Признаки неисправностей диска колесной пары
При остукивании по кругу катания колесных пар при отжатых тормозных колодках:
- однородный звонкий звук – отсутствие трещин;
- глухой или дребезжащий звук – ее наличие, но если нет разрыва обода колеса, или если трещина не сквозная – эффекта не будет;
- глухой звук также будет, если на приободной части колеса много снега (льда) или много краски и ржавчины;
Осмотр подвижного состава при встрече «сходу»
- колесо идет накатом, как бы проваливаясь (неравномерный прокат);
- тележка «галопирует» (неравномерный прокат);
Осмотр подвижного состава при стоянке(в парке)
Выявленияе трещин диска и поверхности катания колес:
- осмотр поверхности колес с внутренней стороны
- отслоение окалины или разрыв (трещин диска);
- вздутие краски на поверхности диска колеса (трещин диска);
- видимые неровности на диске (трещин диска);
- следы механического воздействия (трещин диска);
- валики пыли, ржавчины, в зимнее время – инея;
- цвета побежалости на ободе колеса;
- наличие любых полос различной длины.
В зимнее время
Если вся деталь покрыта инеем, то над трещиной он располагается в виде пучка с длинными иглами. Появление валика и игл объясняется тем, что попавшая в трещину влага или смазка сохнет дольше, чем на поверхности. В результате этого, пыль прилипает к мокрому или смазанному месту и образует валик над трещиной. В мороз влага превращается в иней. Образование бугорка краски происходит из-за того, что во время движения вагона стенки образовавшейся трещины вибрируют, трутся друг о друга, в результате чего образуется металлическая пыль, которая ржавеет, увеличивается в объеме, поднимает пленку краски бугорком, а потом разрушает ее. Появление бугорка краски в данном случае - верный признак присутствия трещины.
Скопление пыли следует проверить металлическим щупом. Притяжение пыли к щупу указывает на наличие в ней металла и, следовательно, трещину. Если пыль к щупу не притягивается, проверяемое место следует осмотреть с использованием лупы.
Признаки неисправностей оси колесной пары
Осмотр подвижного состава при стоянке(в парке)
Трещины в осях колесных пар чаще всего возникают в подступичной части оси с внутренней стороны ступицы колеса, реже в средней части.
Скрытые трещины на оси под ступицей могут располагаться на расстоянии 2-8 мм от внутренней торцевой поверхности ступицы.
Их можно выявить по разрывам краски в месте сопряжения ступицы с осью и по появлению ржавчины в виде мелкой пыли на оси около внутренней кромки ступицы, а также по появлению кольцевых вмятин в местах сопряжения оси со ступицей. Эти вмятины образуются от прогиба оси, возникающего из-за больших трещин в подступичной части оси. Такие признаки, как разрыв краски в месте сопряжения оси со ступицей и наличие ржавчины в виде мелкой пыли на оси совпадают с признаками ослабления ступицы на оси.
Для подтверждения наличия трещины подозрительное место зачищается шабером, применение металлической щетки недопустимо.
В зимнее время
Если вся деталь покрыта инеем, то над трещиной он располагается в виде пучка с длинными иглами. Появление валика и игл объясняется тем, что попавшая в трещину влага или смазка сохнет дольше, чем на поверхности. В результате этого, пыль прилипает к мокрому или смазанному месту и образует валик над трещиной. В мороз влага превращается в иней. Образование бугорка краски происходит из-за того, что во время движения вагона стенки образовавшейся трещины вибрируют, трутся друг о друга, в результате чего образуется металлическая пыль, которая ржавеет, увеличивается в объеме, поднимает пленку краски бугорком, а потом разрушает ее. Появление бугорка краски в данном случае - верный признак присутствия трещины.
Скопление пыли следует проверить металлическим щупом. Притяжение пыли к щупу указывает на наличие в ней металла и, следовательно, трещину. Если пыль к щупу не притягивается, проверяемое место следует осмотреть с использованием лупы.