Структурные характеристики организации: специализация, уровень централизации, иерархия власти
Понятие организации. Общие структурные характеристики организации.
Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующие на обязательной основе для достижения цели
Характеристики организации можно условно разделить на два типа:
-Общий
-структурный
Общие (макроуровень) описывают организацию в целом включая ее размер, технологии оборудования, которые она использует, и цели которые она перед собой ставит, так же эти характеристики описывают окружающую обстановку организации.
Структурные характеристики (микроуровень) дают возможность выделить особенности внутреннего строения организации, оценить их количественно и сравнивать организации между собой на основе этих описаний.
Общие характеристики организации: миссия и цели, стратегия организации, вид деятельности организации, размер организации.
1) стратегия, ее миссия и цели
Цель - это желаемый результат деятельности организации, достижимый за определенный период времени
Стратегия - план действий, описывающий распределение ресурсов и виды деятельности, необходимые для достижения целей организации с учетом взаимодействия с внешней средой
Миссия - это некий социальный образ предприятия, философия
2) вид деятельности организации:
Производственные - выпускают готовую продукцию
Торговые- доводят продукцию до конечного потребителя
Финансовые учреждения - банки инвест.фонды
Научные организации - НИОКР
Образовательные учреждения -
Государственные учреждения -
3) размер организации определяется по числу работников которые в ней трудятся ( малые средние и большие)
Помимо этого существуют и другие характеристики которые косвенно отражают то на сколько крупной является организация( объем выпуска в натурального и денежном выражении, площадь организации, количество филиалов).
Общие характеристики организации: культура организации, технологии используемые организацией, внешняя среда.
4) культура организации она представляет собой набор основных ценностей, традиций, убеждений, взглядов и норм общих для всех работников, это может касаться этике поведения, требования к сотрудникам, а так же эффективность обслуживания потребителей
5) технология в организации подразделяются на технологии производства и технологии управления.
-Технологии производства это инструменты, способы производства и действия с помощью которых организации преобразует входные данные в выходные продукт или услугу.
- Технология в управления включает в себя сотрудников аппарата управления, информационные системы переработки и хранение информации, подготовки и принятия решений
6) внешняя среда то, что связано с организацией, но находится за ее пределами бывает прямого и косвенного характера
Структурные характеристики организации: специализация, уровень централизации, иерархия власти.
1)Специализация она же распределение труда, показывает на сколько задача организации разделены по проф признаку:
Специализация в производстве это разделение труда с учетом различных профессии
В управлении специализация подразумевает под собой разделение труда по специфическим функциям управления:
Если специализация высока, то каждый из работников за свой достаточной узкий круг задач
2) уровень централизации, эта характеристика связана с понятием делегирования полномочий, если люди принимающие решения сосредоточены на верхних ступенях иерархической лестницы, то организация централизована, и наоборот
3) иерархия власти описывает кто в организации кому подчинен, и область. Ответственности каждого менеджера. Количество уровня иерархии связано с понятием норма контроля.
Норма контроля это количество подчиненных, которыми эффективно может управлять один руководитель, при малой норме контроля количество уровней и иерархической орг структуры будет больше, че когда норма контроля выше.