Роль сертификации в повышении качества продукции
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов в успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. В условиях рыночной экономики большинство потребителей предпочитают качество цене. Это связано с ростом культуры, образования, потребностей человека.
Сертификация продукции является одной из важных мер повышения качества продукции. В сертификации заинтересованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявления изготовителя), но и общественные, и частные производственные, потребительские организации.
Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества.
Система качества:совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
Принципы менеджмента качества:ориентация на потребителя, так как организация зависит от своих потребителей, выполнение их требований и стремление превзойти их ожидания;
• лидерство руководителя; руководители должны обеспечивать единство цели и направления деятельности организации, создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью во влечены в решение задач организации;
• системный подход к менеджменту, выявление и пони мание взаимосвязанных процессов как системы содействия результативности и Эффективности организации при достижении ее целей;
• постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель;
• взаимовыгодные отношения с поставщиками;
• процессный подход — желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках системы.
Приведенная на рис. 18 модель системы управления качеством основана на процессном подходе и показывает связи между процессами. Как мы видим, потребители играют существенную роль при определении входных данных.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществить менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов и выходов, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл Plan-DO-Chek-Act (PDCA). Цикл DСА можно кратко описать так:
• планирование (Plan) — разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политики организации;
• осуществление (DO) — внедрите процессы;
• проверка (Check) — постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах
• действие (Act) — предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов. (ГОСТ Р ИСО 9001—2001 «Система менеджмента качества. Требования»),
Согласно ГОСТ Р ИСО 9001—2001 система менеджмента качества имеет следующие разделы:
1. Общие требования. Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность.
Организация должна:
• определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества;
• определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
• определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности процессов;
• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
• осуществлять измерение и анализ процессов;
• принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
2. Требования к документам.Организация должна документально оформлять заявление о политике и целях вобласти качества; документировать процедуры; разработать руководство по качеству; разработать документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.
3. Ответственность руководства:доведение до сведения организации важности выполнения требований потребителей; разработка политики в области качества; проведение анализа выполнения целей в области качества.
4. Процессы жизненного цикла продукции(ЖЦП) (рис. 19). Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Этап жизненного цикла продукции — условно выделяемая его часть, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами. Эту модель в соответствии со стандартом ИСО 9004—94 называли «петлей качества» (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 —«процессами жизненного цикла продукции».
Первым этапом, во многом определяющим результат всей деятельности предприятия по качеству, является маркетинг. Функция маркетинга на предприятии — давать точное определение рыночного спроса, рынков сбыта, необходимых для планирования объемов производства; изучать требования потребителя.
На этапе проектирования и разработки продукциипо результатам маркетинговых исследований разрабатывают технические требования. Итогом проектирования является техническая документация. На этом этапе в общественном питании разрабатывают рецептуру на новую продукцию, технические условия, стандарты; проводят эксперименты, испытания, проверяют качество проектируемой продукции. В данном случае очень важно предотвратить ошибки в разработке новой продукции.
На этапе материально-технического снабжения происходит обеспечение стабильного качества поступающего сырья, предметов материально-технического оснащения, выбор поставщиков, поставляющих продукцию в соответствии с требованиями организации.
Необходимым условием эффективной работы предприятия по предупреждению брака на этапе разработки производственных процессов является применение методов планирования: приобретение оборудования, изучение рынка поставки оборудования. На этом этапе разрабатываются производственные процессы, обеспечивается создание оптимальных условий для стабильного производства продукции в строгом соответствии с требованиями нормативной документации. Решаются задачи освоения новой технологии, обеспечения стабильности работы оборудования, обучения кадров и т. д.
В процессе производства осуществляется технологический процесс Исполнения (приготовление кулинарной продукции) в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативной документации или условий договора.
На этапе контроля, проведения обследований контролируется качество выпускаемой продукции, обеспечение технологической дисциплины, метрологическое обеспечение; проводится инспекционный контроль после получения сертификата соответствия.
Упаковка и хранение должны способствовать сохранению качества в сферах производства и обращения, при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, хранении на складах.
На этапе распределения и реализации субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг. Для предприятия общественного питания это означает организацию реализации своей продукции и потребления ее. Основная задача исполнителей услуги — обеспечение качества услуги и высокой культуры обслуживания.
На этапе эксплуатации к управлению подключается потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть ее срок службы, например, эксплуатация оборудования и других предметов материально-технического оснащения на предприятиях общественного питания.
Техническая помощь и обслуживание означает помощь соответствующих организаций в эксплуатации оборудования, в его ремонте, обеспечении исчерпывающими и понятными инструкциями по использованию.
На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую
Этапом утилизации не заканчивается деятельность организации. К этому сроку организация начинает изучать предполагаемые потребности, текущие потребности и после маркетинговых исследований приступает к проектированию новой продукции, начинается новый виток деятельности в области качества.
Система качества по стандартам ИСО 9000 растет и сегодня занимает прочное место в рыночном механизме. Важнейшим признаком того, имеется ли на предприятии система качества, является сертификат на систему. Наличие сертификата на систему качества по международным стандартам ИСО 9000 повышает конкурентоспособность предприятия, его надежность. Многие компании требуют от своих поставщиков обязательного внедрения системы качества по МС ИСО 9000.