Из работ современных историков.
Вариант № 4012017
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Крымская война
2) реформа патриарха Никона
3) падение Византийской империи
2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ | |
A) начало старообрядческого раскола в Русской Церкви Б) первое летописное упоминание о Москве B) вступление СССР в Лигу Наций Г) деятельность I Государственной думы | 1) 988 г. 2) 1147 г. 3) 1653 г. 4) 1756 г. 5) 1906 г. 6) 1934 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
3.Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к XIX — началу XX в.
1) петрашевцы
2) иосифляне
3) декабристы
4) нестяжатели
5) социал-демократы
6) ишутинцы
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
4.Напишите пропущенное слово.
Событие российской истории, результатом которого стало отречение императора и образование Временного правительства, по времени произошедших событий называется _______ переворотом.
5.Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ | |
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли Г) земледельцы, взявшие ссуду | 1) смерды 2) холопы 3) закупы 4) тиуны 5) рядовичи 6) помещики |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «[Александр I] сознавал, что ему невозможно высказать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным для восприятия этих идей. <... >
Чтобы до известной степени смягчить это печальное противоречие с самим собою, Александр образовал род <...> комитета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения... Каждый нёс туда свои мысли, свои работы, свои сообщения о текущем ходе правительственных дел и о замеченных злоупотреблениях власти. Император вполне откровенно раскрывал перед нами свои мысли и свои истинные чувства. <...> Не было ни одного внутреннего улучшения, ни одной полезной реформы, намеченной или проведённой в России в царствование Александра, которые не зародились на этих именно тайных совещаниях».
Б) «Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному.
Всех поселян, возвращённых сими средствами в прежнюю верноподданическую верность к всемилостивейшей нашей императрице и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить в том целованием Евангелия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жёны и дети их — отданы в рабство, а земли — во владение в верности пребывшим всегда к Её императорскому Величеству подданным и помещикам...»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) При данном правителе началось движение декабристов.
2) Этот правитель жестоко подавил выступление на Сенатской площади.
3) Документ посвящен крупнейшей Крестьянской войне XVII в.
4) Правитель упоминаемый в документе – императрица Екатерина II
5) Этот правитель сыграл большую роль в создании «священного союза»
6) Современником данного правителя был Емельян Пугачев.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7.Какие три общественно-политические организации (партии) руководствовались идеями К. Маркса?
1) Российская социал-демократическая партия
2) «Народная воля»
3) Конституционно-демократическая партия
4) «Земля и воля»
5) группа «Освобождение труда»
6) «Союз борьбы за освобождение рабочего
8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Известный советский писатель А Гайдар погиб при обороне г. ____________ в 1941 г.
Б) ____________ 27 февраля 1943 в бою за деревню Чернушки прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В) Великая Отечественная война завершилась в ____________ г.
Пропущенные элементы:
1) 1944 г.
2) А. Матросов
3) И. Туркенич
4) 1945 г.
5) Харьков
6) Киев
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
9.Установите соответствие между именами современников. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и каких-либо символов (не более четырех цифр).
ИМЕНА | ИМЕНА | |
А) царь Алексей Михайлович Б) император Петр I В) царь Иван IV Г) император Павел I | 1) А. Курбский 2) Ф. Лефорт 3) А. Суворов 4) А. Ордин-Нащокин 5) С. Уваров |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
10.Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
«В 1939 году Советское правительство, выполняя взятое на себя обязательство от 12 марта 1936 года, оказало Монгольской Народной Республике военную помощь в разгроме японских войск, вторгшихся на территорию дружественной нам Монгольской Народной Республики...
С мая по 15 сентября 1939 года на территории МНР происходили ожесточенные сражения между советско-монгольскими и японо-маньчжурскими войсками.
С японской стороны в военной агрессии участвовала 6-я японская армия, сформированная из отборных японских оккупационных войск Квантунской армии, расположенной в Китае.
Со стороны советских и монгольских войск в начале боевых действий участвовали отдельные части Монгольской народной армии, поддержанные частями 57-го особого корпуса Красной Армии, дислоцированного на территории Монгольской Народной Республики.
Генеральную наступательную операцию по окружению и полному разгрому 6-й японской армии проводила 1-я армейская группа, развернутая на базе 57-го особого корпуса, при содействии группы войск МНР.
Осуществление своих агрессивных замыслов — вторжение в пределы Монгольской Народной Республики — японское правительство возложило на Квантунскую армию. Чтобы завуалировать истинные цели вторжения в пределы МНР, японское правительство решило преподнести мировой общественности акт агрессии как пограничный конфликт.
Для большей убедительности своей версии японское правительство решило в начале боевых действий сразу не вводить в дело большие силы, начав вторжение особыми отрядами, наращивая их силу по мере развития боевых действий. При этом имелось в виду: в случае неблагоприятных обстоятельств, которые могут сложиться в результате вступления в дело Красной Армии, прекратить начатую агрессию и отойти на свою территорию.
Поводом для развязки военных действий и так называемого «пограничного конфликта» явилось притязание японского правительства на территорию МНР...»
11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Операция «Рельсовая война» | __________(А) | Федоров, Ковпак |
операция "Оверлорд" | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | август—декабрь 1943 г. | Г. К. Жуков, И. С. Конев К. К. Рокоссовский |
Битва за Москву | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. — апрель 1942 г.
3) Д. Эйзенхауэр
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) август-сентябрь 1943 г.
7) июнь 1944 г. — август 1944 г.
8) И. В. Панфилов
9) май 1942 г.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
12.Прочтите отрывок из послания.
«Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника — сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более — души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам — не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира... Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, — всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг.
2) Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания.
3) Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г.
4) Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания.
5) Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма.
6) В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет.
13.Запишите словом пропущенный во фразе год: «Изображённая на схеме битва началась в тысяча девятьсот сорок ________ году».
14.Напишите фамилию советского военачальника, возглавлявшего в этой битве Западный фронт и сыгравшего ключевую роль в разработке данной операции советских войск.
15.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются
верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Изображённая на схеме битва происходила в летний период.
2) Изображённым на схеме событиям предшествовало осуществление немецкими войсками операции «Тайфун».
3) В ходе данной битвы советские войска имели подавляющее преимущество в военной технике над противником.
4) Операция советских войск, ход которой отображён на схеме, получила кодовое обозначение «Кольцо».
5) Значимую роль в победе советских войск в этой битве сыграл разведчик Р. Зорге, благодаря сведениям которого СССР смог перебросить к месту битвы несколько дивизий с Дальнего Востока.
6) Значение данной битвы состоит в том, что она стала первым крупным поражением вермахта во Второй мировой войне.
16.Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная почтовая марка была выпущена в годы руководства И.В. Сталина.
2) Неприятельскими войсками в битве, которой посвящена марка, руководил Наполеон.
3) Данная почтовая марка посвящена событиям Северной войны.
4) На марке изображён момент признания победы русского войска в этой битве.
5) Менее чем через год после битвы, которой посвящена марка, Россия заключила с поверженным в этой битве неприятелем мирный договор.
17.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
A) скульптурный комплекс или мемориал «Родина-мать» Б) кинофильм «Покаяние» B) роман «В круге первом» Г) картина «Оборона Севастополя» | 1) Установлен в Волгограде. 2) Автор — А. И. Солженицын. 3) Создан в 1980-е гг. 4) Сюжет иллюстрирует события периода Гражданской войны. 5) Главный герой — В.И. Ленин. 6) Автор — А. А. Дейнека. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
18.Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная карикатура посвящена событиям русско-японской войны.
2) Карикатура относится к 1880-м гг.
3) Война, событиям которой посвящена карикатура, происходила при императоре Александре Втором.
4) Война, которой посвящена данная карикатура, закончилась победой России.
5) Карикатура подчёркивает силу российской армии на суше в сравнении с противником.
19.Укажите двух исторических деятелей, игравших важную роль в царствование российского императора, к которому относится карикатура, приведённая выше. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
20.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из работ современных историков.
«...Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его времени. Тишайший царь хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси, но он же, видя успехи западных стран, стремился перенять их достижения и укоренить их в Московии. Россия балансировала между отеческой стариной и европейскими новшествами. Алексей Михайлович не провёл реформ, ломающих "московское благочестие", во имя европеизации, как позже сделал его своенравный и решительный сын Петр Великий. Потомки и историки по-разному оценивали правление Алексея Михайловича: одни негодовали на "слабого Алексея", другие видели в том истинную мудрость правителя».
«...С уходом второго Романова завершалась огромная эпоха. Кончалась Московская Русь — начиналась Россия Нового времени. И хотя между Петровскими реформами и смертью Алексея Михайловича осталось ещё место для нескольких лет царствования Федора и регентства царевны Софьи, в массовом сознании выстроилась именно такая последовательность: царь Алексей - император Петр I. Подобная последовательность не точна хронологически, но она верна по существу».
К какому периоду времени (веку, хронологическим датам) относится правление Алексея Михайловича, к какому периоду — Петра Великого? Как в документе назван первый период и как - второй?
21.Какие аргументы приводят историки, характеризуя внутреннюю политику царя Алексея Михайловича как двойственную? Приведите не менее трёх аргументов.
22.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.