Показатели экономической эффективности

Использование только прагматических, технических, технологических и эксплуатационных показателей эффективности приводит к локальной оценке эффективности ИС. Социально-экономические факторы должны быть основными при научно обоснованном подходе к оценке эффективности информационной системы.

Обобщающими показателями эффективности информационной системы являются показатели экономической эффективности системы, характеризующие целесообразность произведенных на создание и функционирование системы затрат. Эти показатели должны сопоставлять затраты и результаты, затраты на разработку, создание и внедрение информационной системы, а также текущие затраты на се эксплуатацию, с одной стороны, и, с другой стороны, результаты прибыль, получаемую в результате использования системы и социальный эффект, обусловленный функционированием системы. Экономическая эффективность характеризует отношение результатов - величины прибыли к величине суммарных затрат па создание и эксплуатацию системы. Но часто в качестве показателя экономической целесообразности создания системы выступает и показатель экономического эффекта, количественно равный прибыли за вычетом нормы прибыли с произведенных единовременных (капитальных) затрат.

Поэтому в качестве показателей экономической эффективности обычно используются:

1 . Годовой экономический эффект;

Э = Эгод - Ен • К (1)

2.Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений:
Ен= Эгод / К (2)

3. Срок окупаемости (в годах) капитальных вложений:

где К - единовременные (капитальные) затраты (вложения) на создание ИС, «Эгод - - годовая экономия (прибыль), получаемая при использовании ИС, Ен - - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Коэффициент Ен должен характеризовать средний уровень эффективности капитальных вложений в хозяйство страны, и при рыночной экономике он должен быть не меньше процентной ставки банковского кредита (при плановом ведении хозяйства этот коэффициент диктовался сверху из Госплана СССР).

Поскольку расчет величины годовой эффективности вызывает обычно серьезные затруднения, на практике часто используются иные экономические показатели, а именно:

Показатель годовых приведенных затрат:

Зп = С + Ен –К (3)

2. Показатель «полной стоимости владения»:

3 = К+Тсс * С (4)

где С - - годовые текущие (эксплуатационные) затраты на ИС, Тсс -срок службы (в годах) информационной системы, обусловленный ее физическим или моральным старением. Причем сравнение ведется только по затратам, то есть можно сравнивать системы, обеспечивающие одинаковые результаты (удовлетворяющие требованию «тождества эффектам). Это как раз и позволяет при анализе систем исключить необходимость точного расчета величины Эгод, то есть значительно упростить расчет.

Вопросы для самоконтроля

1. Как следует понимать планирование информационных систем?

2. Что составляет сущность планирования информационных систем?

3. В чем состоит необходимость стратегического планирования информационных систем?

4. В чем проявляется системный подход к планированию информационных систем?

5. Что включают предварительные этапы планирования?

6. Что анализируется при изучении окружения системы?

7. Что анализируется при изучении внутренней ситуации предприятия?

8. Как разрабатываются стратегии на перспективу в среде ИС?

9. Что включается в состав итогового доклада?

10. Как организуется стратегическое планирование ИС?

Семинарское занятие по теме «Организация анализа требований к ИС»

Анализ требований фирмы -потребителя (ФПТРБ) к ИС. Анализ требований фирмы-производителя (ФПР) к ИС, цели анализа. Модель требований. Структурные методы анализа: диаграммы потоков данных, диаграммы соотношений (отношение), диаграммы переходов состояний. Объектно-ориентированные методы анализа.

Информационная система предприятия должна обеспечивать интеграцию основных видов его деятельности, к которым относятся:

- планирование

- оптимизация

- выполнение-способность автоматизировать все этапы деятельности и реализовать планы с учетом предварительно определенных ограничительных условий

- измерение-способность определять ключевые показатели результатов деятельности и сравнивать их с соответствующими эталонами.

Информационная система должна обеспечивать бизнес-планирование, контроллинг, финансы и бухгалтерский учет, усеет основных средств.

Аспекты выбора системы:

1. наличие набора функциональных модулей (подсистем) поддерживаемых системой и обеспечивающих реализацию всех требований для решения задач

2. реальность внедрения пакета с min риска и max гарантии достижения запланированных результатов

3. приспособленность к предприятиям большого масштаба

4. необходимая поддержка на этапах внедрения и использования системы

5. адаптация к конкретному региону использования программного продукта.

Существует стандартный набор общих требований к информационной системе: устойчивость и надежность, защищенность, масштабируемость, сохранение инвес­тиций. Данные требования могут быть конкретизированы для практической дея­тельности:

- наличие офисных приложений для повседневных операций;

- способность совместного использования файлов и принтеров;

- обеспечение доступа к корпоративной базе данных;

- возможность обмена сообщениями между пользователями и удаленными филиалами;

- подключение предприятия к Интернету.

Требованиями к выбору системы относятся:

1. к части автоматизации информационных процессов -обеспечение сбора, контроля, передачи, приема, хранения и поиска информации, обработку, информации по заданным алгоритмам, выдачу информации для выработки управляющих воздействий, разработку итоговой документации;

2. в части автоматизации процессов управления- автоматизация управления финансами, бухгалтерским учетом и отчетностью, сбытом продукции, материально-техническим снабжением, производственной деятельностью, персоналом, расчетом заработной платы и т.д.

Большинство отечественных фирм-разработчиков финансовых программных продуктов предлагают не одну, а целый спектр систем, полностью автоматизирующих финансовую организацию, что гарантирует повышение конкурентоспособности, доли участия на рынке и, конечно, прибыли. Но, к сожалению, не все так просто. Недостаточно просто найти на рынке нишу с низкой конкуренцией, разработать и выпустить продукт, вовремя подготовить новые версии. Так можно "продвинуть" лишь несколько систем, ведь со временем встает вопрос, как эффективно управлять разработкой ряда одновременно создаваемых сложных программных комплексов. Кроме того, необходимо учитывать, что в финансовой организации может быть установлено несколько различных продуктов одной фирмы-разработчика и многие специалисты будут работать с несколькими системами одновременно. Организация-пользователь, естественно, ожидает, что их интерфейсы будут выполнены в одном стиле, а в основе работы программ - сходные принципы. В противном случае при установке каждой новой системы придется дообучать персонал, что по меньшей мере вызовет недоумение покупателя (ведь программы произведены одной фирмой). Поэтому все прикладные системы фирмы должны иметь единый стиль интерфейса, сходные принципы работы и легко интегрироваться друг с другом.

Диаграммы потоков данных

Логическая ДПД (рис. 10) показывает внешние по отношению к системе источники и стоки (адресаты) данных, идентифицирует логические функции (процессы) и группы элементов данных, связывающие одну функцию с другой (потоки), а также идентифицирует хранилища (накопители) данных, к которым осуществляется доступ.

Показатели экономической эффективности - student2.ru
Рис. 10. Пример ДПД

Наши рекомендации