Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов

Под технико-экономическим нормированием по­нимается определение наиболее рациональных затрат средств и времени, расхода топлива, материалов и сырья на единицу продукции. Следует различать: техниче­ские нормы, нормы выработки и нормы расходования материальных и денеж­ных средств.

Нормы и нормативы

Техническими нормами определяются, использование техни­ческих средств по времени, по производственной мощности, по нагрузке и т. д. Они устанавливаются с учетом внедрения рационального технологического процесса, наилучшей организации труда и полного использования рабочего времени.

Нормами выработки измеряется продукция, приходящаяся на одного рабочего в единицу времени, или норма времени, необходимая для про­изводства единицы продукции.

Нормами расхода материальных и денежных средств устанавливаются затраты топлива, материалов, денежных средств на единицу продукции.

Технические нормы, нормы выработки и нормы расходования материальных и денежных средств связаны между собой, так как средства производства оказывают прямое влияние на производительность труда работников и на раз­меры затрат материальных и денежных средств. Например, внедрение в прак­тику работы морского флота новых транспортных судов повышенных скоростей хода и грузоподъемностей приводит к повышению производительности труда плавсостава, к относительному уменьшению расхода топлива, к снижению себе­стоимости перевозок. Поэтому при вводе таких судов в эксплуатацию пере­сматриваются не только технические нормы, но и нормы выработки, а также нормы расхода топлива и себестоимость перевозок. С другой стороны, улучше­ние организации труда на погрузочно-разгрузочных работах, в результате ко­торого повысилась производительность труда портовых рабочих, может при­вести к повышению технических норм, например, норм обработки судов в портах и, следовательно, к снижению норм стояночного времени судов.

Технико-экономическое нормирование неразрывно связано с планирова­нием работы технических средств, транспорта, составной частью которого оно является. Технико-экономические нормы находят свое конкретное выражение в определенных показателях, которые используются как для планиро­вания, так и для анализа и оценки работы средств, транспорта.

Показатели делятся на количественные и качественные. Количественные характеризуют количественную сторону технологических процессов, т. е. показывают необходимые при планировании или осуществленные при анализе затраты времени работы технических и других средств. Ка­чественные показатели характеризуют качество технологических процессов и показывают: при анализе — как использовались технические средства, денеж­ные, материальные и трудовые ресурсы, при планировании — как должны быть использованы технические средства, сколько нужно затратить денежных, ма­териальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, чтобы получить макси­мально возможный в данных условиях работы производственный и экономиче­ский эффект. Соответственно, количественные показатели преимущественно относятся к плану и являются основными показателями плана, а качествен­ные — к нормам плана и являются теми нормативами, соблюдение которых обеспечивает выполнение основных показателей плана.

В общем виде на транспорте все количественные и качественные показатели подразделяются на эксплуатационно-технические, характеризующие количество и качество технических средств и их использование, и финансово-экономические, характеризующие финансовые и экономические результаты работы технических средств.

В основе технико-экономического нормирования лежат расчетные и отчетные данные. Соответственно различают нормы технически обос­нованные и опытно-статистические.

Технически обоснованные нормы устанавливаются расчетно-аналитическим путем на основе изучения технологического процесса и труда рабочих.

Опытно-статистические нормы обычно устанавливаются на основе анализа отчетных данных. Нормы должны быть среднепрогрессивными, т. е. они должны устанавливаться с учетом результатов работы тех предприя­тий и их цехов, которые выполняют и перевыполняют планы.

При технико-экономическом нормировании необходимо изучать, обобщать и внедрять опыт передовых коллективов. Во всех случаях нормы должны уста­навливатьсяна таком уровне, чтобы они имели мобилизующее значение, за­ставляли использовать внутренние резервы производства, подтягивали от­стающих.

16.2. Система технико-экономических показателей

Действующая на советском морском транспорте система технико-экономиче­ских показателей включает количественные и качественные показатели состава флота, его эксплуатационной работы и результатов финансово-экономической деятельности. К количественным показателям работы морского флота относятся абсолютные величины — размеры тоннажа, затраты времени, объемы пере­возок. Относительные величины, получаемые отношением различных количест­венных показателей, обычно являются качественными показателями исполь­зования морского транспортного флота. Количественные и качественные по­казатели работы судна, флота пароходства и его управлений и всего флота АШФ исчисляются за различные периоды времени, чаще всего за месяц, квар­тал и год, а для судов они также рассчитываются по отдельным рейсам.

Показатели работы и использования морского флота зависят от многих факторов: условий плавания, структуры и направления грузовых потоков, состава флота, степени механизации грузовых работ и пр.

Качественные показатели по своей природе являются величинами средними. Поэтому, определяя их и оценивая, таким образом деятельность флота, следует анализировать исходные данные, из которых они получены. Иначе можно прийти к неправильным выводам.

В общем виде количественные и качественные показатели работы и исполь­зования флота можно сгруппировать следующим образом:

1. Показатели количества и качества флота.

2. Показатели перевозок игрузооборота.

3. Показатели технической работы и производственной мощности судна и флота.

4. Показатели бюджета времени работы флота.

5. Показатели реализации технической скорости судна и флота.

6. Показатели использования грузоподъемности и грузовместимости судна и флота.

7. Результативные показатели технической производительности судна к флота.

8. Показатели интенсивности обработки судов в морских портах.

9. Показатели провозной способности флота.

По принятой на морском транспорте системе учета к количественным по­казателям относятся показатели, приведенные в табл. 23.

Этим перечнем не ограничиваются все количественные показатели, исполь­зуемые на морском транспорте. Так, нередко при анализе пользуются показа­телем тонно-суток; при учете по законченным рейсам время пребывания судов в эксплуатации подразделяют дополнительно на задержки в пути, маневры и швартовки; производственные стоянки подразделяют: на стоянки судов в пре­делах расписания, оформление грузовых документов, подготовку трюмов к приемугруза, маневровые работы в порту, простое из-за отсутствия трехсменной работы, перерывы на обед, ночные перерывы и праздничные дни; таможенные формальности и досмотры, бункеровка, определение и уничтожение девиации. Вследствие того, что непроизводительные простои судов должны быть под постоянным контролем и обязательно тщательно анализироваться, их учитыва­ют по следующим причинам: неисправность судовых механизмов; неисправ­ность береговых механизмов; отсутствие рабочей силы; отсутствие бункера; отсутствие воды; ожидание плавсредств для грузовых операций; ожидание буксиров; ожидание причалов; ожлдание грузов; ожидание складов (емкостей);

Таблица 23

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

ожидание порожних вагонов (цистерн); ожидание распоряжений портов или пароходств; оформление кадров; простои из-за прихода вне графика (ожидание вхождения в норму единовременной обработки); прочие простои. В некоторых случаях в целях более глубокого анализа затраты тоннаже-суток и судо-суток разбивают на ходу с грузом и на ходу в балласте.

Из указанных выше количественных показателей выводятся следующие качественные показатели (табл. 24).

Таблица 24

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Глава 16. Технико-экономическое нормирование работы флота и портов - student2.ru

Официальная статистика на морском транспорте содержит не все из перечисленных выше качественных показателей. Но все они используются при анализе перевозок и работы флота.

Наши рекомендации