Структура стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г.

Успешный опыт работы компаний, строящих свою работу на принципах Всеобщего менеджмента качества (TQM) и Международных премий в области качества, проблемы использования стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 года в различных сферах непроизводственной деятельности, четко выявленная необходимость строить работу с целью максимального удовлетворения своих потребителей и учитывать интересы работников предприятия, его деловых партнеров, акционеров и других заинтересованных сторон побудили Международную организацию по стандартизации во второй половине 90-х годов приступить к активной работе по кардинальному реформированию всех стандартов ИСО серии 9000.

В последние годы специалисты, работавшие в технических комитетах ИСО/ТК 176 «Менеджмент и обеспечение качества» и ИСО/ТК 37 «Терминология (принципы и ко­ординация)», приложили много усилий по обновлению терминологии МС ИСО 9000 — созданию базы данных, куда включено около 3000 терминов и определений по вопросам качества. Более пяти лет эксперты ИСО/ТК 176 комитета — создателя МС ИСО 9000 трудились над при­ведением их терминологии в соответствие с принципами и указаниями ТК 37. Итогом работы станет выпуск словаря ИСО 9000:2000, который пришел на смену широко известному словарю терминов ИСО 8402.

В конце 90-х годов внутри ТК 176 была развернута масштабная работа над МС ИСО серии 9000 версии 2000 г. В отличие от версии 1994 г., которая отличалась от первых стандартов объемом и количеством стандартов, но не существом принципов и подходов к обеспечению качества, новая редакция ИСО 9000 получилась радикально обновленной. Начало этому положено несколько лет назад после принятия решения о замене трех стандартов внешнего обеспечения качества ИСО 9001 (2, 3) и стан­дарта ИСО 9004-1 на «дуэт взаимосвязанных стандартов», один из кото­рых (ИСО 9001) нацелен на обеспечение качества, а другой (ИСО 9004) — на более широкую область менеджмента качества.

В конце 2000 г. началась публикация новой версии стандартов семейства ИСО 9000. Вышли стандарты ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004. Предполагается, что система стандартов будет состоять только из четырех стандартов — ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 и ИСО 19011, а также группы документов, сопровождающих основные до­кументы (рис. 3.4).

Другое важный результат совершенствования стандартов ИСО серии 9000 — это достижение их совместимости с МС ИСО 14000, поскольку фундаментом для каж­дого из семейств стандартов служит система менеджмента.

Одна из особенностей МС ИСО семейства 9000 состоит в процессном подходе, благодаря которому сформирован единый и осмысленный подход к качеству, который открыл зеленый свет стандартам в организа­ции разного профиля независимо от форм собственности, величины, специфики процессов и др.

Рассмотрим содержание основополагающих стандартов се­мейства ИСО 9000 версии 2000 г.

Структура стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. - student2.ru

Рис. 3.4. Структура стандартов ИСО 9000 версии 2000 г.

Стандарт ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и термины»описывает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.

Настоящий международный стандарт может использоваться:

а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;

в) пользователями продукции;

г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);

д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ИСО 9001 (например, аудиторы (эксперты по сертификации систем качества), органы по сертификации/регистрации);

е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системам менеджмента качества, соответствующим данной организации;

ж) разработчиками соответствующих стандартов.

В стандарте ИСО 9000-2000 определены основные положения, касающиеся систем менеджмента качества.

Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.

Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции в конечном счете устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и процессы.

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции.

Требования к системам менеджмента качества установлены в ИСО 9001. Они являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. ИСО 9001 как таковой не устанавливает требований к продукции.

Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей, или требований регламентов. Требования к продукции, и в ряде случаев к связанным с ней процессам, могут содержаться, например, в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

е) применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшении имеющейся системы менеджмента качества.

Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.

Любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться «процессным подходом».

Предназначение настоящего международного стандарта - побуждать принятие процессного подхода к менеджменту организации.

Рис. 3.5 иллюстрирует основанную на процессном подходе систему менеджмента качества, описанную в семействе стандартов ИСО 9000. Он показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий. Модель, приведенная на рис. 3.5, не показывает процессы на детальном уровне.

Структура стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. - student2.ru

Рис. 3.5. Модель системы менеджмента качества

Система менеджмента качества является той частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение выходных данных (результатов), в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Система менеджмента организации может быть оценена на соответствие собственным требованиям организации. Она может быть также проверена на соответствие требованиям международных стандартов, таких, как ИСО 9001 и ИСО 14001. Эти аудиты (проверки) могут проводиться отдельно или совместно.

Стандарт ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования»устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

а) нуждается в демонстрации своей способности последовательно поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного улучшения системы и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Стандарт ИСО 9001-2000 не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или единообразия документации.

Требования к системе менеджмента качества, установленные в международном стандарте ИСО 9001-2000, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Этот стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнить требования потребителей, регламентов и свои собственные.

Стандарт ИСО 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, для рассмотрения как результативности, так и эффективности системы менеджмента качества и, следовательно, потенциала по улучшению деятельности организации. По сравнению с ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность заинтересованных сторон и деятельность организации.

Стандарт ИСО 9004-2000 применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание данного стандарта сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Стандарт ИСО 9004-2000 содержит методические указания и рекомендации, но не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ИСО 9001.

Стандарт ИСО 9004-2000 не содержит конкретных рекомендаций в отношении других систем менеджмента, таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовывать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с соответствующими системами менеджмента. Организация может приспособить свою существующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, которая следует рекомендациям стандарта ИСО 9004-2000.

3.5. Основные определения систем качества

В настоящем разделе рассмотрим основные термины в области системного подхода к обеспечению качества и исключительно важные для понимания осуществляемой в рамках систем качества деятельности.

Организация – это группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений

Примером различных видов организаций являются компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.

Менеджмент – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией

Обязанности по административному управлению качеством лежат на руководителях всех структур­ных подразделений, но управлять ими должно высшее руководство. При админи­стративном управлении качеством акцент делается на экономических аспектах.

Менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству

Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики в области качества и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

Система– это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов

Система менеджмента – это система для разработки политики и целей и достижения этих целей

Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды.

Система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству

Система менеджмента качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потреб­ностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям.

Планирование качества – это часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества

Планирование качества охватывает плани­рование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программ качества и выработку мероприятий по улучшению качества.

Управление качеством – это часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству

Управление качеством в трактовке стандартов ИСО включает деятельность, направленную как на управление процессами, так и на устранение причин неудовлетворительного функ­ционирования в системе качества для достижения экономической эффективности.

Обеспечение качества – это часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены

Существуют как внешние, так и внутренние цели обеспечения качества на предприятии: внутреннее обеспечение создает уверенность у руководства, а внешнее — уверенность у потребителя и у других лиц, например, у органа по сертификации. Некоторые действия по обеспечению качества и управлению качеством взаимосвязаны. Это два разных вида деятельности, но две части одного целого. Нельзя обеспечивать качество, не управляя им, но нельзя и управлять качеством, не обеспечивая его. Понятие «обеспечение качества» приобрело характер полного и стабильного удовлетворения оговоренных требований потре­бителя к качеству и создание доверия к поставщику. Сегодня обеспечивать значит гарантировать качество.

Улучшение качества – это часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству

Сущно­стью улучшения является получение результатов в области ка­чества, превышающих уже достигнутые. В концепции стандар­тов ИСО серии 9000 непрерывное улучшение качества является залогом постоянного повышения удовлетворенности потребите­лей и других заинтересованных сторон.

Требования к качеству, о которых говорится в приведенных выше определениях, могут относиться к любым аспектам, таким, как результативность, эффективность и др.

Результативность– это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов

Эффективность – это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами

Процедура – это установленный способ осуществления деятельности или процесса

Процедуры могут быть документированными или недокументированными. Если процедура документирована, часто используется термин «письменная процедура» или «документированная процедура». Письменная или документальная процедура обычно включает: цели и область деятельности; что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое обо­рудование должны быть исполь­зованы; и каким образом это дол­жно быть проконтролировано и за­регистрировано.

Наши рекомендации