Организация материальных потоков

Организация и управление материальными потоками.

Организация материальных потоков и управление ими на предприятии неразрывно связаны между собой и образуют систему. Так, перемещение материалов в процессе выполнения полученных за­казов невозможно без управления, которое осуществляется путем распределения материальных ресурсов, планирования хозяй­ственных связей и т.п., и вместе с тем требует определенной орга­низации: обеспечения ритмичного выполнения поставок, выбо­ра оптимальной системы транспортировки материалов и др. В процессе организации достигается объединение элементарных потоков и создаются условия для эффективного функционирова­ния производственной логистической системы. Управление ма­териальными потоками обеспечивает постоянный контроль за ходом выполнения производственных заказов и оказывает необ­ходимое воздействие на логистическую систему с тем, чтобы удер­живать ее параметры в заданных пределах для достижения по­ставленных перед предприятием целей.

Пространственные и временные связи в процессе организа­ции

Отдельные стадии процесса преобразования материальных потоков (хранение, обработка, транспортировка) осуществляются на предприятии в пространственно обособленных подразделени­ях, каждое из которых выполняет определенные функции.

Состав функциональных подразделений (служб, цехов) пред­приятия, участвующих в формировании и преобразовании мате­риальных потоков, их взаимное расположение на территории и формы взаимосвязей по выполнению производственных заказов называют пространственной структурой логистической системы.

Структура внутрипроизводственной логистической системы определяется рядом факторов, в числе которых можно выделить следующие:

• диверсификация производства;

• объем выпуска продукции;

• метод организации перемещения грузов;

• метод организации производства;

• тип системы управления запасами.

Диверсификациянепосредственно влияет на состав и специа­лизацию производственных подразделений, количество складов, ассортимент запасов, степень разнообразия связей с поставщика­ми и их число.

Объем выпуска продукцииопределяет размеры запасов и от­дельных производств, их количество, а также мощность грузопотоков. Чем больше объем выпуска продукции, тем крупнее производственные подразделения, отчетливее их специализа­ция, больше объем прибывающих на предприятие и отправ­ляемых с него грузов. Увеличение объема выпускаемой про­дукции приводит к увеличению среднесуточного расхода ма­териала и обусловливает необходимость создания больших запасов.

Метод организации перемещения грузоввлияет на размеры транспортных подразделений, состав участников выполнения ра­бот, число звеньев в передвижении продукции и количество про­межуточных складов. Так, переход к транзитной схеме организа­ции грузопотоков приводит к уменьшению числа звеньев в пере­движении и сокращению объема работ по переработке грузов.

Методы организации производствавлияют на количество и объем внутренних перевозок, размеры незавершенного производства.

Тип системы управления запасамивлияет на их величину в производстве: чем больше интервал времени между поставками и объем заказа, тем выше уровень производственных запасов.

Пространственная структура логистической системы предоп­ределяет порядок (последовательность) выполнения операции по преобразованию материальных потоков во времени.Возникающие при этом временные связи характеризуют отрезки времени, в ко­торые протекают отдельные стадии процесса выполнения заказа или фиксируются его промежуточные результаты — события.

Для характеристики временного аспекта организации матери­альных потоков используются следующие понятия: цикл выпол­нения заказа; структура цикла выполнения заказа; длительность цикла заказа.

Цикл выполнения заказа — это комплекс определенным обра­зом организованных во времени элементарных потоков, возника­ющих при выполнении логистических операций в процессе продви­жения заказа с момента его получения до исполнения.

Момент получения заказа характеризует временную точку по­ступления запроса на изготовление продукции определенного вида и назначения.

Момент выполнения заказа означает поступление продукции в торговую сеть — для товаров личного потребления или на склад предприятия заказчика—для изделий производственного назначения.

Структура цикла выполнения заказа включает шесть эта­пов: получение заказа, техническая подготовка (планируется только один раз при получении нового заказа), поставка ма­териалов, подготовка к запуску, собственно производство (от запуска укомплектованного заказа до момента завершения всех работ в производстве), поставка заказа.

Формализованный пример цикла выполнения заказа пред­ставлен в таблице:

Этапы цикла Группы операций
Получение заказа Учет, обработка и оформление заказа
Техническая подготовка · Разработка конструкции и технологии изготовления · Организационная подготовка · Освоение · Организация перехода на выпуск нового изделия
Поставка материалов · Формирование заказа · Выбор поставщиков · Получение и размещение материалов на складе
Подготовка к запуску · Получение заготовок · Подбор необходимой технологической оснастки · Проведение предварительной синхронизации · Разработка плана-графика выпуска изделий
Изготовление заказа · Технологические операции, технологический контроль производства, транспортировка · Передача данных диспетчеру
Поставка заказа · Складирование готовой продукции · Комплектация заказа · Отгрузка заказа потребителю

Календарный период, в течение которого осуществляются все операции по выполнению заказа, выражает длительность цик­ла заказа.

В наиболее общем виде длительность цикла Тц заказа рассчиты­вается по формуле:

Тц = Тозтп + Тзм + Тпзпц + Тп + Тпер

где Тоз— время обработки и оформления заказа; Ттп — время техни­ческой подготовки; Тзм — время закупки материалов; Тпз — время подготовки к запуску; Тпц — длительность производственного цик­ла; Тп — время поставки; Тпер — время перерывов, возникающих из-за асинхронности отдельных этапов цикла.

Формыорганизации

Совокупность технических средств, кото­рая создает возможность потока материалов, и расположение производственных участков и складов (накопителей) по отноше­нию к ней, выраженное системой устойчивых связей, представля­ет собой форму организации движения материальных потоков.

На практике используют три формы организации движения материалов:

• накопительная;

• транспортно-накопительная;

• нулевого запаса.

Накопительная форма организациихарактеризуется тем, что для нормальной работы логистических систем в их составе пре­дусматривается комплекс складов. Сюда относятся склады металла и заготовок, межучастковые склады деталей, узлов и комплекту­ющих изделий, склады готовой продукции, кладовые технологи­ческой оснастки. Материал перемещается в направлении от скла­да металлов и заготовок через промежуточные склады на произ­водственные участки и далее — на склад готовой продукции.

Основным достоинством данной формы организации движения материальных потоков является возможность накопления большо­го объема материала на входе и выходе системы, что обеспечива­ет, с одной стороны, надежность поступления необходимых дета­лей, заготовок, комплектующих в производство, с другой сторо­ны, гарантирует выполнение срочных заявок потребителей продукции. Недостаток накопительной формы движения матери­алов состоит в том, что наличие разветвленной системы транспорт­ных трасс и большого числа складов затрудняет управление движением материальных потоков и контроль за запасами.

Кроме того, возрастают расходы, обусловленные иммобили­зацией средств в материалы, и необходимостью капитальных вложений для создания системы складов.

Транспортно-накопительная форма организации предполагает наличие комбинированной транспортно-складской системы (ТСС),которая объединяет определенное число рабочих мест (участков) путем установления связи каждого рабочего места (участка) с любым другим посредством информационного и ма­териального потоков. При этом процессы механообработки (сборки), контроля, подготовки производства, складирования и регулирования материалов объединяются с помощью ТСС в еди­ный процесс производства. Управление движением материально­го потока происходит по схеме: поиск необходимой заготовки на складе — транспортировка к станку — обработка — возвращение детали на склад. Накапливание материала осуществляется б центральном складе или децентрализовано на отдельных рабо­чих участках. В первом случае склад обслуживает несколько про­изводственных подразделений и используется как резервный на­копитель между началом и окончанием обработки детали. Во втором случае склады создаются на отдельных участках и слу­жат для компенсации отклонений во времени при транспорти­ровке и обработке детали. В отдельных случаях используется смешанная ТСС, предполагающая наличие как центрального склада, так и резервных накопителей на рабочих участках.

Достоинствами данной формы организации материальных потоков являются: уменьшение объема запасов на рабочих местах за счет создания ТСС; сокращение длительности про­изводственного процесса посредством устранения перерывов между составляющими цикла производства; постоянный кон­троль за запасами; наличие хорошо организованной системы управления движением материалов.

К числу недостатков можно отнести следующие: транспортно-накопительная форма эффективна для групп конструктивно и тех­нологически однородных деталей, что, во-первых, сужает область ее применения, во-вторых, вызывает необходимость проведения комплекса подготовительных работ; данная форма требует значи­тельных вложений в создание автоматизированной системы управ­ления ходом производства.

Форма организации нулевого запасапредполагает создание объединенных контуров регулирования на основе автономных самоуправляемых производственных звеньев. Ядром контура является буферный склад (накопитель), связывающий между собой отдельные производственные участки. Каждый из уча­стков может контактировать с любым другим посредством уп­равления информационными и материальными потоками че­рез соответствующий накопитель (см. рисунок)

.

Организация материальных потоков - student2.ru

Рис 3. Схема объединенного контура регулирования

Принципиальной особенностью объединенного контура регу­лирования является формирование горизонтальных связей по всей технологической цепочке, что позволяет производственным звень­ям самостоятельно и непосредственно взаимодействовать друг с другом. Запуск деталей в производство и их обработка осуществ­ляются малыми партиями в соответствии с полученным заказом. После завершения выполнения операций в пределах одного про­изводственного модуля детали поступают на склад и остаются там до тех пор, пока не будет получена заявка с последующего участ­ка обработки.

Достоинством данной формы является возможность использо­вания вытягивающей системы управления материальными пото­ками, что обеспечивает минимальный нормативный производ­ственный запас. Однако использование ее на отечественных предприятиях затруднено из-за низкого уровня компьютеризации управления ходом производства и отсутствия устойчивой системы снабжения необходимыми материалами.

Наши рекомендации