Организация перевозки товаров водным и воздушным транспортом

В единую транспортную систему страны входят наряду с другими видами водный и воздушный транспорт. Большой универсальностью, высокой пропускной способностью, а также низкой себестоимостью обладает морской транспорт.

Организация перевозки грузов морским транспортом регламентируется Кодексом торгового мореплавания Российской Фе­дерации, а также издаваемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента и постановления правительства Российской Федерации.

Перевозчиком грузов на морском транспорте является лицо, ко­торое заключило договор морской перевозки с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор фрахтователем считается лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых ^помещений (чартер).

Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза не на чартерных условиях, а также лю­бое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени. По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его получателю. Отправитель или фрахтова­ть обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными документами.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименова­ния места погрузки груза и места назначения или направления судна.

При осуществлении систематических морских перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосроч­ные договоры об организации морских перевозок грузов.

Перевозчик обязан при перевозке груза по чартеру подать судно в указанное фрахтователем место погрузки груза.

Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозке, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке, отвечающим требовани­ям, установленным соответствующими стандартами или техни­ческими условиями. Таким же требованиям должны отвечать и контейнеры, предъявляемые отправителем. Груз должен иметь соответствующую маркировку, отправитель обязан предоста­вить перевозчику необходимые сведения о нем (о свойствах гру­за и т. д.).

Отправитель должен своевременно передать перевозчику все требуемые в соответствии с портовыми, таможенными, сани­тарными или иными административными правилами касающие­ся груза документы и несет ответственность перед ним за убыт­ки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недос­товерности или полноты таких документов.

Приняв груз к перевозке, перевозчик обязан по требованию отправителя выдать ему коносамент — документ, подтвер­ждающий прием груза для перевозки. В него должны быть включены следующие данные:

1) наименование перевозчика и место его нахождения;

2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту по­грузки;

3) наименование отправителя и место его нахождения;

4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5) наименование получателя, если он указан отправителем;

6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

7) внешнее состояние груза и его упаковки;

8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9) время и место выдачи коносамента;

10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписан­ным от имени перевозчика.

Отправитель имеет право потребовать от перевозчика выда­чи вместо коносамента морской накладной или иного докумен­та, подтверждающего прием груза для перевозки.

После погрузки груза на борт судна, перевозчик по требова­нию отправителя должен выдать ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к уже перечисленным данным, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должна быть указана дата (даты) погрузки груза.

Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал от­правителю коносамент (морскую накладную и т.д.), отправи­тель должен по просьбе перевозчика возвратить его в обмен на бортовой коносамент.

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента.

Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, ко­торые установлены соглашением сторон. Если соглашение от­сутствует, то в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрены случаи отказа перевозчика, отправителя или фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза.

Груз, перевозка которого осуществлялась на основании ко­носамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъ­явлении оригинала коносамента.

При получении груза получатель обязан возместить расхо­ды, произведенные перевозчиком, внести плату за простой суд­на в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коно­саментом или другим документом, на основании которого осу­ществлялась перевозка груза.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации уста­новлена ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя в связи с перевозкой грузов, а также порядок исчисления размера от­ветственности перевозчика за утрату или повреждение груза.

В случае возникновения обстоятельств, которые могут слу­жить основанием для ответственности одной из сторон, состав­ляется коммерческий акт или акт общей формы. С помощью коммерческого акта удостоверяется:

несоответствие между наименованием, массой или количе­ством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перево­зочном документе данными;

повреждение груза или багажа;

обнаружение груза или багажа без документов, а также до­кументов без груза или багажа;

возвращение перевозчику похищенного груза или багажа.

Формы актов и порядок их составления устанавливаются правилами, издаваемыми федеральным органом исполнитель­ной власти в области транспорта.

До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже (между портами одной страны) обязательным является предъявление ему претензии в письменной форме. К ней должны быть приложены перевозочные документы, а также документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза. Пре­тензия может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение три­дцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удов­летворении или отклонении ее.

В Российской Федерации для перевозки грузов, в том числе и товаров народного потребления, довольно широко применяет­ся внутренний водный транспорт.

Порядок перевозки грузов внутренним водным транспортом определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Рос­сийской Федерации. Он регулирует отношения между организа­циями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями и другими физическими и (или) юридиче­скими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем вод­ном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Прези­дента, Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами феде­ральных органов власти.

Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договоров об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок.

Заключение договора перевозки груза подтверждают состав­ленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании до­рожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки.

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или его части (договор фрахтования).

При необходимости осуществления систематических пере­возок грузов могут заключаться договоры об организации пере­возок грузов, которыми устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также другие, не пре­дусмотренные Кодексом внутреннего водного транспорта Рос­сийской Федерации и правилами перевозок грузов, условия ор­ганизации перевозок грузов.

При наличии такого договора перевозки грузов в определен­ном рейсе осуществляются в соответствии с договором перевоз­ки груза, заключенным на его основании.

До предъявления груза для перевозки грузоотправитель обя­зан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопас­ность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров. Транс­портная тара и упаковка, качество грузов должны соответство­вать требованиям государственных стандартов или других нор­мативных документов.

Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную и другие, предусмотренные соответствующими нормативными правовы­ми актами, документы.

О приеме груза для перевозки перевозчик должен сделать в транспортной накладной отметку с помощью календарного штемпеля и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме гру­за для перевозки.

На предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты грузоотправитель обязан нанести соответствующую установленным требованиям маркировку.

В транспортной накладной указывается масса груза, опреде­ляемая грузоотправителем согласно трафарету, в соответствии со стандартами или путем взвешивания, а также количество гру­зовых мест. Масса груза путем взвешивания определяется гру­зоотправителем за его счет совместно с перевозчиком на весо­вых приборах грузоотправителя, перевозчика или организации, осуществляющей погрузку грузов в порту отправления. Грузы в контейнерах принимаются для перевозок в соответствии с мас­сой, указанной грузоотправителем.

Подаваемые под погрузку суда и контейнеры должны быть в состоянии, пригодном для перевозок предъявляемого груза.

Подача под погрузку судна в состоянии, непригодном для пе­ревозки определенного груза, приравнивается к неподаче судна.

Сроки погрузки и выгрузки судна исчисляются с момента его подачи к причалу.

Нормативное время загрузки и разгрузки судна определяется в соответствии с судо-часовыми нормами и правилами приме­нения таких норм, установленными федеральным органом ис­полнительной власти в области транспорта. Сокращенное время может быть установлено соглашением сторон.

Если погрузка груза осуществлялась грузоотправителем, то загруженные трюмы судов, контейнеры должны быть им оп­ломбированы.

Плата за перевозку груза и иные, причитающиеся перевоз­чику, платежи вносятся грузоотправителем до момента отправ­ления груза из порта, если иное не установлено соглашением сторон.

Сроки доставки грузов и правила их исчисления определя­ются правилами перевозки грузов.

Грузополучатель должен быть уведомлен перевозчиком о прибытии груза не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза, если его выгрузка является обязанностью перевозчика.

Груз выдается грузополучателю, указанному в транспортной накладной, или иному грузополучателю, оформленному в уста­новленном порядке.

Порядок выдачи груза определяется правилами перевозок груза. Прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза.

В соответствии с правилами перевозок грузов грузоотправи­тели могут предъявлять для перевозок грузы с объявленной ценностью, за что взимается плата по установленному тарифу.

Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешан­ном сообщении посредством взаимодействия внутреннего вод­ного транспорта с другими видами транспорта (железнодорож­ным, морским, воздушным, автомобильным).

Они осуществляются по единому транспортному документу (транспортной накладной), составленному на весь путь следова­ния грузов.

Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется Кодексом внутреннего водного транс­порта, а также заключенными в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации соглашениями между организация­ми соответствующих видов транспорта.

За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачива­ет по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он не докажет, что несоблюдение срока доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный перевозчиком при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случаях:

утраты либо недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую снизилась стоимость груза;

утраты груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

За неправильное указание в транспортной накладной наименова­ния груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки гру­за или за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку тако­го груза на все расстояние его перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

За сверхнормативный простой судов и задержку возврата контейнеров с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых они до­пущены, взыскивается штраф в следующих размерах:

0,5 размера минимального размера оплаты труда за 100т грузоподъемности самоходного грузового судна в час;

0,07 размера минимального размера оплаты труда за 100т грузоподъемности несамоходного грузового судна в час;

одного минимального размера оплаты труда за 100 киловатт мощности буксирного судна в час.

За несвоевременную оплату перевозки груза или буксировки бук­сируемого объекта с грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта взыскиваются пени в пользу перевозчика или буксировщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае образования задолженности по оплате за перевозку гру­за, доставленного в порт назначения, выдача его может быть задер­жана, если это не приведет к порче груза, до уплаты всех платежей, в том числе пеней за просрочку платежей, или до предоставления га­рантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неочистку судов или контейнеров после выгрузки грузов грузовладелец обязан уплатить перевозчику стоимость работ по их очистке в двукратном размере. Перевозчик имеет право отка­заться от уборки от причала неочищенных судна или контейнера впредь до выполнения грузовладельцем работ по их очистке.

За повреждение судна, контейнера или средств пакетирования с виновной стороны взыскивается стоимость необходимого ремонта.

Обстоятельства, являющиеся основанием для имуществен­ной ответственности сторон по перевозкам грузов, удостове­ряются коммерческим актом, составляемым перевозчиками по заявлениям грузоотправителей и грузополучателей. Его форма и правила составления устанавливаются правилами перевозок грузов. До предъявления иска в связи с перевозкой груза к пе­ревозчику обязательным является предъявление к нему претен­зии. Претензия предъявляется по месту нахождения перевозчи­ка. К ней должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные их копии, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.

Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного его отказа удовлетворить претензию либо в слу­чае неполучения ответа перевозчика на полученную претензию в тридцатидневный срок.

Срок исковой давности по требованиям к перевозчику, воз­никшим в связи с осуществлением перевозок грузов, составляет 1 год. Иски перевозчиков к грузоотправителям или грузополуча­телям, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступле­ния события, послужившего основанием для их предъявления.

На воздушном транспорте основным доку­ментом, регламентирующим перевозки, является Воздушный ко­декс Российской Федерации. На основе кодекса разработаны пра­вила перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Перевозка грузов осуществляется на основе договоров. По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется дос­тавить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначе­ния и выдать его грузополучателю, а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

При чартерных воздушных перевозках заключается договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик пре­доставляет фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки груза.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузо­вой накладной, форма которой устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной пере­возке груз в установленный срок. Срок доставки груза опреде­ляется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воз­душных перевозок, если иное не предусмотрено договором воз­душной перевозки груза.

Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Он имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество изменилось настоль­ко, что исключается возможность полного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в установленный срок, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставив груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск.

Не полученный в установленный срок груз считается невос­требованным и реализуется в порядке, определенном федераль­ными авиационными правилами.

Перевозчик несет ответственность перед грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки груза.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза пере­возчик несет ответственность в следующих размерах:

за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, приня­того к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в раз­мере объявленной ценности;

за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, приня­того к воздушной перевозке без объявления ценности, — в раз­мере его стоимости, но не более чем в размере двух установлен­ных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза.

За просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не до­кажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

По требованию грузоотправителя или грузополучателя при предъявлении одним из них перевозочных документов перевоз­чик обязан составить коммерческий акт. С его помощью удосто­веряются следующие обстоятельства:

несоответствие фактического наименования, веса или коли­чества единиц груза данным, указанным в перевозочном доку­менте;

повреждение (порча) груза;

обнаружение груза без перевозочных документов либо пере­возочных документов без груза.

До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения до­говора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. При этом отсутствие коммерческого акта не лишает заявителя права на предъявление претензии или иска.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных пере­возках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Пере­возчик обязан рассмотреть ее в течение 30 дней с даты поступ­ления претензии и в письменной форме уведомить грузоотпра­вителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

Срок исковой давности начинается на следующий день по­сле получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком. Договором воздушной перевозки груза может быть установлен другой порядок исчисления начала те­чения срока исковой давности.

Раздел II

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Глава 5

Типы и виды оптовых предприятий, и их функции

5.1. Функции оптовой торговли

Наши рекомендации