Информационная система как объект права
Информационные системы – совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технических средств и технологий
ФЗ «Об информации» предусматривает:
1. государственные информационные системы
2. муниципальные информационные системы
3. иные информационные системы (смешанного характера)
ФЗ «Об электронной подписи» подразумевает:
1. корпоративные информационные системы
2. информационные системы общего пользования
Информация не является объектом собственности
Корпоративные информационные системы – её участники обязательно определяются законом или ПА (ГАС «Выборы»)
Информационные системы общего пользования – неопределенный круг лиц, все участники не определяются законом (Интернет)
Существуют специальные требования к эксплуатации при соединении с КИС и ИС общего пользования:
1. защита информации
2. постоянный контроль за возможностью доступа к ним
3. устойчивая и бесперебойная работа системы
Условия работы ИС государственного значение
ст. 14 ФЗ «Об информации»
ст. 13 наличие определенного субъекта ИС: собственник, оператор, пользователь
Информационная система - это технологическая система, представляющая совокупность технических, программных и иных средств, объединенных структурно и функционально для обеспечения одного или нескольких видов информационных процессов и предоставления информационных услуг.
В состав основных объектов информационной системы могут быть включены средства, комплексы, сети и системы технологии, которые возможно объединить в одну структуру для выполнения одной или нескольких из перечисленных функций: сбор, хранение (накопление), обработка (производство), поиск, распространение (распределение, передача), прием (потребление) информации и предоставление информационных услуг.
К таким объектам можно отнести:
• средства вычислительной техники, информационно-вычислительные системы, комплексы и сети;
• программные средства - операционные системы, системы управления базами данных, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства;
• автоматизированные системы управления, автоматизированного проектирования, обработки данных и т.п.;
• системы и сети связи и телекоммуникации (для передачи, распределения и приема информации), средства их обеспечения;
• лингвистические средства - словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства.
К основным обязательным признакам современной информационной системы можно отнести следующие:
- выполнение одной или нескольких функций в отношении нформации;
- единство системы (общая файловая система, единые стандарты и протоколы, единое управление (администрирование) и т. п.);
- возможность композиции и декомпозиции объектов системы при выполнении заданной функции.
Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, ученые сегодня выделяют следующие-:
1. Эффективность информационной системы - определяется сопоставлением всех
связанных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом результатов
(эффектов).
2. Качество функционирования информационной системы -степень приспособленности
системы к выполнению заданных функций. Среди критериев качества функционирования
различают три группы показателей качества функционирования ИС:
- внешние (качество функционирования ИС оценивается с позиций ее пользователей -
показатели качества данных, показатели качества обслуживания);
внутренние (с позиций персонала, обслуживающего систему(операторы и административный аппарат - удельные (единичные)затраты);
- общие (с позиций руководства системой более высокого ранга, в которую входит
рассматриваемая ИС - три взаимосвязанных вида эффекта ее применения: социальный
(проявляется в развитии культуры, образования, науки, улучшении условий труда и быта и
т. д.), научно-технический (отражает влияние данной системы на другие, прирост
информации для внутри научного применения и т. д.) и экономический (характеризуется
выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда в
общественном производстве, полученной в результате применения системы).
3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических
средств ее оснащения и ошибками исполнителей. Для применения известных методов
теории надежности к информационным системам используют модели возникновения ее
отказа, среди которых различают, по крайней мере, три группы моделей возникновения отказов технических средств, которые условно назовем отказами по качеству данных (например - отказ системы выражается в появлении на ее выходе количества ошибок выше предельно допустимого уровня), по производительности (отказ системы выражается в снижении ее производительности ниже критического уровня, установленного нормативно-технической документацией), по времени достижения заданного выходного эффекта. Кэтим требованиям необходимо, на наш взгляд, отнести и такое требование, тесно связанное с качеством, эффективностью и надежностью информационной системы, как ее безопасность.
4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование, при котором обеспечивается защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспечение доступности