Составление математической модели задачи

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 16.1

Максимизация прибыли при ограничениях на расход ресурсов

Цель работы:научиться составлять математические модели задач оптимизации по определению максимальной прибыли производственного цеха исправительного учреждения при ограничениях на расход ресурсов; сформировать умения и навыки исследования полученных моделей в среде табличного процессора MS Excel с помощью надстройки Поиск решения пакета Анализ данных.

Задания и методические указания по их выполнению

Постановка задачи. Необходимо спланировать работу швейного цеха производственной зоны исправительного учреждения Составление математической модели задачи - student2.ru на некоторый период. Установлен перечень выпускаемой продукции, известна рыночная цена единицы каждого продукта и прибыль от её реализации. Для производства используются следующие ресурсы: материал, нитки, пуговицы, труд закройщиков, швей-мотористок (или мотористов) и т.д. Установлен полный перечень этих ресурсов и общее количество каждого ресурса, которое может быть израсходовано в плановом периоде. Известен расход каждого ресурса на единицу продукта. Необходимо определить, сколько каждой продукции нужно производить, чтобы суммарная прибыль от реализации всей продукции была наибольшей.

Рассмотрим методику построения математической модели и решения с помощью MS Excel задачи максимизации прибыли при ограничениях на расход ресурсов на следующем примере.

Задача 1. В исправительном учреждении производят мебель: столы, стулья, шкафы и тумбочки. Для их изготовления используются ресурсы четырёх видов. Нормы расхода ресурсов на единицу каждой продукции, прибыль от реализации единицы продукции и запасы ресурсов приведены в таблице.

Ресурсы Затраты на единицу изделия Запасы ресурсов
Стол Стул Шкаф Тумбочка
I вид
II вид
III вид
VI вид
Прибыль  

Требуется составить такой план выпуска продукции (сколько единиц мебели каждого вида необходимо производить), при котором суммарная прибыль от реализации всей произведённой продукции была бы максимальной с учётом ограниченного количества используемых при производстве ресурсов.

Составление математической модели задачи

Обозначим Составление математической модели задачи - student2.ru – количество изготавливаемых столов, стульев, шкафов и тумбочек соответственно ( Составление математической модели задачи - student2.ru ).

Тогда на производство столов понадобится Составление математической модели задачи - student2.ru ресурсов I вида, на производство стульев – Составление математической модели задачи - student2.ru ресурсов I вида, шкафов – Составление математической модели задачи - student2.ru ресурсов I вида, тумбочек – Составление математической модели задачи - student2.ru ресурсов I вида. Так как запасы ресурсов I вида составляют 1700 ед., то получаем ограничение по этому виду ресурсов: Составление математической модели задачи - student2.ru Рассуждая аналогичным образом, получим ограничения по другим видам ресурсов:

Составление математической модели задачи - student2.ru (по ресурсам II вида);

Составление математической модели задачи - student2.ru (по ресурсам III вида);

Составление математической модели задачи - student2.ru (по ресурсам IV вида).

Суммарная прибыль от реализации всей произведённой продукции составит Составление математической модели задачи - student2.ru Таким образом, математическая модель рассматриваемой задачи имеет вид:

Составление математической модели задачи - student2.ru (1)

Составление математической модели задачи - student2.ru (2)

Наши рекомендации