Торговый процесс и торговое обслуживание

119 технология торговли: Совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.

120 способ организации торговой деятельности: Совокупность форм и условий торгового обслуживания покупателей.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

121 (Исключен, Изм. N 1).

122 форма продажи товаров: Организационный прием доведения товаров до покупателей.

Примечание - Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.


123 метод самообслуживания: Метод обслуживания покупателей, при котором покупатели имеют прямой доступ к товарам, размещенным на (в) приспособленном (предназначенном) для этого торговом оборудовании и/или месте, и самостоятельно, не пользуясь услугами персонала, осуществляют выбор и отбор товаров.

124 выкладка товаров: Размещение товаров в торговом зале, во внешних витринах торгового предприятия, позволяющее демонстрировать (показывать) товары покупателям.

Примечание - Выкладку товаров осуществляют в зависимости от назначения, форм и свойств товаров, например, по видам изделий, артикулам, размерам. Выкладкой не является размещение товаров в торговом зале в закрытом торговом оборудовании (непрозрачных, закрытых шкафах, контейнерах и подобном оборудовании) или в закрытой транспортной упаковке (коробах, ящиках и тому подобной упаковке), не позволяющее покупателю самостоятельно обозревать товар.


123, 124 (Измененная редакция, Изм. N 1).

124а демонстрация товара: Торгово-технологический процесс, при котором покупателю предоставляется доступ к товару для доведения наглядным способом информации о его потребительских свойствах различными способами, включая визуальное ознакомление с товаром или возможность тактильной оценки товара, или одорологическая оценка товара, или вкусовая оценка товара (дегустация), или демонстрация работы, или испытание товара в действии.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

125 фасование в торговле (фасовка, предпродажное фасование): Упаковывание товаров в потребительскую упаковку на предприятии торговли с одновременным или предварительным установлением массы или объема товаров, в том числе путем нарезки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

126 торговое обслуживание: Деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги.

127 форма торгового обслуживания: Организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей: индивидуальное обслуживание продавцом/продавцом-консультантом (через прилавок, салонное обслуживание и т.п.), метод самообслуживания или комплексное обслуживание покупателей (сочетание индивидуального обслуживания продавцом/продавцом-консультантом и метода самообслуживания).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

128 процесс торгового обслуживания: Комплекс последовательных операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торгового предприятия.

129 условия торгового обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.

130 качество торгового обслуживания: Совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.

131 культура торгового обслуживания: Совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.

132 радиус торгового обслуживания: Расстояние, преодолеваемое покупателями от места жительства до предприятия торговли.

133 система торгового обслуживания: Совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.

134 скорость торгового обслуживания: Среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя.

135 услуги торговли: Результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при покупке и продаже товаров.

Примечание - Услуги торговли включают в себя услуги розничной торговли и оптовой торговли.


136 услуги розничной торговли: Результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договорам купли-продажи или иным аналогичным договорам.

137 услуги оптовой торговли: Результат взаимодействия продавца и оптового покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования.

138 безопасность услуги торговли: Комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество покупателя (потребителя).

139 ассортимент услуг торговли: Набор различных услуг торговли, объединенных или сочетающихся по определенным признакам.

140 доступность товаров для населения: Комплексный показатель, характеризующий обеспеченность населения товарами, представленными в торговой сети города (региона, страны).

Примечание - Различают экономическую (ценовую) и территориальную доступность товаров.


141 товародвижение: Процесс физического перемещения товаров от производителя в места продажи или потребления.

142 форма товародвижения: Организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

143 транзитная форма товародвижения: Форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

144 складская форма товародвижения: Форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.

145 этапы товародвижения: Стадии прохождения товаров при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него при транзитной и складской форме товародвижения.

146 товароснабжение: Система мероприятий по доведению товаров от поставщика до мест продажи или потребления.

147 торгово-технологический процесс: Комплекс последовательных операций, обеспечивающих процесс продажи и покупки товаров и товародвижения.

Примечание - Торгово-технологический процесс включает в себя операции по приему товара, его хранению, подготовке к продаже, выкладке и пополнению товара в торговом зале, демонстрацию, операции по обслуживанию покупателей и осуществлению учетно-расчетных операций.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

148 операция торгово-технологического процесса: Отдельная законченная однородная часть торгово-технологического процесса.

Товароведение в торговле

149 товар: Объект гражданских прав (работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

150 товароведение: Наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих потребительские свойства, и факторах обеспечения этих характеристик.

151 товарные ресурсы: Продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и специального контингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.

152 безопасность товара: Состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортирования и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.

153 товарная экспертиза: Исследование и оценка экспертами основополагающих потребительских характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения или при использовании потребителями, для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений.

154 класс товаров: Совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение.

Примечание - Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными изделиями; класс товаров определяют согласно ОК 005*.
________________
* ОК 005-93 "Общероссийский классификатор продукции" (здесь и далее).


155 группа товаров: Совокупность товаров определенного класса, обладающих сходными потребительскими свойствами и показателями, а также общим назначением.

Примечание - Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.; группы товаров определяют согласно ОК 005.


156 вид товаров: Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением.

Примечание - Примером конкретного вида товаров являются плащи и куртки, принадлежащие к группе верхней одежды, а также представители других групп (классов), такие как телевизоры, холодильники, кровати. Вид товаров определяют согласно ОК 005.


157 сорт товара: Категория качества одноименного товара, отличающаяся значениями показателей качества от высших и низших градаций качества.

158 товарная единица (ассортиментная единица): Развернутое торговое наименование, отражающее исчерпывающий перечень потребительских признаков, необходимых и достаточных покупателю для окончательного решения о покупке товара.

 
продовольственные товары: Продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки. [Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статья 2]

160 непродовольственные товары: Продукты производственного процесса, предназначенные для продажи его населению, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но не с целью употребления в пищу человеком.

161 товары народного потребления: Товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

162 товары производственного назначения: Товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Примечание - К товарам производственного назначения относят технологическое оборудование, строительно-дорожную технику, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п.


163 товары повседневного спроса: Продовольственные и непродовольственные товары сформированного спроса, регулярно используемые в личном, семейном потреблении.

164 качество товара: Совокупность потребительских свойств товара, соответствующих установленным требованиям, в т.ч. условиям договора купли-продажи или иным аналогичным.

165 потребительское свойство товара: Свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

Примечание - Потребительские свойства товара могут быть указаны в маркировке товара.


166 товарные потери: Потери, порча, бой товаров при их перевозке, хранении, предпродажной подготовке и реализации, включая потери по истечении срока годности.

167 актируемые потери: Потери, возникающие вследствие частичной или полной утраты свойственных товару потребительских свойств и списываемые по актам.

168 нормируемые потери: Потери, списываемые по утвержденным нормам.

Примечание - К нормируемым потерям относят естественную убыль и предреализационные потери.


169 предреализационные потери: Разновидность количественных нормируемых потерь, возникающих при подготовке товаров к продаже.

170 естественная убыль: Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение массы товара.

Примечание - К естественной убыли относят усушку, распыл, утечку, розлив и т.д.


171 нормы естественной убыли: Предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.

172 недостача: Физическое отсутствие денежных и материальных средств, включая товары и основные средства, выявленное в результате проведения контрольных процедур, ревизии, инвентаризации.

173 товарное соседство: Допустимые условия хранения, выкладки, реализации продовольственных товаров в торговом объекте совместно с непродовольственными товарами с целью недопущения их загрязнения.

174 конкурентоспособность товара: Способность товара обеспечивать коммерческий успех в условиях конкуренции и отвечать требованиям рынка по сравнению с аналогами-конкурентами.

175 разновидность товаров: Совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков.

Примечание - Разновидность товаров представляют в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.


176 ассортимент товаров: Набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению.

177 торговый ассортимент: Ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети.

178 структура ассортимента товаров: Соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.

Примечание - Совокупностью товаров являются класс, группа, вид товаров; для наглядности структуру ассортимента выражают в процентах.


179 обновление ассортимента товаров: Качественные и количественные изменения состояния набора товаров, проявляющиеся в пополнении новыми товарами и в исключении из него устаревших товаров.

180 управление ассортиментом товаров: Деятельность по формированию, поддержанию и совершенствованию ассортимента товаров с целью обеспечения рентабельности торговли.

181 ассортиментный перечень товаров: Часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

182 ценник: Бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

Примечание - Ценник сопровождает образцы товаров, выставляемых на прилавках, витринах и т.п., и должен содержать информацию о наименовании товара, сорте (при наличии), цене за массу или единицу (штуку, метр и т.д.) товара.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

Наши рекомендации