Тема 9. Перевозки внутренним водным транспортом

Задание для самостоятельной работы

1. Составьте схему системы органов управления внутренним водным транспортом.

План семинарского занятия

1. Организационно–правовые предпосылки заключения договоров перевозки грузов, буксировки плотов и судов внутренним водным транспортом:

а) навигационные договоры на перевозку грузов и буксировки плотов и судов;

б) заявки на погрузку грузов и буксировку судов и плотов;

в) календарные графики.

2. Правовая природа договора перевозки груза внутренним водным транспортом.

3. Договор перевозки пассажира внутренним водным транспортом.

Рекомендации по выполнению задания и подготовке

К семинарскому занятию

Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно либо через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Федеральное агентство морского и речного транспорта, с передачей ему функций по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере морского и речного транспорта

Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 175 «Вопросы Федерального агентства морского и речного транспорта» Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере морского и речного транспорта,

Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Оказание физическим лицам услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль внутреннего водного транспорта в экономике страны?

2. В чем заключаются особенности внутреннего водного транспорта и управления им?

3. В чем проявляется роль судоходных компаний в организации перевозок?

4. Каково участие портов и пристаней в организации перевозок?

5. Какие нормативные акты регламентируют организацию перевозок внутренним водным транспортом?

6. Какие существуют организационно-правовые предпосылки заключения договоров перевозки грузов, буксировки плотов и судов внутренним водным транспортом?

7. Какова правовая природа навигационного договора?

8. Что представляет собой заявка грузоотправителя?

9. В чем состоят особенности договора перевозки груза внутренним водным транспортом?

10. Какие существуют разновидности билета пассажира при перевозке внутренним водным транспортом?

11. Каковы обязанности пароходств по перевозке пассажиров?

12. Какая установлена ответственность за неисполнение обязательств по перевозке внутренним водным транспортом?

13. В каких случаях перевозчик освобождается ответственности?

Задачи

Задача 1.

Фирма «Крокс» при приеме в Ростовском речном порту груза- 4 трактора- обнаружила их раз укомплектованность . на предложение фирмы пригласить эксперта для установления характера повреждений и разукомплектованности тракторов капитан судна, на котором перевозился груз , ответил отказом.

Фирма по своей инициативе пригласила эксперта, который на борту судна составил акт экспертизы.

В арбитражном суде, куда грузополучатель обратился с иском , представитель пароходства заявил, что размер причиненного ущерба доказать невозможно. При выдачи груза коммерческий акт не составлялся, а эксперт , которого пригласила фирма « Крокус», является заинтересованным лицом, т.к. работает в филиале фирмы инженером-механиком.

Какое решение должно быть принято по данному делу? Какое должностное лицо правомочно назначать эксперта для определения характера повреждений, причиненных грузу? В каких случаях и как составляется коммерческий акт и акт экспертизы?

Задача 2.

Сельскохозяйственный кооператив « Слава» обратился в арбитражный суд с иском к Волжскому речному пароходству о возврате списанной пароходством в бесспорном порядке с расчетного счета кооператива суммы штрафа за задержку внесенных кооперативом провозных платежей.

В соответствии с заключенным договором перевозки груза пароходство доставило сельхозпродукты в порт назначения. Грузоотправитель внес провозную плату спустя семь дней после сдачи груза к перевозке. За просрочку внесения провозной платы в кооператива должен быть взыскан штраф в размере 1% неоплаченной суммы за каждый день просрочки, т.е. семь процентов.

Волжское пароходство списало в бесспорном порядке с расчетного счета кооператива сумму штрафа, равную двенадцати процентам неуплаченной провозной платы.

Какое решение должен принять арбитражный суд? Каков порядок взыскания штрафов за задержку внесения провозных платежей при перевозках внутренним водным транспортом?

Задача 3.

Фирма « Дон» предъявила к Управлению Ростовского речного пароходства претензию о возмещении ущерба, причиненного порчей перевезенной в технически неисправном контейнере обуви вследствие попадания в него влаги.

Пароходство оставило претензию без ответа.

После этого Грузополучатель обратился в арбитражный суд. В процессе судебного разбирательства было установлено, что при вскрытии контейнера в нем была обнаружена вода. Это нашло отражение в акте приемки обуви и в акте общей формы. Согласно акту общей формы порча обуви от воды произошла в результате того, что вместо деревянного настила был положен лист металла. Он не был приварен к стенкам контейнера и через образовавшиеся зазоры, в контейнер проникла вода.

При погрузке обуви грузоотправитель осмотрел предоставленный перевозчиком контейнер и обнаружил указанную неисправность.

Какое решение должен принять суд по данному спору? Нарушены ли сторонами договора перевозки обязанности? Если да, то в чем заключаются эти нарушения?

Тесты контроля знаний

Тест 1.

Укажите, в каком случае на внутреннем водном транспорте при выдаче груза коммерческий акт не составляется:
а) в случае несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
б) в случае обнаружения груза без перевозочного документа или документов без груза;
в) в случае возвращения перевозчику похищенного груза;
г) в случае недостачи массы груза в пределах норм естественной убыли.

Тест 2.

Укажите неверное высказывание в отношении сроков исковой давности на внутреннем водном транспорте:
а) иски по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов и с осуществлением спасательной операции, могут быть предъявлены в течение двух лет;
б) иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события;
в) иски к перевозчику, возникающие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события;
г) иски к перевозчику, возникающие в связи с повреждением (порчей) грузов, могут быть предъявлены в течение одного года со дня выдачи груза.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993, 25 дек.

2. Гражданский кодекс РФ (ред.06.12.2007) гл. 40, 41 // СЗ РФ. - 1996. - № 5.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195–ФЗ (ред.03.03.2008) // СЗ РФ. - 2002. - № 1.

4. Кодекс Внутреннего Водного транспорта РФ от 07.03.2001 (ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 2001. - № 11.

5. Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» // СЗ РФ. - 2003. - № 7.

Литература

1. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных нарушениях. - М., 2002.

2. Брагинский М.И., Витрянский М.И. Договорное право. - М., 2003.

3. Колпаков Н. Регулирование перевозок во внутреннем водном и смешанном сообщении. - М., 1981.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (ч.2) / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2003.

Наши рекомендации