Цепи и звенья логистической системы

Приведем определение и раскроем сущность таких логистических элементов, как цепь, звено, логистическая операция, логистическая функция [1,2,9,12]. Звеном логистической системы на­зывается некоторый экономически или функционально обособ­ленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые пред­приятия, торговые организации, посреднические организации, транспортные предприятия, банки и т. д. Звенья логистической цепи могут быть трех основных типов:

- генерирующие;

- преобразующие;

- поглощающие.

Встречаются смешанные звенья, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях ло­гистической системы материальные (информационные, финансо­вые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться. Могут изменять содержание, параметры, интенсивность и т. п.

Особенностями звеньев логистической системы являются:

- раз­личия форм собственности и организационно-правовых форм;

- различия в характере и целях функционирования;

- различия в мощности, уровне концентрации, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;

- большая территориальная рассредоточенность;

- высокая мобильность средств транспорта;

- зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.

Элементы (звенья) логистической системы в определенной упо­рядоченности составляют логистическую цепь. Логистические цепи могут формироваться путем слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделе­ний и фирм. Информационные связи между отдельными элемента­ми логистической цепи реализуются с помощью совокупности совре­менных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информа­ции и двусторонний выход на внешние сети.

Логистическая цепьпредставляет собой упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. Это также последовательность технологических и логистических операций в любом производстве, находящаяся под единым контролем. В логистической цепи, т. е. цепи, по которым проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребители готовой продукции.

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:

- логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочную логистику);

- производственную логистику;

- сбытовую, маркетинговую или распределительную логистику;

- транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики;

- информационную логистику (или компьютерная логистика), которая также является неотъемлемой частью всех видов логистики;

- логистику запасов;

- логистику складирования;

- организацию логистического управления.

Можно еще перечислять виды логистики, которые находят отражение в организационных структурах управления фирмами, поэтому корректнее вести речь не о видах логистики, а об ее функциональных областях (рис. 1).

Цепи и звенья логистической системы - student2.ru

Рис.1.Функциональное разграничение систем логистики

(логистическая цепь)

Логистическая операция – это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции, направленное на преобразование материального и сопутствующих ему потоков (погрузка, разгрузка, маркировка, сбор информации, передача информации и т. д.).

Логистическая функция– это совокупность логистических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логистической системой или ее элементами. Большинство ученых и специалистов по логистике к основным (базисным) логистическим функциям относит снабжение, производство и сбыт (распределение). Общий перечень логистических функций достаточно широк: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузопереработка, пакетирование, сервисное обслуживание и т. п.

Понятие логистической системы является одним из основных понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обес­печивающие эффективное функционирование экономического механизма.

В энциклопедическом словаре приведено следующее опреде­ление понятия «система»: «Система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находя­щихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».

Логистическая система — это адаптивная система с обрат­ной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

1.5. Макрологистическая система.
Классификация макрологистических систем

Планирование различных процессов и проведение анализа уровня элементов логистической системы различают макро- и микрологистику [1,2]. Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая промышленные, посред­нические, торговые и транспортные предприятия и организации для достижения единой цели.

Объединяемые макрологистической системой предприятия и фирмы различаются по специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлеж­ности, географическому размещению и могут относиться к разным государствам. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. В последнем случае Макрологистическая система решает специфические задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законо­дательстве, таможенными барьерами и др.

При формировании макрологистических систем в большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек является определяющим. Однако зачастую критерии формирования макрологистической системы определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.

Наши рекомендации