Бухгалтерский учет в звероводческих хозяйствах

1. Документальное оформление и методика учета зверей.

2. Документальное оформление и методика учета движения кормов.

З. Методика учета затрат на содержание зверей.

4.Учет операций по забою и реализации зверей. Учет доходов и расходов звероводческих хозяйств.

1. Клеточное пушное звероводство (разведение пушных зверей в клетках) во всем мире является основным способом производства пушнины. Продукция отрасли – это ценная пушнина таких видов клеточных пушных зверей, как норка, лисица, песец, енотовидная собака, нутрия, а также шкурки кроликов. В общем поголовье пушных зверей преобладают норки, доля которых составляет 90%. Особенностью клеточного пушного звероводства являются сезонное (один раз в год) получение продукции и сезонный спрос на нее, исключение составляют нутрии и кролики.

Основными источниками поступления зверей в звероводческие хозяйства является их воспроизводство и приобретение у племенных и других звероводческих хозяйств.

Методика бухгалтерского учета зверей в звероводческих хозяйствах регулируется Инструкцией по учету операций в звероводческих хозяйствах потребительской кооперации № 265 и Рабочим планом счетов бухгалтерского учета организаций потребительской кооперации, утвержденным Постановлением Белкоопсоюза № 10 от 12.06.2012 г.

Продуктивные звери и молодняк приказом руководителя по зверохозяйству закрепляются за работниками хозяйств (управляющими фермой, бригадирами). Материально ответственные лица должны обслуживать зверей, они несут ответственность за их правильное содержание, выращивание и сохранность.

Покупка зверей оформляется приемным актом-спецификации. К спецификации обязательно должно быть приложено ветеринарное свидетельство. Спецификация оформляется в 2-х экземплярах и подписывается представителями поставщика и зверохозяйства. Приемка поступивших от покупателей зверей от сопровождающих лиц производится управляющим фермой или бригадиром с обязательным участием ветеринарного врача и зоотехника. При получении зверей управляющий (бригадир) расписывается в спецификации и передает ее в бухгалтерию.

На основании данных приемного акта-спецификации производятся записи в бухгалтерском и зоотехническом учете по оприходованию приобретенных зверей.

Поголовье зверей в зверохозяйствах учитывается на счете 11 субсчете 3 «Маточное поголовье пушных зверей». Оприходование зверей осуществляется по покупным ценам без НДС, включая транспортно-заготовительные затраты (затраты по доставке, транспортировке зверей в хозяйство и их кормлению в пути).

Продуктивные звери учитываются по видам, полу, породам. Типам окраса волосяного покрова, стоимости, количеству, стоимости (отдельно по каждому ответственному за них лицу).

Зоотехнический учет зверей осуществляется в производственном журнале, которые\й ведется бригадиром. В этот журнал заносятся данные о продуктивности зверей и их племенных качествах по основным производственным процессам (гону, щенению, отсадке молодняка). Учет ведется по каждому виду и типу зверей, самкам и самцам с указанием присвоенного им номера, даты покрытия, количества рожденных щенков, количество отсаженных и подсаженных к самке щенков, а также татуировочные или заводские номера молодняка, предназначенного для племенных целей.

На каждого зверя продуктивного стада заводится карточка. Карточки на зверей открывают в момент перевода их в продуктивное стадо. В них записываются основные данные о звере: дата рождения, родословная, данные бонитировки, количество и номера щенков, оставленных от них на племенные цели. В дополнение к племенным карточкам в зверохозяйствах можно вести журнал выращивания и бонитировки молодняка.

В периоды подготовки к гону, гона и щенения зверей, учет зоотехнической и племенной работы ведется в производственном журнале. Перед гоном в журнал заносятся заводские номера самцов и прикреплённых за ними самок, цветовые группы, типы и классы зверей. В период гона бригадир или управляющий фермой ежедневно представляет зоотехнику рапорт о ходе гона.

Регистрация молодняка зверей, поступивших в виде приплода производится на день отсадки от самок. Основанием для оприходования приплода зверей является накопительный акт на оприходование приплода зверей, заполняемый на ферме или в бригаде. Накопительный акт заполняется по каждому отделению, на каждый вид зверей и породу. Записи в акт производятся ежедневно по мере отсадки приплода.

В конце месяца по акту подсчитываются общее количество ощенившихся самок и количество зарегистрированных щенков. Акт сдается в бухгалтерию хозяйства. Молодняк зверей, полученный в виде приплода, учитывается на счете 11 субсчете 1 «Молодняк животных».

Cебестоимость одной головы животного определяют следующим образом:

– приплода при рождении – в размере 50 процентов плановой себестоимости одной головы молодняка к моменту отсадки;

– молодняка на момент отсадки – делением суммы затрат на содержание взрослых зверей с приплодом до отсадки (за вычетом побочной продукции) на количество отсаженного молодняка; (Под отсадкой понимают отъем молодняка от матерей).

– делового молодняка текущего года – делением суммы затрат на содержание взрослого поголовья и молодняка рождения текущего года (без стоимости побочной продукции) на количество голов делового молодняка;

– делового молодняка рождения прошлых лет – делением стоимости молодняка на начало года и себестоимости его прироста в отчетном году на количество голов делового молодняка.

В состав побочной продукции относят навоз, пух и шкурки павших зверей. Исключением являются шкурки зверей, полученные в период с 1 ноября по 1 апреля, их относят к основной продукции.

На основании накопительных актов данные о полученном приплоде заносятся в книгу движения поголовья зверей.

В процессе выращивания зверей происходит перевод их из одной учетной группы в другую, а также изменяется их производственное назначение и использование. Отсадка молодняка зверей от самок производится в зависимости от его состояния, но не позднее двухмесячного возраста.

Из продуктивного стада ежегодно выбывают взрослые особи, которые по своим племенным качествам не соответствуют требованиям, предъявляемым к производителям. Выбраковка зверей оформляется актом на выбраковку зверей из продуктивного стада. В акте указываются причины выбраковки зверей. Акт подписывается бригадиром, зоотехником, ветеринарным врачом и утверждается руководителем зверохозяйства и передается в бухгалтерию.

Вместо выбракованных зверей в продуктивное стадо вводится племенной молодняк. Перевод молодняка в продуктивное стадо взамен выбракованных зверей оформляется актом на перевод зверей из группы в группу. Акт подписывается главным зоотехником, управляющим фермой (бригадиром) и лицами, передающими м принимающими зверей в день их перевода.

Вместе с отчетом о движении зверей акты передаются в бухгалтерию для учета показателей работы лиц, обслуживающих зверей и отражения движения зверей в регистрах бухгалтерского учета.

На основании актов, утвержденных руководителем хозяйства, вносятся соответствующие изменения в книгу движения поголовья зверей. Книга ведется по ферме, записи производятся по видам, типам и породам зверей, цветовым категориям. Аналитический учет ведется по следующим группам:

-продуктивное стадо, всего в том числе самки

- молодняк рождения текущего года;

- молодняк рождения прошлого года.

Книга ведется управляющим фермой или бригадиром. Для каждого вида и группы зверей в книге открываются отдельные лицевые счета. Записи в книге производятся на основании соответствующих документов в день поступления или выбытия зверей. Не реже одного раза в месяц производится сверка данных книги с данными бухгалтерского учета.

При забое животных, а также в случае их падежа, вынужденного забоя оформляется акт на выбытие зверей. Акт составляет комиссия и подписывает бригадир, зоотехник, ветеринарный врач. В акте отражается информация о причинах и дате выбытия, количество голов. Утверждается акт руководителем хозяйства. При выбытии зверей вследствие массового падежа или вынужденного забоя акт составляется в тот же день и немедленно передается руководителю хозяйства на рассмотрение.

Полученные при падеже или вынужденном забое зверей шкурки сдаются на склад хозяйства по приходной накладной. Приходная накладная составляется в 2 экземплярах и передается вместе с отчетом в бухгалтерию.

В случае падежа зверей от болезней, несчастных случаев и других причин, когда шкурку снять невозможно или она не имеет производственной ценности, выбытие зверей оформляют отдельным специальным актом, который составляет комиссия назначенная приказом руководителя звероводческого хозяйства. В акте указывается причина по котором невозможно использовать шкурку для переработки.

В установленные сроки бригадир (управляющий фермой) представляет в бухгалтерию отчет о движении зверей. Отчет составляется на основании первичных документов и данных учета в книге движения поголовья зверей. Отчет составляется в 2 экземплярах, второй экземпляр возвращается бригадиру (управляющему фермой) с распиской бухгалтера о приеме и проверке отчета

На обратной стороне отчета о движении зверей записывается количество поголовья, закрепленного за каждым звероводом на отчетную дату.

На основании отчета о движении зверей и приложенных первичных документов составляются разработочные ведомости (по зверям продуктивного стада и отдельно по молодняку).

Инвентаризация продуктивного стада зверей и молодняка проводится после окончания регистрации приплода не позднее 30 дней и перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Корреспонденция по учету движения зверей приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по учету движения зверей

Содержание операции Дебет Кредит
1. Оприходованы приобретенные звери по покупным ценам без НДС
2. Отражаются транспортно-заготовительные затраты по доставке и кормлению зверей в пути 60, 76, 70, 69, 76//2, 10
3. Оприходован приплод зверей по накопительному акту регистрации по учетным ценам 11/1 20/2
4. Переведен молодняк на самостоятельное питание 11/1 20/2
5. Переведен молодняк зверей в основное стадо 11/3 11/1
6. Списана стоимость зверей, выбракованных из основного стада для забоя 20/1 11/3
7. Отражается списание зверей, погибших в результате мора от болезней 90/10 11/1, 11/3
8. Оприходованы шкурки, снятые с павших зверей 90/7
9. Отражается недостача зверей, выявленная в ходе проведения инвентаризации по учетным ценам 11/1, 11/3
10. Отражается учетная стоимость зверей, выявленных как излишки в результате проведения инвентаризации 11/1, 11/2 90/7
11. Списана учетная стоимость реализованных зверей 90/10
12. Предъявлены счета покупателям по договорным ценам с НДС 90/7
13. Начислен НДС от доходов, полученных от реализации зверей 90/8 68/2
18. Отражается финансовый результат от реализации зверей прибыль убыток   90/11   90/11

2. Корма в звероводческие хозяйства поступают от поставщиков, как отходы от предприятий пищевой промышленности и других источников. Мясо-рыбные, молочные, зерновые, овощные, минеральные, витаминные и другие виды кормов для зверей должны храниться в холодильниках, складах и других специальных помещениях под материальной ответственностью лиц работников склада.

Корма учитываются на счете 10 «Материалы». Бухгалтерский учет кормов ведется по учетным ценам. Методика бухгалтерского учета регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов № 133.

Аналитический учет кормов ведется по материально ответственным лицам и местам хранения в натуральном и стоимостном выражении

Основанием для оприходования кормов, поступивших в холодильник, на склады зверохозяйств являются ТТН товарные накладные. Кроме того, должны быть приложены документы, удостоверяющие качество кормов. Отпуск кормов из подразделений своего хозяйства оформляется расходной накладной. Отпуск продуктов из холодильника и других складов на зверокухню для переработки производится по заборной ведомости на получение кормов зверокухней из склада (холодильника) зверохозяйства.

Заборная ведомость составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем хозяйства, зоотехником и главным бухгалтером. Первый экземпляр передается заведующему складом (холодильника), а второй является контрольным листом и должен находится на зверокухне. Выдача продуктов на зверокухню производится согласно ежедневно выписываемого рациона. Итоговые данные в заборной ведомости и контрольном листе должны быть одинаковыми и отражать фактическое количество продуктов, отпущенных на кормление зверей за месяц.

В течение месяца заведующим складом составляет отчет о движении кормов в 2-х экземплярах. Отчет со всеми приходными и расходными документами сдается в бухгалтерию для проверки. Все приложенные к отчету документы должны быть проверены на соблюдение норм выдачи со склада кормов на зверокухню, правильность составления документов, наличие подписей лиц в получении кормов и т. д.

Полученные на зверокухню продукты перерабатываются на корм только после проверки их ветеринарным врачом и его разрешения. Приготовление кормовых смесей, их состав и доброкачественность должны постоянно контролироваться зооветтехническими работниками хозяйства. Для контроля ведется журнал суточного рациона, который является основным документом, где предусмотрены размеры суточной выдачи кормов на одну голову и на всех зверей, отдельно по каждому виду и группе Журнал ведется заведующим зверокухни и контролируется главным зоотехником или лицом его замещающим.

На основании журнала суточного рациона заведующий зверокухней составляет кормовые ведомости. Кормовые ведомости составляются ежедневно по каждому виду и группе зверей Количество, израсходованных за месяц кормов, показанных по кормовой ведомости должно совпадать с количеством продуктов, показанных в заборной ведомости. После соответствующей проверки бухгалтер проставляет цены и исчисляет себестоимость кормов, израсходованных по видам и группам зверей.

Корреспонденция счетов по учету движения кормов представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Корреспонденция счетов по учету движения кормов

Содержание операции Дебет Кредит
С использованием счета 15
1. Приняты к оплате счета поставщиков на покупную (договорную) стоимость без НДС кормов    
2. Отражается НДС по поступившим кормам
3. Начислено автотранспортной организации за доставку кормов    
4. Отражается НДС по оказанным транспортным услугам
5. Начислена заработная плата работникам за погрузку-разгрузку кормов    
6. Произведены отчисления от суммы начисленной заработной платы в соответствии с законодательством Республики Беларусь     69, 76/2
7. Списаны командировочные расходы, связанные со снабжением и доставкой кормов    
8. Оприходованы на склад корма по учетным ценам
9. Отражается сумма отклонений в стоимости поступивших кормов 15 сторно
Без использования счета 15
1. Оприходованы поступившие от поставщиков корма на склад по учетным ценам
2. Отражается НДС по поступившим кормам
3. Отражаются сумма отклонений фактической себестоимости кормов от их стоимости по учетным ценам 60 сторно
4. Начислено автотранспортной организации за доставку материалов 16, 10 ан.счет «Отклонения в стоимости»
5. Отражается НДС по оказанным услугам
6. Начислена заработная плата за погрузку-разгрузку кормов 16, 10 ан.счет «Отклонения в стоимости»
7. Произведены отчисления от суммы начисленной заработной платы в соответствии с законодательством Республики Беларусь 16, 10 ан.счет «Отклонения в стоимости» 69, 76/2
8. Списаны командировочные расходы, связанные со снабжением и доставкой кормов 16, 10 ан.счет «Отклонения в стоимости»
9. Оприходованы излишки кормов, выявленные при инвентаризации     90/7
10. Оприходованы на склад отходы кормов
11. Оприходованы на склад безвозмездно поступившие корма 90/7
12. Списаны корма, израсходованные на корм зверей 20/2
13. Получены корма на кормокухню со складов и холодильников
14. Списана учетная стоимость реализованных кормов 90/10
15. Списана сумма отклонений между учетной ценой и фактической себестоимостью реализованных кормов 90/10
16. Предъявлены счета покупателям за реализованные корма по договорным ценам с НДС 90/7
17. Начислен НДС от доходов, полученных от реализации кормов 90/8 68/2
18. Отражается финансовый результат от реализации кормов прибыль убыток   90/11   90/11
         

3.

4. В звероводстве затраты на производство продукции осуществляются в течение года равномерно, поэтому нет необходимости разграничивать их в учете по смежным годам. В специализированных зверохозяйствах учет затрат осуществляется по видам зверей с выделением в качестве объектов основного стада и молодняка зверей. Бухгалтерский учет затрат и выхода продукции звероводства, ведут на счете 20 "Основное производство".

В звероводстве, производимые затраты неоднородны. Они включают различные виды материальных, денежных и трудовых затрат (корма, медикаменты, амортизация основных средств, расходы на оплату труда и т.п.).
Корреспонденция по учету прямых затрат приведена в таблице 4. К прямым затратам в звероводческих хозяйствах относят материальные и трудовые ресурсы. К косвенным затратам общепроизводственные и общехозяйственные затраты.

Полученная побочная продукция (пух, жир, помет) оформляется приходными накладными и относится на уменьшение затрат по содержанию соответствующих видов зверей.

В таблице 3 представлена корреспонденция счетов по учету затрат на содержание зверей.

Таблица 3 – Корреспонденции счетов по учету затрат на содержание зверей

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена заработная плата работников , осуществляющих уход за зверями
Произведены отчисления в фонд социальной защиты населения
Произведены отчисления по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве
Списаны корма, израсходованные на корм зверей
Списаны ветпрепараты, израсходованные на содержание зверей
Списаны отклонения в стоимости, относящиеся к израсходованным материалам 16 (10)
Начислено кредиторам за услуги, использованные на производственные нужды по тарифу без НДС НДС по оказанным услугам
Списана согласно расчету распределения сумма общепроизводственных затрат
Списана согласно расчету распределения на себестоимость содержания зверей затраты вспомогательных производств
Оприходованы побочные продукты выращивания зверей (пух, помет) по учетным ценам
Оприходован молодняк зверей после их отсадки зверей по фактической себестоимости 11/1 20/2
Списаны затраты, образующие, фактическую себестоимость продукции (шкурки, животных полученных от забоя)

Аналитический учет затрат по содержанию продуктивного стада зверей и выращиванию молодняка организуют по видам зверей.

Вспомогательные производства предназначены для обслуживания основного производства. В зверохозяйствах к вспомогательным производствам относят холодильники для хранения продуктов, зверокухни и другие производства. Небольшая часть продукции, работ и услуг вспомогательных производств могут быть реализована прочим предприятиям и организациям. Продукция вспомогательных производств, которая предназначена для собственных нужд, оценивается по цеховой себестоимости. Когда работы и услуг выполнены для сторонних организаций, к их себестоимости присоединяется соответствующая доля общепроизводственных затрат.

Для учета затрат вспомогательных производств предназначен счет 23 «Вспомогательные производства». Корреспонденция счетов по учету затрат на содержание вспомогательных производств звероводческого хозяйства представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Корреспонденция счетов по учету затрат вспомогательных производств

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующий счет
дебет Кредит
Начислена амортизация по основным средствам вспомогательных производств
Израсходованы материальные ценности нужды вспомогательных производств
Списано отклонение в стоимости материалов
Списана часть стоимости специальной оснастки и специальной одежды, относящаяся к отчетному периоду
Начислено сторонним организациям за выполненные работы или оказанные услуги для нужд вспомогательных производств: стоимость услуг без НДС НДС по оказанным услугам
Начислена заработная плата работникам вспомогательных производств
Произведены отчисления в Фонд социальной защиты населения по установленным ставкам
Произведены отчисления по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве
Списывается фактическая себестоимость услуг вспомогательных производств, использованных при содержании зверей
Списана себестоимость оказанных вспомогательными производства услуг, работ сторонним организациям 90/4

Общепроизводственные затраты – это затраты связанные с содержанием и эксплуатацией машин и оборудования производственного назначении; расходы по оплате труда работников, занятых обслуживанием и управлением производствами, цехами, мастерскими и другими подобными им структурными подразделениями в основных и вспомогательных производствах.

Для учета общепроизводственных затрат предназначен счет 25 «Общепроизводственные затраты». На счете 25 «Общепроизводственные затраты» учитываются затраты, связанные с обслуживанием производства и управлением цехами и другими аналогичными подразделениями, содержанием и эксплуатацией машин и оборудования.

Корреспонденция счетов по учету общепроизводственных затрат представлена в следующей таблице 5.

Таблица 5 – Корреспонденция счетов по учету общепроизводственных затрат

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующий счет
дебет Кредит
Начислена амортизация по основным средствам общепроизводственного назначения
Израсходованы материальные ценности на общепроизводственные нужды
Списано отклонение в стоимости материалов
Списаны услуги вспомогательных производств
Списана часть стоимости специальной оснастки и специальной одежды, относящаяся к отчетному периоду
Начислено сторонним организациям за выполненные работы или оказанные услуги для общепроизводственных нужд: стоимость услуг без НДС НДС по оказанным услугам
Начислена заработная плата руководящим работникам, специалистам, служащим и вспомогательным рабочим общепроизводственного назначения
Произведены отчисления в Фонд социальной защиты населения по установленным ставкам
Произведены отчисления по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве
Списана согласно расчету распределения сумма общепроизводственных затраты 20. 23. 26 и др.

Аналитический учет затрат ведется в разрезе статей, предусмотренных сметами.

Ежемесячно все расходы, учтенные по дебету счета 25 «Общепроизводственные затраты», за минусом возвратов, учтенных по кредиту счета, закрываются и переносятся на счета 20, 23, 29.

В целях контроля за соблюдением сметы этих затрат устанавливаются нормативы затрат на эксплуатацию и ремонт различных групп оборудования, лимиты потребления смазочных и обтирочных материалов, топлива, энергии, инструмента, а также нормативы по оплате труда.

В состав затрат по содержанию и эксплуатации оборудования не могут включаться затраты, которые не имеют отношения к работе оборудования (затраты на вспомогательные материалы, используемые на технологические цели, оплата труда производственных рабочих и др.).

На счете 25 «Общепроизводственные затраты» учитываются также затраты, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством (содержание цехового персонала, амортизационные отчисления, стоимость испытаний, опытов, исследований, охраны труда, расходы по рационализации и изобретательству цехового характера, непроизводственные расходы).

Общепроизводственные затраты относятся на себестоимость содержания зверей продуктивного стада и отдельно на выращивание молодняка зверей. Распределение общепроизводственных затрат производится пропорционально сумме заработной платы звероводов и других производственных рабочих.

Общехозяйственные затраты - это затраты, связанные с обслуживанием, организацией производства и управлением звероводческим хозяйством в целом.

На счете 26 «Общехозяйственные затрат» учитываются затраты на содержание управленческого, административного персонала зверохозяйства, амортизационные отчисления, налоги, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, затраты на содержание общезаводских лабораторий и конструкторских отделов, пожарной и сторожевой охраны, подготовку кадров, организационный набор рабочей силы, типографские, командировочные расходы, непроизводительные потери и другие общехозяйственные затраты.

Учет общехозяйственных затрат ведется в разрезе статей, предусмотренных сметой. Счет 26 «Общехозяйственные затраты» в конце отчетного периода закрывается, а сумма общехозяйственных затрат включается в полную себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

Корреспонденция счетов по учету общехозяйственных затрат в звероводческих хозяйствах представлена в таблице 6.

Таблица 6 – Корреспонденция счетов по учету общехозяйственных затрат

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующий счет
дебет кредит
Начислена амортизация по основным средствам общехозяйственного назначения
Начислена амортизация нематериальных активов
Израсходованы материальные ценности на общехозяйственные нужды
Списано отклонение в стоимости материалов
Начислено сторонним организациям за выполненные работы или оказанные услуги для общехозяйственных нужд: стоимость услуг без НДС НДС по оказанным услугам
Начислено кредиторам за оказанным услуги по тарифу без НДС НДС по оказанным услугам
Списаны согласно авансовых отчетов суммы командировочных расходов
Начислена заработная плата руководящим работникам, специалистам и служащим общехозяйственного назначения
Произведены отчисления по установленным ставкам в Фонд социальной защиты населения
Произведены отчисления по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве
Списаны общехозяйственные затраты 90/4

4. Зверей забивают после окончания линьки и когда их волосяной покров достигает полного развития. Тушки забитых зверей передаются в цех первичной обработки в котором производится съемка, обезжировка, сушка и сортировка шкурок.

Приемка шкурок оформляется приходной накладной Затраты по забою зверей отражаются на счете 20. Шкурки, полученные от забоя зверей на основании приемного акта приходуются на счете 43 «Готовая продукция». Учет движения шкурок в процессе первичной обработки приходуются в журнале.

Шкурки, прошедшие полный цикл первичной обработки сортируются в соответствии со стандартами и связываются в бунты (лисицы, песцы, норки) по цвету, размеру, сорту, дефекту и другим показателям.

Рассортированные и связанные в бунты шкурки зверей приходуются на склад на основании приемного акта. Акты прикладываются к отчетам о движении шкурок.На основании приемного акта заведующий складом в специальной книге заносит данные о полученном количестве шкурок по цвету, сорту, размере, дефектам и площади в зачете на норму по норке, а по лисице и песцам по головкам. На 1-е число каждого месяца на выводятся остатки шкурок по количеству, размеру, цвету и группе дефектов.

Отпуск пушнины со склада осуществляется по ТТН. К ТТН обязательно должна приложена спецификация, подписанная заведующим складом, покупателем, главным бухгалтером, бухгалтером по учету пушнины.

На основании приемного акта бухгалтер определяет в соответствии с ГОСТом по норке количество дециметров «норма»; по лисице и песцу количество головок или количество дециметров квадратных «норма».

Для бухгалтерского учета реализации шкурок используется счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Корреспонденция счетов по учету забоя зверей и движения шкурок приведена в таблице 7.

Таблица 7 - Корреспонденция счетов по учету забоя зверей и движению шкурок

Содержание операции Дебет Кредит
1. Списана учетная стоимость забитых зверей 20/1
2. Начислена заработная плата работникам по забою зверей 20/1
3. Произведены отчисления от начисленной заработной платы в соответствии с законодательством Республики Беларусь   20/1   69,76/2
4. Списана учетная стоимость материалов, израсходованных при забое зверей 20/1
5. Начислена амортизация основных средств забойного цеха 20/1
6. Начислено организациям за отопление, освещение, водоснабжения забойного цеха по тарифу без НДС 20/1
7. Отражается НДС по оказанным услугам
8. Оприходованы по учетным ценам шкурки зверей, полученные от забоя зверей 20/1
9. Оприходованы шкурки, снятые с павших зверей 90/7
10. Отражается недостача шкурок, выявленная в ходе проведения инвентаризации по учетным ценам
11. Отражаются учетная стоимость шкурок, выявленных как излишки в результате проведения инвентаризации 90/7
12. Списана учетная стоимость реализованных шкурок 90/4
13. Предъявлены счета покупателям за реализованные шкурки по договорным ценам с НДС 90/1
14. Начислен НДС от доходов, полученных от реализации шкурок 90/2 68/2
15. Отражается финансовый результат от реализации шкурок прибыль убыток   90/11   90/11

Себестоимость шкурок складывается из себестоимости забитых зверей и расходов по забою, первичной обработке и хранению необезжиренных шкур. Причем для расчета себестоимости забитых животных надо использовать показатель себестоимости одной головы делового молодняка рождения прошлых лет. В себестоимость также не включается побочная продукция, полученная при забое (мясо (тушки), сало (жир) убитых зверей).

ПРИМЕР

На начало года поголовье молодняка норок в специализированном зверохозяйстве составило 200 голов стоимостью 1 800 000 р. Себестоимость прироста за текущий год – 600 000 р.

Себестоимость делового молодняка рождения прошлых лет равна:
(1 800 000 + 600 000 ) : 200 гол. = 12 000 р./гол.

В течение года на шкурки было забито 70 голов молодняка. Затраты на забой, обработку и хранение шкурок составили 17 000 р. Выход побочной продукции – 94 000 руб.

Себестоимость шкурки:

(70 гол. х 12 000 р./гол. + 17 000 руб. – 94 000 р.) : 70 гол. = 10 900 р.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет в производственных отраслях»

Б-3сзд

1. Организация бухгалтерского учета субъектов хозяйствования промышленности. Влияние особенностей технологии и организации производства на методику ведения бухгалтерского учета.

2. Сущность, классификация и оценка материальных ресурсов в текущем учете и отчетности.

3. Документальное оформление, методика синтетического и аналитического учета поступления материалов в организациях промышленности.

4. Организация учета запасов в местах хранения. Отчетность материально ответственных лиц о движении материалов в организациях промышленности.

5. Документальное оформление, методика синтетического и аналитического учета выбытия и использования материалов.

6. Методика учета, порядок составления расчета распределения сумм транспортно-заготовительных затрат (отклонений в стоимости материалов).

7. Формы и системы оплаты труда, применяемые в организациях производственной сферы.

8. Первичная документация по учету численности работников, отработанного времени, выработки продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

9. Классификация производственных затрат и ее роль в организации учета и контроля формирования себестоимости продукции (работ, услуг). Система счетов для учета затрат и их взаимосвязь.

10. Методика учета прямых затрат промышленной организации и порядок их отнесения на себестоимость продукции.

11. Документальное оформление и методика учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.

12. Методика учета и распределения общепроизводственных затрат.

13. Методика учета общехозяйственных затрат.

14. Учет потерь от брака.

15. Документальное оформление и учет отходов производства.

16. Оценка, документальное оформление и методика учета незавершенного производства в организациях промышленности.

17. Оценка, порядок документального оформления и методика учета движения готовой продукции.

18. Состав и методика учета расходов на реализацию.

19. Состав, методика учета доходов и расходов по основной текущей деятельности промышленной организации

20. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в организациях промышленности.

21. Понятие калькуляции, ее виды, объекты калькулирования. Сводный учет затрат на производство продукции.

22. Оценка, документальное оформление и методика учета движения полуфабрикатов собственного производства.

23. Отраслевые особенности организаций хлебопечения и их влияние на организацию бухгалтерского учета.

24. Документальное оформление и учет поступления муки, прочих материалов и топлива на предприятиях хлебопечения.

25. Документальное оформление производственных операций на предприятиях хлебопечения.

26. Организация учета и контроля соблюдения норм расхода муки, прочих материалов и топлива и выхода хлебобулочных изделий в организациях хлебопечения.

27. Отраслевые особенности мясоперерабатывающих предприятий и их влияние на организацию бухгалтерского учета.

28. Документальное оформление и учет поступления сырья, прочих материалов и топлива на мясоперерабатывающих организациях.

29. Документальное оформление и учет расхода сырья, прочих материалов и топлива на мясоперерабатывающих организациях. Порядок нормирования и контроля соблюдения норм расхода материальных ресурсов при производстве колбас и копченостей.

30. Документальное оформление и методика учета затрат на мясоперерабатывающих предприятиях.

31. Оценка, порядок документального оформления и методика учета горюче-смазочных материалов.

32. Оценка, порядок документального оформления и методика учета запасных частей, агрегатов и автомобильных шин.

33. Документальное оформление и методика учета работы автомобильного транспорта.

34. Методика учета затрат по эксплуатации автомобильного транспорта и выполнению погрузочно-разгрузочных и экспедиционных работ.

35. Состав и методика учета доходов и расходов автотранспортных организаций.

36. Особенности учета доходов и расходов мелких автотранспортных хозяйств.

37. Оценка, порядок документального оформления и методика учета зверей в звероводческих хозяйствах.

38. Оценка, порядок документального оформления и методика учета движения кормов в звероводческих хозяйствах.

39. Документальное оформление и методика учета затрат на содержание зверей в звероводческих хозяйствах.

40. Документальное оформление и методика учета операций по забою и реализации зверей. Учет доходов и расходов звероводческих хозяйств.

Наши рекомендации