осторожности в обращении, при транспортировке на всех видах транспорта, при грузообработке, при хранении на складах являются опасные грузы. К этой особой группе грузов относятся вещества и предметы, которые могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств и складов, а также гибели, увечья, отравления, облучения или заболевания людей и животных.
Опасные грузы принято подразделять на следующие классы:
1 - взрывчатые вещества;
2 - газы сжатые, сжиженные и растворимые под давлением;
3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества и вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5 - окисляющие вещества и органические перекиси;
6 - ядовитые (токсичные) вещества;
7 - радиоактивные и инфекционные вещества;
8 - едкие и коррозийные вещества;
9 - прочие опасные вещества.
На каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки обязан нанести наименование груза и знак опасности в виде штемпеля красного цвета, определяющего характер опасности: "Пожароопасный", "Легко воспламеняется". Отдельные виды опасных грузов согласно правилам перевозок на видах транспорта требуется сопровождение - представителями грузоотправителя или грузополучателя.
Возможность совместной перевозки и хранения опасных грузов разных классов, а также опасных с неопасными грузами определяется специальными таблицами совместимости.
Управление грузовыми операциями на всех этапах в логистической цепи осуществляется (41, с. 549) по единым правилам: при организации материально-технического снабжения; в процессе производства; при реализации готовой продукции. В целях единых подходов к управлению грузопотоками при транспортировке и хранении предусмотрена "Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов" (ЕТСНГ).
Такая номенклатура грузов построена по производственно-отраслевому принципу, применяется грузоотправителями, перевозчиками и грузополучателями в производстве и обращении, обеспечивает увязку данных в автоматизированных системах обработки информации о продвижении грузопотоков.
Всего в ЕТСНГ насчитывается 11 разделов и 69 групп, в том числе в группы 1-7 входит продукция сельского хозяйства, остальные группы - это продукция промышленности. Тарифные группы в данной единой номенклатуре подразделяются на 247 тарифных позиции. Каждой позиции соответствует пятизначный код, который служит ориентиром для определения тарифа, автоматизации таксировки и учета.
Технология грузообработки должна отвечать (9, с. 61-70) ряду общих требований:
обозначается (ограждается) территория грузообработки, посторонние лица на нее не допускаются;
в целях безопасности устанавливаются предупреждающие знаки;
оборудуются рабочие и бытовые помещения для персонала, размещения устройств автоматизации учета и управления;
подготавливаются подъездные пути и внутренние маршруты движения транспортных средств, исключающие встречное движение, в любую погоду содержатся в проезжем состоянии, зимой очищаются от снега и льда, при необходимости посыпаются песком;
определяются специальные зоны для грузообработки, размещения механизмов для подъема и перемещения грузов, а также маршруты их движения;
выделяется участок для профилактических работ по обслуживанию и ремонту подъемно-транспортного оборудования;
разрабатываются или выбираются типовые схемы и технологические карты грузообработки с максимальной механизацией и автоматизацией выполняемых операций.
Технология грузообработки включает ряд последовательных процессов, таких как разгрузка, приемка, хранение, комплектование, затаривание и маркировка грузовых единиц, отгрузка, размещение и крепление грузов на подвижном составе .
В производственной системе "вытягивающего" типа очередные поставки любых ресурсов производятся по заявкам от предшествующего участка логистической цепи. Поэтому функции разгрузки и приема продукции, а также ответственность за своевременное освобождение прибывающих транспортных средств возлагаются на грузополучателя. В целях согласованных действий участников товародвижения грузоотправитель и перевозчик обязаны заблаговременно информировать грузополучателя о количестве, качестве, времени и месте поступления заявленных им грузов.
На железнодорожном транспорте предусмотрены льготы на разгрузку, в частности грузы могут быть оставлены в вагонах или контейнерах в течение одних суток после прибытия без дополнительной оплаты за простой. Разгрузку вагонов может взять на себя грузовая железнодорожная станция на свой склад за дополнительную плату.
На водном транспорте разгрузка морских и речных судов осуществляется в соответствии с договором на услуги подразделениями портов (пристаней) с оплатой по тарифам или силами и средствами грузополучателя.
На воздушном транспорте разгрузка воздушных судов осуществляется силами и средствами грузополучателя во взаимодействии с экипажами самолетов и вертолетов, которые управляют встроенным подъемно-транспортным оборудованием.
Грузы, доставленные автомобильным транспортом, выгружаются силами и средствами грузополучателя под контролем водителей транспортных средств. При этом грузополучатель обязан подготовить место разгрузки, включая подъездные дороги, площадки или помещения для складирования грузов.
На всех видах транспорта на грузополучателя возлагается ответственность за очистку транспортных средств и контейнеров от остатков груза, а если осуществлялась доставка животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов - то за промывку подвижного состава, а при необходимости и дезинфекцию. В отдельных случаях очистку загрязненного подвижного состава могут принять на себя транспортные организации с оплатой услуг грузополучателем.
В последние годы намечается тенденция расширение объема услуг, когда в договорах поставок чаще всего предусматривается предоставление грузополучателю комплекса "товар - услуга".
Приемка грузов от перевозчиков (9, с. 171-203) осуществляется по количеству мест и массе, а также сохранности грузовых мест. Для продукции со специальными условиями отгрузки вначале проверяется санитарное состояние транспортных средств и груза на наличие запахов, влаги, состояние обязательно документируется.
После проверки товаросопроводительных документов и целостности пломб на железнодорожных вагонах или контейнерах производится вскрытие и визуальный осмотр сохранности груза, целостности тары, упаковки и укладки груза. Если обнаружено нарушение пломб на вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне, контейнере, то производится сплошная проверка количества и качества товаров и составляется коммерческий акт как основание для предъявления претензий перевозчику или поставщику.
Если обнаружена неисправность вагона или контейнера и порча груза, то кроме того составляется технический акт. Коммерческий и технический акты составляются до принятия груза от перевозчика. Рекомендуется также сфотографировать явно видимые повреждения транспортных средств (панорамная и детальная съемка) и тары с помещением в кадр номера автомобиля, вагона, контейнера.
При приемке грузов проверяются потери груза и их соответствие нормам естественной убыли, повреждения груза и загрязнения визуальным осмотром, приборными или лабораторными методами. Проверка продукции по качеству и комплектности проводится на складе получателя в срок до 10 дней, а при иногородней поставке - до 20 дней, скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после доставки.
В районах Крайнего Севера приемка товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров - 40, продукции производственно-технического назначения - 30 дней после завоза, скоропортящейся продукции - не позднее 48 часов после поступления на склад получателя.
В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрена возможность предъявления претензий к предприятию поставщику в случае обнаружения скрытых недостатков продукции (ст. 477 ТК РФ). Скрытыми признаются недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу или монтажа, испытания, использования и хранения продукции на складе.
Процессы хранения, комплектования и затаривания продукции осуществляются на складах в соответствии с правилами обращения, которые предусмотрены ее маркировкой. Маркировка представляет собой нанесение на тару или упаковку знаков, рисунков, надписей, условных обозначений, которые устанавливают порядок их учета и меры сохранности при транспортировке, грузовых операциях и хранении.
Маркировка может содержать следующие надписи:
основные данные о контракте: номер грузового места, число мест в партии, пункт назначения;
дополнительные сведения: наименование грузоотправителя и пункт назначения;
информационные данные: масса грузового места, нетто и брутто в килограммах, габариты или объем в кубических метрах;
манипулятивные знаки: не кантовать, осторожно стекло, боится сырости и т.д.
По назначению маркировка груза подразделяется на товарную, отправительскую, специальную (предупредительную), транспортную.
Товарная (заводская) маркировка может содержать: наименование изделия, производитель, его адрес, заводская марка, указание сорта, ГОСТ и другие сведения.
Отправительская маркировка содержит номер места и число мест в знаменателе, наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначение.
Специальная (предупредительная) маркировка указывает: способ обращения и хранения, на опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками.
Транспортная маркировка наносится отправителями в виде дроби, в числителе указывается порядковый номер отправки, в знаменателе - число мест в данной отправке, рядом с дробью ставится номер грузовой накладной.
Ответственность за правильность товарной маркировки несет производитель товара, отправительской - грузоотправитель, транспортной -перевозчик, специальной - производитель товара или грузоотправитель.
Отгрузка продукции включает подготовку партий грузов, выбор вариантов упаковки и тары в соответствии с особенностями транспортных средств, оформление пакета товаросопроводительных документов, погрузку продукции в транспортные средства и информацию грузополучателю о сроках выполнения заказа.
Использование тары и упаковки обеспечивает сохранность продукции, способствует укрупнению грузовых единиц и применению средств механизации при грузообработке. Многие промышленные и потребительские товары упаковываются в пакеты и коробки для обеспечения сохранности товарного вида, а для защиты от механических повреждений сложной технической продукции (телевизоры, компьютеры, холодильники), кроме того, применяются мягкие прокладки из легких, но прочных полимерных материалов.
Вопросы для контроля знаний:
1. Свойства грузов.
2. Классификация грузов.
3. Единичные грузы.
4. Международные стандарты грузовых единиц.
5. Особенности пакетирования грузов.
6. Виды опасных грузов.
7. Основные требования к организации грузообработке.
8. Содержание технологии грузообработки.
9. Организация приемки грузов.
10. Предназначения и содержание маркировки грузов.