Художественная обработка кожи (26ч)
Учебная программа
Факультативных занятий
«Эстетика жилища»
для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений
Учитель трудового обучения
Высшей категории
ГУО СШ№31 г. Могилёва
Крутолевич Наталья Николаевна
2010
Учебная программа факультативных занятий «Эстетика жилища» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию (30.06.2010, пр.№7) и рекомендована к использованию с соответствующим грифом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и организация факультативного курса «Эстетика жилища» обусловлена развитием олимпиадного движения по предмету, возрастанием роли предмета при профессиональной подготовке учащихся. Важная роль отводится данному курсу в целях удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся, организации занятости подростков в свободное от учёбы время, содержательного и интересного проведения досуга.
Предлагаемая программа призвана способствовать целостному развитию личности учащихся, предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных школьниками в процессе трудового обучения. Эти умения закрепляются в самостоятельной творческой деятельности при изготовлении более сложных изделий.
Целью изучения данного курса является формирование технологической грамотности учащихся как основы технологической культуры в процессе выполнения творческих проектов.
Реализация этой цели предполагает решение следующих основных задач:
* удовлетворение потребностей детей в реализации творческих замыслов, осмысленном применении имеющихся знаний, умений в процессе преобразовательной и творческой деятельности;
* формирование опыта трудовой деятельности, как необходимого условия успешной социализации личности в современных социально-экономических условиях;
* формирование культуры труда, умений планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, оценивать результаты работы;
* развитие познавательных интересов, технических, интеллектуальных, творческих способностей в процессе включения школьников в проектную деятельность.
Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.
Факультативный курс носит вариативный характер, поэтому учитель может планировать свою работу с учётом интересов, степени подготовки учащихся, потребностей и реальных возможностей школы. Учитель может менять практические работы на другие, отвечающие данной тематике курса. В качестве основных и вспомогательных материалов могут быть использованы различные производственные отходы, бросовые материалы.
Кроме основных методов трудового обучения: демонстрация, работа с дополнительными источниками информации, тренировочные упражнения, практические работы, которые реализуются в процессе изготовления учащимися конкретных изделий прикладного характера (сувениров, подарков, предметов быта, изделий для украшения интерьера и одежды, работ выставочного характера), в программу включён творческий проект.
Творческий проект учащихся предусматривает проектирование конструкции, технологии, изготовление законченного изделия, оценку учащимися качества выполненного изделия. В зависимости от сложности изделия проект может быть индивидуальным или коллективным.
По итогам обучения учащиеся смогут:
иметь представление: об основных художественных средствах создания комфортных условий помещения; приёмах композиционного оформления интерьера жилища;
распознавать: структуру, свойства, пластические возможности кожи; основные виды и техники бисерного рукоделия
различать: разнообразные приёмы вышивки крестом; характеризовать технические приёмы работы с кожей;
читать и понимать: планы, эскизы планировки, цветового решения жилых помещений;
разрабатывать: эскизные проекты дизайна помещений; изделия для оформления интерьера жилых комнат;
изготавливать: изделие декоративно-прикладного творчества для оформления интерьера помещения, исходя из имеющихся материалов, заданных требований к изделию;
осуществлять: все этапы проектирования – от идеи и её реализации до формирования новой идеи при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества для оформления интерьера помещения.
Весь процесс обучения должен носить творческий характер, а выполненные изделия иметь определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.
В конце учебного года подводятся итоги работы, организуются тематические выставки, конкурсы творческих проектов, проведение которых поможет определить успехи учащихся в данной области.
Тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | |
8 класс | 9 класс | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. . | Вводное занятие Эстетика жилища Технология ручной вышивки Творческий проект Художественная обработка кожи Творческий проект Бисерное рукоделие Выставка творческих работ Итого: |
Примерный тематический план (8 класс)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
2.1 2.2 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3 4.4 5.1 5.2 5.3 5.4 | Вводное занятие Эстетика жилища Понятие о дизайне. Дизайн интерьера. Значение декоративно - прикладного творчества в оформления интерьера жилища. Ручная вышивка Вышивка и интерьер. Современные направления в вышивке. Комбинированные техники вышивания. Вышивка крестом. Разновидности креста: простой, болгарский, полукрест, гобеленовый. Вышивка лентами. Материалы, приёмы вышивки. Творческий проект: Изготовление изделия для оформления интерьера жилища. Художественная обработка кожи. Виды художественной обработки кожи. Инструменты, приспособления. Виды кожаных материалов. Способы получения свободной рельефной поверхности: морщение, драпировка, складывание, стягивание. Технология выполнения картин в технике аппликация из кожи. Технология выполнения мозаики из кожи. Творческий проект: Изготовление изделий для оформления интерьера школы. Бисерное рукоделие. Виды бисерного рукоделия: низание, ткачество, плетение, вышивка, выкладка по воску. Способы низания. Техника изготовления объёмных изделий на проволоке. Низание дугами. Параллельное низание. Приёмы работы. Коллективная работа по изготовлению объёмной цветочной композиции. Выставка творческих работ | |
ИТОГО: |
Программа 8 класс (70ч)
Вводное занятие (2ч)
Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения.
Цели и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса.
Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими проектами, иллюстрационным материалом, банком идей и находок. Демонстрация наглядных пособий, изделий, выполненных учащимися.
Эстетика жилища (2ч)
Понятие о дизайне. Дизайн интерьера.
Роль предметов декоративно-прикладного творчества в создании единства характера среды. Современные направления моды в украшении интерьера жилища.
Практическая работа
· изучение вариантов использования предметов декоративно-прикладного творчества при оформлении интерьера жилища по журналам, книгам по рукоделию.
Ручная вышивка (24ч)
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Вышивка и интерьер.
Вышивка крестом. Разновидности креста: простой, болгарский, полукрест, гобеленовый.
Вышивка лентами, основные приёмы вышивания.
Комбинированные вышивки: вышивка крестом и шов строчка, соединение вышивки простым крестом и вышивки лентами, болгарским крестом и гобеленового шва.
Практические работы:
· тренировочные упражнения в вышивании элементов лентами;
· тренировочные упражнения в выполнении болгарского креста;
· тренировочные упражнения в выполнении гобеленового шва.
Творческий проект
Изготовления изделия для оформления интерьера жилища в технике вышивка (по выбору).
Алгоритм работы над проектом:
· выбор изделия, согласование с учителем;
· выбор рисунков, схем, творческая переработка схем;
· выполнение эскиза разрабатываемого изделия в интерьере помещения;
· подбор ткани, нитей, дополнительных материалов для вышивки;
· обоснование выбора изделия, материалов, инструментов;
· подготовка ткани для вышивки;
· вышивка изделия в выбранной технике;
· окончательная отделка, контроль качества, оформление готовой работы;
· оформление проектной папки.
Художественная обработка кожи (26ч)
Кожа – возможности её использования в декоративно-прикладном творчестве. Виды кожаных материалов: натуральная кожа, искусственная кожа, замша, лаке.
Виды кожи по биологическим признакам (крупного рогатого, скота, свиная, козья, овечья, конская) и качеству выработки (юхт, опойка, сафьян, замша).
Материалы, инструменты и приспособления для работы с натуральной кожей. Способы художественной обработки кожи: тиснение, оплётка, вышивка по коже. Способы получения свободной рельефной поверхности: морщение, драпировка, складывание, стягивание.
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Технология выполнения аппликации, мозаики из кожи.
Практические работы:
· раскрой элементов и деталей аппликации из кожи;
· изучение пластических возможностей кожи (техника «жмурка»);
· тренировочные упражнения в изготовлении аппликации из кожи;
· сборка аппликации из кожи;
· тренировочные упражнения в нарезке мозаичных элементов;
· упражнения в составлении мозаичных полотен.
Творческий проект
Изготовление картин из кожи в технике мозаика для оформления интерьера школы по теме: «Времена года», «Мой родны кут» и т.д.
Алгоритм работы над проектом:
· выбор темы, согласование с учителем;
· сбор и обработка информации по теме проекта;
· выполнение эскиза изделия в интерьере помещения;
· подбор материалов для работы;
· обоснование выбора темы, изделия, материалов, инструментов;
· подготовка кожи для работы;
· изготовление изделия в выбранной технике (по выбору);
· окончательная отделка, контроль качества, оформление готовой работы;
· оформление проектной папки.
Бисерное рукоделие (14ч)
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Виды бисерного рукоделия: низание, ткачество, плетение, вышивка, выкладка по воску. Техники изготовления изделий из бисера.
Техника изготовления объёмных изделий на проволоке. Материалы, инструменты, приспособления. Низание бисера на проволоку - параллельное низание, низание дугами. Схемы низания.
Практические работы:
· тренировочные упражнения в параллельном низании, изготовление лепестков цветов, листьев, фигурок животных;
· упражнения в низании дугами, изготовление листьев, лепестков цветов;
· упражнения в сборке цветка, ветки.
Коллективная творческая работа учащихся
Изготовление объёмной цветочной композиции из бисера для украшения интерьера мастерской, школы:
· цветовое решение композиции;
· распределение работы в группе;
· изготовление цветов, листьев и других элементов из бисера в выбранной технике;
· сборка цветов, бутонов, композиции;
· оформление объёмной композиции.