Стандартизация и унификация тары. Стандартизация тары — это установление наиболее рациональных типов тары по размерам, форме, массе, конструктивным особенностям
Стандартизация тары — это установление наиболее рациональных типов тары по размерам, форме, массе, конструктивным особенностям, установление общих технических требований к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортировки и хранения.
Внедрение стандартов на тару способствует уменьшению потребности в материалах, топливе, повышению качества хранимых товаров, улучшению организации труда и в конечном счете повышению производительности труда.
Основными задачами стандартизации тары и упаковки являются:
создание комплекса нормативно-технической документации, позволяющего правильно выбирать и проектировать упаковку для всего многообразия промышленной и сельскохозяйственной продукции, устанавливающего прогрессивные требования к упаковке и средствам пакетирования;
широкая унификация тары в увязке со всеми звеньями сферы ее обращения (фасовочно-упаковочным оборудованием, контейнерно-транспортной системой);
обеспечение совместимости с системами международных стандартов;
координация работы организаций, занимающихся стандартизацией тары и упаковки.
Важнейшие показатели качества тары:назначения, надежности, эстетические, технологичности, транспортабельности.
К показателям назначения относятся исходный материал изготовления, размеры, максимальный объем затариваемого товара, физико-механические показатели, влажность и др.
Показатели надежности определяют ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость тары.
Показатель транспортабельности характеризует коэффициент складирования, которым определяется степень использования транспортных средств и складских помещений и коэффициент пакетирования, определяющий степень использования поддона.
Коэффициент складирования определяется как отношение объема ящика в сложенном виде к его габаритному объему. Чем выше этот коэффициент, тем эффективнее используется объем складских помещений и транспортных средств.
Коэффициент пакетирования показывает отношение площади поддона, занятой тарой, к общей площади поддона. Чем выше этот показатель, тем эффективнее используется площадь поддона, а также транспортных средств и складских помещений.
Унификация тары— процесс сведения множества разнообразных по видам, конструкциям и размерам тары к небольшому числу наиболее рациональных типоразмеров. Она обеспечивает следующие преимущества:
создает необходимые предпосылки для механизации и автоматизации производства тары;
упрощает повторное использование однотипной тары;
обеспечивает переход на прогрессивные методы механизации погрузочно-разгрузочных работ с затаренными грузами;
облегчает конструирование упаковочных машин, торгового оборудования, автоматов;
создает условия для унификации грузовых площадей, транспортных средств, складских помещений, способствует повышению их эффективности.
Унификация тары производится на базе единого модуля для тары, транспортных средств, оборудования для хранения и погрузочно-разгрузочных работ. В основе этого модуля лежат размеры международного плоского обменного поддона (800x1200 мм). Эта система размеров применяется при разработке стандартов и технических условий на тару, оборудование, расфасовочные машины и механизмы, средства транспортировки и складирования.
Организация оборота тары
Оборот тары — совокупность операций, связанных с приемкой тары по количеству и качеству, вскрытием и высвобождением ее от товара, хранением и возвратом для повторного использования.
Основным нормативным актом, регламентирующим организацию тарооборота, является договор на поставку товара, заключенный между поставщиком и покупателем, в котором предусматривается вид тары, применяемой при поставке товара, цена на нее, порядок возврата.
Приемка тары по количеству и качеству осуществляется материально ответственными лицами. Количество поступившей тары проверяют одновременно с приемкой товаров на основании сопроводительных документов (счета-фактуры, накладной и др.). При качественной приемке обращают внимание на соответствие тары требованиям стандартов и ценам, предусмотренным в договоре поставки товаров.
При обнаружении ненадлежащего качества тары или расхождений в количестве получатель составляет акт, который служит обоснованием для предъявления штрафных санкций к поставщику.
При приемке тары проверяется также правильность ее маркировки.
Различают несколько видов маркировки тары:
товарную, в которой указывается предприятие-изготовитель товара, наименование товара, его сорт и качество;
отправительскую, в которой указывается наименование отправителя и станции назначения, получателя;
железнодорожную грузовую, в которой указывается количество мест и масса груза;
специальную, в которой могут отражаться рекомендации по сохранности товара при его транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах;
международную, при которой на тару наносят условные рисунки (зонтик, рюмка, гири и т.п.).
Возврат тары регулируется в основном договорами поставки товаров, в которых по согласованию с поставщиками устанавливаются конкретные сроки возврата многооборотной и инвентарной тары.
Возврату не подлежит тара из-под красок, нефтепродуктов, химических товаров, она может быть использована по усмотрению торговых предприятий.
В процессе обращения тары в торговле могут иметь место как потери, так и доходы.