Требования, предъявляемые к стальным канатам.
К применению в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных допускаются стальные канаты, соответствующие ТР ТС 010/2011, государственным и межгосударственным стандартам, имеющие свидетельство, форма которого утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении формы свидетельства Таможенного союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления». При отсутствии указанного документа применение канатов не допускается.
Владелец грузоподъемного крана вправе потребовать от поставщика канатов и (или) самостоятельно обратиться в соответствующую испытательную лабораторию (центр) для проведения испытаний приобретаемых канатов с целью подтверждения сведений, указанных в свидетельстве Таможенного союза об испытании.
В случае замены каната на подъемном сооружении на канат другой конструкции необходимо получить заключение о возможности такой замены от организации-изготовителя или организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности в части проектирования (конструирования) грузоподъемных кранов.
Владелец несет ответственность за комплектование грузоподъемного крана канатами соответствующих качества, типа и конструкции.
Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых и др., должен производиться в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными документами. При проектировании, а также перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом по формуле
F0 ≥ S×Zp,
где F0 – разрывное усилие каната в целом в ньютонах, принимаемое по сертификату (свидетельству) о его испытании, а при проектировании – по данным стандарта на конкретный тип каната;
S – наибольшее натяжение ветви каната в ньютонах, определенное при проектировании расчетом, а для кранов, находящихся в эксплуатации, – указанное в паспорте крана;
Zp – минимальный коэффициент использования каната, определяемый согласно приложению 11, в зависимости от группы классификации механизма.
Если в сертификате приведено суммарное разрывное усилие всех проволок каната, значение F0 определяется умножением суммарного разрывного усилия на коэффициент 0,83.
Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно при выборе каната на механизм подъема груза должна приниматься группа классификации не менее М 4.
При работе крана в опасных условиях (транспортирование расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ) запрещается при выборе каната применять классификационную группу ниже М 5.
Крепление и расположение канатов на кране должны исключать спадание их с блоков и барабанов, трение канатов об элементы конструкции или о канаты других полиспастов.
Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должны выполняться с применением коуша путем заплетки свободного конца каната или установки зажимов. Конец каната на кране может крепиться в стальной кованой, штампованной или литой клиновой втулке с закреплением клином, в конусной втулке путем заливки легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с техническими документами. Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электротали). Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.
Конструкция зажимов и усилие (момент) затяжки гаек зажимов должны соответствовать ТНПА. Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести диаметров каната. Скобы зажимов должны устанавливаться на свободный конец каната. Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.
Крепление канатов к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены канатов. При использовании прижимных планок их количество должно быть не менее двух. Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Запрещается изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки менее трех диаметров каната.
Канаты кранов, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл и жидкий шлак, должны быть защищены от непосредственного воздействия лучистого тепла и брызг металла установкой соответствующих ограждений. Срок службы канатов на грузоподъемных кранах всех типов устанавливает (определяет) завод – изготовитель крана.
В процессе эксплуатации канаты должны подвергаться визуальному и (или) инструментальному контролю по всей его длине, в том числе в местах его крепления и заделки, в соответствии с ТНПА.
Браковка канатов производится в соответствии с требованиями ТНПА и приложением 13 данных Правил. Забракованные канаты следует заменять канатом той же конструкции. Канаты других конструкций рекомендуется устанавливать только по заключению организации – изготовителя крана или головной организации.