Тема 1. немеханическое торговое оборудование и торговый инвентарь

План:

1. Значение торговой мебели в торгово-оперативном процессе магазина.

2. Классификация торговой мебели.

3. Требования, предъявляемые к торговой мебели.

4. Характеристика основных видов торговой мебели

5. Тара-оборудование.

6. Торговый инвентарь и его основные виды.

7. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товаров

8. Расчет потребности в торговой мебели.

Значение торговой мебели в торгово-оперативном процессе магазина.

Торгово-оперативный процесс в магазине состоит из последовательных операций: приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, выкладки, показа, продажи, расчета за проданный товар. Для выполнения этих операций помещения магазинов оснащают немеханическим торговым оборудованием (торговой мебелью).

Для рациональной организации торгового процесса необходимо правильно выбрать тип мебели и определить ее количество. Правильно подобранный набор мебели позволяет:

- максимально использовать торговую и складскую площади магазина;

- расширить ассортимент товаров;

- сократить товарные потери;

- внедрить прогрессивные формы продажи;

- улучшить интерьер торгового зала;

- повысить производительности труда работников торговли и, как следствие, улучшить обслуживание

покупателей.

При выборе мебели для оснащения магазина учитывают способ обслуживания покупателей, особенности продажи и хранения отдельных групп товаров, объем их продажи, частоту пополнения запасов. Кроме того, при расстановке мебели и оформлении интерьера торгового зала следует помнить, что товар и только товар является основным элементом интерьера. Таким образом, подбирая торговую мебель, следует добиваться гармоничного сочетания и композиционного единства товара и торговой мебели, художественного освещения, отделки и рекламы. Разнообразная цветовая гамма и отделка мебели позволяют выделить специальные рекламные предложения товаров, зоны индивидуального обслуживания, потребительские комплексы и микрокомплексы. Торговая мебель вместе с элементами рекламы и информации позволяет составлять разнообразные композиции при разработке объемно-планировочных решений торговых предприятий. Однако расстановка торговой мебели не должна являться самоцелью. Это лишь средство, способствующее прогрессивной технологии продажи товаров и уже затем учитывающее общий художественный замысел.

Классификация торговой мебели.

Мебель для торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:

По месту использования: - оборудование для торговых залов

- для подсобных помещений и складов

По способу установки: - пристенная, островная, настенная, встроенная.

По товарному профилю: - специализированная, универсальная.

По назначению: - для хранения товаров

- для подготовки товаров к продаже

- для приемки товаров по качеству

- для показа товаров

- для выкладки и продажи товаров

- для транспортировки и продажи

По материалу изготовления: - металлическая, деревянная, комбинированная.

По конструкции: - неразборная, сборная

Требования, предъявляемые к торговой мебели.

Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация, которые входят в состав технических требований, предъявляемых к торговой мебели.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее совершенных, отвечающих современным требованиям типов торговой мебели.

Унификация– приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована формула:

К = Q1 / Q2

где Q1 - количество унифицированных элементов, входящих в изделие;

Q2 - общее количество элементов, входящих в изделие.

Стандартизацияторговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Типизация, унификация и стандартизация позволяют отобрать наиболее рациональные типы мебели и на основе широкой взаимозаменяемости деталей ускорить производство и внедрение в торговую сеть мебели высокого качества и низкой себестоимости.

Эксплуатационные требования предусматривают создание максимальных удобств как для покупателей, так и для продавцов. А именно: возможность удобной выкладки и наглядной демонстрации товаров, наличие достаточной емкости для укладки рабочего запаса товаров, возможность оперативного пополнения этого запаса, обеспечение сохранности товаров, соответствие конструкции оптимальному использованию площади торгового зала.

Для увеличения количества продаваемых товаров и улучшения обслуживания покупателей необходимо обеспечить свободный доступ к товару, правильно его показать, а это означает, что торговая мебель должна иметь максимальную площадь выкладки.

Эргономические требования предусматривают, что размеры торговой мебели должны быть разработаны с учетом роста и пропорции фигуры человека, и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей. Так, высоту торговых горок устанавливают в соответствии с ростом человека (200 -220см.), а глубину полки – в соответствии с длиной вытянутой руки (60-80см.). Самая оптимальная высота размещения товаров от 80см. до 180см. Верхние полки располагают на высоте не более 200см., а нижние – не ниже 25см. от уровня пола. Ширина верхней полки должна быть не более 30см., а нижней – не более 60см. Верхнюю зону горок рекомендуется использовать для установки освещения и рекламных приспособлений.

Экономические требования. Мебель должна быть недорогой и экономичной в эксплуатации. В качестве материалов для изготовления мебели следует использовать заменители древесины, пластмассы и металл. Экономичность эксплуатации мебели зависит от простоты и удобства ее конструкции, надежности, прочности, удобства для работников торговли и покупателей, вместимости оборудования. Рассчитано, что выставочная площадь мебели должна быть хотя бы в два с половиной раза больше установочной, т.е. на минимальной торговой площади мебели должен быть обеспечен максимальный показ товаров.

Эстетические требования определяют форму, пропорции и цвет мебели в соответствии с назначением и художественным оформлением зала. Мебель должна быть открытой, малозаметной, иметь цвет, который бы выделял товар. Источники освещения должны обращать внимание покупателя на товар, но не оказывать слепящего действия. По форме, цвету и пропорциям мебель должна гармонировать с общим интерьером торгового зала магазина.

Санитарно-гигиенические требования. Мебель должна иметь такую конструкцию, чтобы ее можно было легко очищать от загрязнений. Поверхность мебели должна быть гладкой, без выступов, углублений, острых углов и щелей. Для изготовления мебели необходимо использовать материалы, которые не вступают во взаимодействие с товарами, и с которых легко удаляются пыль и грязь с помощью обычных моющих средств.

Наши рекомендации