Организация перевозки товаров автомобильным транспортом

Для перевозки грузов торговые предприятия могут исполь­зовать как собственный автомобильный транспорт, так и, на ос­новании договора перевозки, транспортные средства специали­зированных автотранспортных организаций.

Взаимоотношения сторон договора перевозки регламенти­руются Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта и издаваемыми в соответствии с ним правилами перевозок грузов автомобильным транспортом,

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки подтверждается составле­нием и выдачей грузоотправителю товарно-транспортной на­кладной.

При необходимости осуществления систематических пере­возок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать меж­ду собой долгосрочные договоры об организации перевозок

По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В та­ком договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия органи­зации перевозки.

При перевозках грузов автомобильным транспортом приме­няются свободные тарифы. Они определяются авто­транспортными организациями (перевозчиками) ^независимо от их организационно-правовой формы и рассчитываются с учетом себестоимости перевозок.

В зависимости от условий перевозок основными параметра­ми для установления тарифных ставок являются тонна перевезенного груза, масса отправки груза, километр пробега автомо­биля, час работы автомобиля, автотонно-час или комбинации этих измерителей.

Тарифы на оказываемые автотранспортной организацией услуги, оформленные в виде сборников, прейскурантов, должны быть доведены до грузовладельцев.

Наиболее часто применяют следующие виды тарифов:

сдельные — при массовых перевозках однородных грузов (определение платы производится в зависимости от расстояния перевозки и массы отправки груза);

повременные — в случае предоставления в распоряжение за­казчика определенного типа автомобиля на определенное время (оплачивается каждый автомобиле-чае пользования и каждый километр пробега подвижного состава с учетом его грузоподъ­емности);

покилометровые — за перегон, подачу и возврат, порожний пробег транспортного средства (плата определяется за каждый километр пробега с учетом грузоподъемности автомобиля).

Тарифы могут быть дополнены системой дифференцирован­ных коэффициентов, учитывающих условия эксплуатации, спе­циализацию подвижного состава, другие факторы, определяю­щие различия в уровне затрат на перевозки,

В соответствии с представляемой грузоотправителем заяв­кой на перевозку грузов автотранспортные организации обязаны обеспечить своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определя­ются автотранспортными организациями в зависимости от объ­ема и характера перевозок (при применении сдельных тарифов).

Транспортные средства должны находиться в исправном со­стоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отве­чающем санитарным требованиям. Для перевозки пищевых Продуктов должен выделяться специализированный транспорт с маркировкой, соответствующей перевозимым грузам (например, «Хлеб», «Продукты»), Грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть оформле­ны товарно-транспортными накладными. Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому производится списание груза грузоотправителем и его оприходование грузополучателем. Составляется она, как прави­ло, в четырех экземплярах.

При приеме груза к перевозке шофер экспедитор автотранс­портной организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью перевозчика. Прием грузов удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.

Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под по­грузку подготовить груз к перевозке, с тем, чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования. Так, грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться в исправной, соответствующей стандартам таре, иметь надлежащую маркировку каждого Грузового места.

Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого лист в пункте по­грузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку — с момен­та предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. Погрузка и разгрузка считаются законченны­ми после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных.

Погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка их производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий — грузополучателем. В обязанности шофера входит проверка соответствия укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспече­ния сохранности подвижного состава. Он должен также сообщить грузоотправителю О замеченных недостатках в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. После этого грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные недостатки.

Загрузка автотранспорта должна производиться до полного ис­пользования его вместимости, но не превышать грузоподъемности автомобиля. При перевозках легковесных грузов принимаются ме­ры, позволяющие повысить использование грузоподъемности под­вижного состава (наращивание бортов автомобиля и т. п.).

Во избежание товарных потерь при перевозках следует со­блюдать правила укладки товаров, температурные режимы, сро­ки доставки, использовать тару, соответствующую перевозимым грузам.

Определение массы груза производится средствами грузоот­правителя совместно с автотранспортной организацией. При пе­ревозке груза в крытых автомобилях И прицепах, контейнерах, цистернах, опломбированных грузоотправителем, массу груза определяет он сам.

В пункте назначения грузы сдаются грузополучателю по массе и количеству мест в том же порядке, в каком они были приняты от грузоотправителя.

Если грузы прибыли в исправных автомобилях, прицепах, кон­тейнерах, цистернах с неповрежденными пломбами, то Они выда­ются без проверки массы и состояния груза и количества грузовых мест. Перевозимые навалом или насыпью грузы, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки массы только в слу­чае, если у грузополучателя нет автомобильных весов.

Проверка массы количества мест и состояния груза авто­транспортной организацией в пункте назначения обязательна в случаях:

прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в исправном кузове, но с поврежденными пломбами или с пломбами попутной грузовой автостанции;

прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки этого груза или установленного правилами темпера­турного режима при перевозке;

прибытия груза, погруженного автотранспортной организа­цией;

выдачи груза со склада грузовой автостанции.

Тарные и штучные Грузы во всех случаях выдаются авто­транспортной организацией с проверкой массы и состояния гру­за только в поврежденных местах. При этом поврежденные мес­та вскрывают и проверяют груз по товарно-транспортным на­кладным.

Если при проверке массы, количества грузовых мест или со­стояния груза в пункте назначения будут обнаружены недоста­ча, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, авто­транспортная организация обязана определить размер фактиче­ской недостачи, порчи или повреждения груза. При необходи­мости проведения экспертизы автотранспортная организация по своей инициативе или по требованию грузополучателя пригла­шает соответствующих специалистов.

Выдача груза в пункте назначения производится, грузополу­чателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Полу­чение груза удостоверяется подписью и печатью (штампом) гру­зополучателя в трех экземплярах товарно-транспортной наклад­ной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обя­зательств по перевозке грузов стороны несут ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом, Уставом автомо­бильного транспорта, а также договором перевозки.

Так, перевозчик несет ответственность за неподачу транс­портных средств для перевозки грузов в соответствии с догово­ром, а отправитель — за непредъявление груза либо неисполь­зование поданных транспортных средств по иным причинам.

Автотранспортная организация несет ответственность за со­хранность груза с момента принятия его к перевозке и до выда­чи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоя­тельств, которые она не могла предотвратить и устранение ко­торых от нее не зависело, в частности, вследствие:

вины грузоотправителя (грузополучателя);

особых естественных свойств перевозимого груза;

недостатков тары или упаковки, которые не могли быть заме­чены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или при­менения тары, не соответствующей свойствам груза или установ­ленным стандартам, при отсутствии следов повреждения ее в пути;

сдачи к перевозке груза без указания и товарно-транспорт­ной накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает ус­тановленную норму.

Организация-перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:

груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за ис­правными пломбами грузоотправителя, а штучный груз — с ис­правной защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузо­отправителя или изготовителя;

недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на откры­том ПОДВИЖНОМ составе;

груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотпра­вителя или грузополучателя;

недостача груза не превышает норм естественной убыли.

Возмещение ущерба, причиненного при перевозке грузов, происходит в следующих размерах:

за утрату или недостачу груза — в размере стоимости утра­ченного или недостающего груза;

за порчу или повреждение груза — в размере суммы, на ко­торую понизилась его стоимость;

за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценно­стью, — в размере объявленной ценности, если она не превыша­ет действительной стоимости груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указан­ной в счете грузоотправителя.

Наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей, порчей или повреждением груза, сторона перевозчик возвращает другой стороне договора провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если она не входит в стоимость груза.

Грузоотправитель или грузополучатель несут ответствен­ность в виде штрафа за задержку по их вине автомобилей, по­данных под погрузку или разгрузку, сверх установленных сро­ков, то есть за простой транспорта, а также за задержку контей­неров. В Уставе автомобильного транспорта предусмотрены размеры штрафов за каждую минуту простоя автомобиля (в за­висимости от его грузоподъемности) и за каждый час задержки контейнера. Основанием для начисления штрафов служат от­метки в товарно-транспортной накладной и путевом листе 6 времени прибытия и убытия автомобилей. Взыскание этих штрафов производится в безакцептном порядке.

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Порядок и сро­ки предъявления претензий грузоотправителями и грузополуча­телями определены Уставом автомобильного транспорта.

Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляют­ся к автотранспортной организации, выдавшей груз, а в случае полной утраты груза — к автотранспортной организации, при­нявшей груз к перевозке. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию. К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреж­дения груза, кроме того, — документ, удостоверяющий количе­ство и стоимость отправленного груза.

Автотранспортная организация обязана рассмотреть заяв­ленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в сроки, определенные Уставом.

В случае полного или частичного отказа автотранспортной организации удовлетворить претензию либо неполучения от нее ответа в течение установленных сроков, грузоотправителями или грузополучателями могут быть предъявлены иски в арбитраж или в суд по месту нахождения автотранспортной организации. Срок предъявления таких исков установлен Гражданским Кодексом Российской Федерации и равен одному году.

Наши рекомендации