Структура стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 г

В 1994 году был завершен первый пересмотр стандартов, который ориентировался на достижение следующих целей: обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения; обеспечить стабильность и согласованность стандартов; содействовать применению стандартов любыми компания­ми, независимо от их размеров, отрасли или продукции. Изменения, внесенные в стандарты на первом этапе пересмо­тра, не противоречат основным подходам и структурам стан­дартов 1987 года. Вместе с тем новые версии стандартов отражают развитие методов административного управления качеством и накоплен­ный за 7 лет практический опыт в применении стандартов.

Шесть основополагающих стандартов ИСО (9000-1,9001,9002, 9003, 9004-1 и 8402) стали ядром комплекса стандар­тов, получившего общее название «семейство стандартов ИСО 9000». Структура его пред­ставлена на рис. 3.3.

В рамках международного и национальных комитетов по стандарти­зации ведется постоянная работа по разработке и внедрению новых стан­дартов обеспечения и управления качеством, учитывающих особенности работы различных организаций и возможность использования стандар­тов обеспечения качества в их деятельности. К 1994 г. было раз­работано и внедрено более 30 международных стандартов и руководящих указаний по менеджменту и обеспечению качества, проверкам (аудиту) систем качества, метрологическому обеспечению оборудования и т. д.

На рис. 3.3 представлена структура стандартов по обеспечению качества версии 1994 г.

Структура стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 г - student2.ru

Рис. 3.3. Структура стандартов по обеспечению качества ИСО серии 9000 версии 1994 г.

Основу стандартов обеспечения качества для контрактных ситуаций, как уже подчеркива­лось выше, составляют стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003, а основу стан­дартов для неконтрактных ситуаций и менеджмента качества — ИСО 9004. Работоспособность основных стандартов обеспечивается стандартами поддержки, которые выполняют функции аудита систем ка­чества (ИСО 10011.1, 10011.2 и 10011.3), словарь терминов (ИСО 8402) и метрологического обеспечения (ИСО 10012.1 и 10012.2). В последнюю группу входят рекомендации по применению стандартов, представляющие собой руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003 (ИСО 9000-2, 9000-3, 9000-4) и стандарта ИСО 9004-1 (ИСО 9004-2, 9004-3, 9004-4), по разработке руководств по качеству (ИСО 10013) и документов на соответствие качества (ИСО 10016), по планированию обучения (ИСО 10015), экономическим аспектам руко­водства качеством (ИСО 10014) и планированию и проектированию качества (ИСО 10005 — ИСО 10007), а также для специальных целей, включая требования разработки систем менеджмента с учетом экологи­ческой безопасности (ИСО 14000).

Таким образом, структура стандартов ИСО 9000 во второй версии по­казывает расширение возможности использования основных стандартов как для производственных организаций, так и для предприятий обслу­живания, однако стала очевидна и громоздкость всей системы стандартов ИСО серии 9000.

Необходимость использования единой нормативной базы для серти­фикации национальной продукции привела к необходимости пересмот­ра национальных стандартов в области качества и гармонизации их с международными стандартами ИСО серии 9000. В настоящее время большинство стран мира уже приняли национальные стандарты, эквива­лентные ИСО серии 9000. Это предоставило дополнительные возмож­ности проводить проверки и сертификацию систем качества отраслевым и национальным предприятиям и выпускать тем самым продукцию на мировой рынок.

Рассмотрим содержание основополагающих стандартов се­мейства ИСО 9000 версии 1994 г.

ИСО 9000—1—94 «Общее руководство качеством и стан­дарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению» является вводным стан­дартом. Его основное назначение — помочь предприятию в вы­боре и применении стандартов семейства ИСО 9000. Кроме того стандарт содержит ряд концептуальных положений современных систем ка­чества.

Согласно ИСО 9000-1 ключевыми целями предприятия в об­ласти качества являются:

· достижение постоянного улучшения качества продукции, поддержка и стремление к нему,

· улучшение качества работы для постоянного удовлетворе­ния установленных и ожидаемых требований всех заинтересо­ванных лиц,

· обеспечение внутреннему руководству и другим работни­кам уверенности в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и происходит улучшение качества,

· обеспечение уверенности потребителям и другим заинтересованным лицам в том, что требования к качеству достигаются или будут достигнуты в поставляемой продукции,

· обеспечение уверенности в том, что требования к системе качества выполняются.

Каждое предприятие, выступающее в роли поставщика, име­ет пять основных групп заинтересованных лиц: потребители, работники, владельцы, субподрядчики и общество. Предприя­тие должно уделять внимание требованиям и запросам всех за­интересованных лиц. При этом типичными требованиями или запросами являются: у потребителей — качество продукции; у работников — карьера и удовлетворение работой; у владель­цев — показатели инвестирования; у субподрядчиков — возмож­ность непрерывного предпринимательства; у общества — ответ­ственное управление предприятием.

Семейство стандартов ИСО 9000 распространяется на все ви­ды продукции промышленного и экономического секторов. Раз­работчиками стандартов установлено четыре общие категории такой продукции: 1) оборудование или технические средства (материальная продукция, состоящая из разрозненных частей и имеющая характерную форму); 2) программное обеспечение (продукт интеллектуальной деятельности, выступающий в фор­ме компьютерной программы, концепции, протокола или мето­дики); 3) перерабатываемые материалы (материальная продук­ция, получаемая путем переработки сырья в заданное состо­яние: жидкости, газы, листовые материалы и др.); 4) услуги (медицинские, банковские, транспортные, подготовка персона­ла, техническое обслуживание и др.).

Важным, с методологической точки зрения, является введе­ние в ИСО 9000-1 концепции процессов, согласно которой вся­кая деятельность в системе качества осуществляется как про­цесс, имеющий вход и выход. При этом в качестве входа исполь­зуются сырье, промежуточная продукция и информация. Под выходом понимается результат процесса. В каждый процесс во­влекаются трудовые или другие ресурсы; каждый процесс име­ет своего «владельца», несущего за него ответственность. Административное управление качеством на предприятии осуществляется через управление процессами.

Значительное внимание в ИСО 9000-1 уделено рекомендаци­ям по выбору и применению стандартов семейства ИСО 9000. Выбор конкретного стандарта происходит в ситуациях, когда необходимо:

· оказать методическую помощь при административном уп­равлении качеством,

· заключить контракт между первой и второй сторонами,

· одобрить систему качества второй стороной или провести регистрацию,

· осуществить сертификацию системы качества или реги­страцию.

Как показал опыт, почти в каждой конкретной ситуации мож­но выбрать для обеспечения качества один стандарт модели (ИСО 9001, 9002 или 9003), который был бы адекватным опреде­ленным потребностям. Требования к системе качества, регламентированные в ИСО 9001, 9002 и 9003, являются дополнительными, но не альтер­нативными по отношению к техническим требованиям, устано­вленным на продукцию.

ИСО 9001—94 «Системы качества. Модель для обеспе­чения качества при проектировании, разработке, производ­стве, монтаже и обслуживании» устанавливает требования к системе качества, когда необходимо продемонстрировать спо­собность предприятия-поставщика к проектированию и постав­ке соответствующей продукции. Стандарт призван предупре­дить любые несоответствия качества продукции на всех стади­ях — от проектирования до обслуживания. Это наиболее полная модель обеспечения качества.

ИСО 9002—94 «Системы качества. Модель для обес­печения качества при производстве, монтаже и обслужи­вании» и ИСО 9003: 94 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и ис­пытаниях» используются для тех же целей, что и ИСО 9001, но отличаются областью применения и объемом установленных требований.

ИСО 9002 применяется в ситуациях, когда установленные требования к продукции сформулированы в виде проекта или технических условий и когда уверенность в соответствии про­дукции определенному уровню качества можно получить в ре­зультате подтверждения предприятием-поставщиком способно­сти к управлению процессами при производстве, монтаже и об­служивании продукции.

ИСО 9003 используется в ситуациях, когда соответствие про­дукции установленным требованиям может быть продемонстри­ровано путем адекватного подтверждения способности постав­щика к отбору и управлению утилизацией любой несоответ­ствующей продукции в процессе окончательного контроля и ис­пытаний.

Стандарты ИСО 9001 - 9003 носят обязательный характер. Они используются в контрактных ситуациях и при оценке (сер­тификации) систем качества внешними сторонами. Общие мето­дические указания по применению этих стандартов приведены в ИСО 9000-2.

ИСО 9004—1: 94 «Общее руководство качеством и эле­менты системы качества. Часть 1. Руководящие указа­ния» содержит указания по общему руководству качеством (ад­министративному управлению) и затрагивает элементы адми­нистративной системы качества. Стандарт составлен в фор­ме методических указаний и не предназначен для использова­ния в конкретных ситуациях как средство регламентации или проведения сертификации системы качества. Выбор соответ­ствующих элементов, содержащихся в стандарте, и степень их использования на предприятии зависят от таких факторов, как обслуживаемый рынок, характер выпускаемой продукции, про­изводственные процессы, требования потребителя. Однако чем больше элементов, установленных ИСО 9004–1, будет внедрено в систему, тем доступнее станет освоение ИСО 9001 – 9003.

Рекомендации ИСО 9004–1 предназначены для разработки и совершенствования системы общего руководства администра­тивного управления качеством, являющегося частью общей функции административного управления предприятием. В ИСО 9004–1 включены рекомендации, относящиеся к таким элементам системы качества, как экономика, финансы, марке­тинг и безопасность продукции, которые в других стандартах ИСО не рассматриваются. Решение сформулированных в этом стандарте задач должно гарантировать надлежащее администра­тивное управление качеством.

Этот стандарт является своеобразным «мостом» для перехода от концепции стандартов ИСО к концепции TQM, поскольку содержит лако­ничные и четкие рекомендации по менеджменту качества.

ИСО 8402–94 «Общее руководство качеством и обеспе­чение качества. Словарь» является неотъемлемой частью семейства стандартов ИСО 9000. Более того, он является фун­даментальным стандартом всего семейства, поскольку поясняет основные термины по качеству, используемые при общем руко­водстве качеством и его обеспечении. Только с помощью этого стандарта возможно единообразное толкование понятий, на ко­торых базируется все семейство стандартов ИСО 9000.

В новой версии ИСО 8402–94 почти втрое расширен состав терминов и внесен ряд изменений, что обусло­влено необходимостью распространения терминологии ИСО 8402 не только на продукцию преимущественно машинострое­ния, но и на продукцию других отраслей промышленности и экономики: сферу услуг, перерабатываемых материалов и программного обеспечения.

Наши рекомендации