Информационная система как объект права

Информационные системы – совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технических средств и технологий

ФЗ «Об информации» предусматривает:

1. государственные информационные системы

2. муниципальные информационные системы

3. иные информационные системы (смешанного характера)

ФЗ «Об электронной подписи» подразумевает:

1. корпоративные информационные системы

2. информационные системы общего пользования

Информация не является объектом собственности

Корпоративные информационные системы – её участники обязательно определяются законом или ПА (ГАС «Выборы»)

Информационные системы общего пользования – неопределенный круг лиц, все участники не определяются законом (Интернет)

Существуют специальные требования к эксплуатации при соединении с КИС и ИС общего пользования:

1. защита информации

2. постоянный контроль за возможностью доступа к ним

3. устойчивая и бесперебойная работа системы

Условия работы ИС государственного значение

ст. 14 ФЗ «Об информации»

ст. 13 наличие определенного субъекта ИС: собственник, оператор, пользователь

Информационная система - это технологическая система, представляющая совокупность технических, программных и иных средств, объединенных структурно и функционально для обеспечения одного или нескольких видов информационных процессов и предоставления информационных услуг.

В состав основных объектов информационной системы могут быть включены средства, комплексы, сети и системы технологии, которые возможно объединить в одну структуру для выполнения одной или нескольких из перечисленных функций: сбор, хранение (накопление), обработка (производство), поиск, распространение (распределение, передача), прием (потребление) информации и предоставление информационных услуг.

К таким объектам можно отнести:

• средства вычислительной техники, информационно-вычислительные системы, комплексы и сети;

• программные средства - операционные системы, системы управления базами данных, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства;

• автоматизированные системы управления, автоматизированного проектирования, обработки данных и т.п.;

• системы и сети связи и телекоммуникации (для передачи, распределения и приема информации), средства их обеспечения;

• лингвистические средства - словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства.

К основным обязательным признакам современной информационной системы можно отнести следующие:

- выполнение одной или нескольких функций в отношении нформации;

- единство системы (общая файловая система, единые стандарты и протоколы, единое управление (администрирование) и т. п.);

- возможность композиции и декомпозиции объектов системы при выполнении заданной функции.

Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, ученые сегодня выделяют следующие-:

1. Эффективность информационной системы - определяется сопоставлением всех

связанных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом результатов

(эффектов).

2. Качество функционирования информационной системы -степень приспособленности

системы к выполнению заданных функций. Среди критериев качества функционирования

различают три группы показателей качества функционирования ИС:

- внешние (качество функционирования ИС оценивается с позиций ее пользователей -

показатели качества данных, показатели качества обслуживания);

внутренние (с позиций персонала, обслуживающего систему(операторы и административный аппарат - удельные (единичные)затраты);

- общие (с позиций руководства системой более высокого ранга, в которую входит

рассматриваемая ИС - три взаимосвязанных вида эффекта ее применения: социальный

(проявляется в развитии культуры, образования, науки, улучшении условий труда и быта и

т. д.), научно-технический (отражает влияние данной системы на другие, прирост

информации для внутри научного применения и т. д.) и экономический (характеризуется

выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда в

общественном производстве, полученной в результате применения системы).

3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических

средств ее оснащения и ошибками исполнителей. Для применения известных методов

теории надежности к информационным системам используют модели возникновения ее

отказа, среди которых различают, по крайней мере, три группы моделей возникновения отказов технических средств, которые условно назовем отказами по качеству данных (например - отказ системы выражается в появлении на ее выходе количества ошибок выше предельно допустимого уровня), по производительности (отказ системы выражается в снижении ее производительности ниже критического уровня, установленного нормативно-технической документацией), по времени достижения заданного выходного эффекта. Кэтим требованиям необходимо, на наш взгляд, отнести и такое требование, тесно связанное с качеством, эффективностью и надежностью информационной системы, как ее безопасность.

4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование, при котором обеспечивается защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспечение доступности

Наши рекомендации