Нормирование труда служащих по нормативам и нормам времени
При нормировании труда служащих по нормативам времени рассчитывается трудоемкость выполнения работ.
где Т – суммарная трудоемкость всех закрепленных за подразделением (группой) работ, нормо-час;
ti – норма времени на единицу работы «i» вида, определяемая по нормативам, нормо-час;
Ni – количество выполняемых или подлежащих выполнению работ «i» вида;
n – количество работ.
На основе трудоемкости определяется необходимая списочная численность служащих:
где Чс - среднесписочная численность служащих;
Квн - плановый коэффициент выполнения норм;
Фпол – полезный фонд времени одного работника, час;
К3 – оптимальный коэффициент загрузки служащих (определяется экспертным путем).
Нормативы времени – регламентированные затраты времени (час, мин) на выполнение единицы работы или ее элемента в различных организационно-технических условиях и интервалах значений влияющих факторов.
Как правило, нормативы времени для служащих являются укрупненными и разрабатываются в виде типовых и единых норм времени.
Нормы времени используются для нормирования стабильных повторяющихся работ, выполняемых техническими исполнителями (служащими).
Центральным бюро нормативов по труду при Миинтруде России разработан ряд сборников типовых и единых времени норм на копировальные и множительные работы (1991г.), машинописные работы (1988г.), работы по документационному обеспечению управления (1994г.) и другие работы.
Нормы времени могут использоваться не только для определения трудоемкости работ и расчета необходимой численности работников, а также для установления нормированных заданий исполнителям, учета результатов работы, использования различных форм материального стимулирования, расчета экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда служащих.
Нормирование труда служащих по нормативам численности, обслуживания, управляемости и соотношений
Нормирование труда служащих с использованием нормативов численности, обслуживания, управляемости и соотношений численности применяется для определения необходимой численности служащих в целом по предприятию, по функциям управления и должностям, а также для установления рациональных соотношений между различными квалификационно–должностными категориями служащих.
Широкое применение нашло нормирование труда служащих по нормативам численности, основанные на изучении влияния различных факторов на объем и трудоемкость работ по функциям управления.
Нормативы численности – регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции управления в различных организационно-технических условиях.
Управление производством можно расчленить на обособленные, но взаимосвязанные функции управления:
- общее (линейное) управление основным производством;
- разработка и совершенствование технологических процессов;
- организация труда и заработной платы и другие.
По методическим рекомендациям Института труда возможно выделение 19 функций управления.
Методика разработки нормативов численности основана на косвенном измерении затрат труда путем установления зависимости численности служащих от влияющих факторов.
На основании данных о фактической численности служащих по функциям управления и численных значениях влияющих факторов по группе базовых предприятий методами математической статистики для данной группы предприятий рассчитываются нормативные формулы (зависимости) по каждой функции управления в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Эти формулы имеют следующий вид:
где а0 – постоянный коэффициент уравнения регрессии;
X1, X2, … Xn – значения влияющих факторов;
а1, а2, … аn – коэффициенты регрессии, показывающие степень влияния факторов.
Нормативы численности служащих разрабатывается отраслевыми (ведомственными) научно-исследовательскими и проектными организациями и, как правило, носят отраслевой характер.
Нормативы численности служащих разрабатываются не только по функциям управления, но и по отдельным должностям.
Так, Центральным бюро нормативов труда разработаны межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда (1995г.), отделов подготовки кадров (1990г.), юридической службы предприятий (1990г.) и другие.
Применение нормативов численности не решает вопросы распределения по должностям (руководители, специалисты, технические исполнители), определения рациональности имеющихся соотношений численности.
Эти задачи можно решить с помощью нормативов управляемости, обслуживания, соотношений и централизации.
Нормативы управляемости или обслуживания – регламентированная численность управляемых или обслуживаемых работников (или структурных подразделений), которыми в определенных организациях технических условиях должен управлять или обслуживать один руководитель (или специалист).
Нормативы соотношений – регламентированная величина соотношения численности различных категорий служащих, обеспечивающая наилучшее использование работников в соответствии с уровнем их квалификации в определенных организационно-технических условиях. Выражаются такие нормативы либо в процентах, либо в относительных величинах.
Нормативы соотношений могут разрабатываться для различных категорий служащих: соотношение между инженерами и техниками, специалистами и техническими исполнителями, старшими и рядовыми специалистами и т.д.
Нормативы централизации работ – регламентированное отношение численности работников в управлении предприятия (объединения) к общей численности работников по данной функции управления в определенных организационно-технических условиях. Такие нормативы выражаются, как правило, в процентах.