Последовательность наколки
Наколку лифа выполняют так же, как наколку лифа с втачными рукавами, но нагрудную вытачку обычно переводят из плечевого среза в горловину или другие участки лифа. Плечевая вытачка в зависимости от строения фигуры может быть полностью проигнорирована или становится посадкой. В соответствии с эскизом по предварительно проложенной тесьме на манекене проводят линию проймы реглана.
Рукав реглан предварительно скалывают по линии нижнего шва с посадкой или вытачкой на линии локтя, не доходя до верхнего среза 25-30 см. Рукав надевают на руку манекена, совмещая середину рукава с линией верхнего шва рукава. Накалывают на пройму в вершине переднего и локтевого переката (булавки 1 и 2). Важно!!! Соблюдать горизонтальное положение уточной нити на участке 1-2. От места расположения булавок 1 и 2 ткань верхней части рукава расправляют, направляя вверх и сторону середины детали, и прикрепляют булавками в области плеча. Излишек ткани по плечевому срезу забирают в вытачку, которая является одновременно и плечевым швом, если на этапе расчета ширины куска ткани для рукава предусмотреть дополнительную прибавку на свободу облегания, то плечевая вытачка может быть сформирована в виде верхнего шва.
Окончательное оформление лекал
Карандашом или маркером намечают линию горловины, пройму рукава и лифа, вытачки, линию нижнего шва рукава, бокового шва, ставят контрольные знаки в точках 1 и 2. Изделие снимают с манекена, лекально уточняют контуры горловины, проймы, верхнего шва рукава.
ВИНТОВОЙ КРОЙ
Создавая любую модель одежды, необходимо учитывать особенности фигуры. Хорошая посадка изделия на фигуре достигается за счет использования вытачек. Однако винтовой крой позволит избежать выполнения вытачек. Линии винтовых швов огибают фигуру сверху вниз, с их помощью можно добиться плотного прилегания изделия по фигуре. Хорошая посадка изделия на фигуре возможна лишь при условии соблюдения всех правил и приемов наколки. Линия винтового шва напоминает спираль. В качестве примера возьмем узкую полоску ткани шириной 15-20 см и обернем ею манекен, стараясь совмещать края этой полоски между собой, когда она делает очередной виток - получится условная схема расположения линии винтового шва на фигуре, проходящего на стыке между витками, соединяя их. Существует множество вариантов расположения линии винтового шва в изделии. Все зависит лишь от вашей фантазии, кроме того, в изделии может быть несколько линий винтовых швов, начинающихся из разных отправных точек. Используя этот метод, можно создавать нарядную и повседневную одежду: платья, юбки, блузки и даже купальники. При изготовлении моделей с линиями винтовых швов используются, как правило, эластичные ткани или трикотаж. В изделии не будет ни вытачек, ни боковых швов, а будет единственный шов, объединяющий все в себе одном. Конечный результат может оказаться весьма неожиданным, но, всегда это выглядит как минимум, оригинально.
Подготовка манекена к работе
Перед началом работы на манекене наметьте сутажом вертикальные линии середины переда и спины, линии правого и левого боковых швов Обязательно определитесь с видом горловины, а отталкиваясь от нее, и с вариантами пройм. И только после того как на манекене сутажом намечена линия горловины и, если необходимо, линии пройм, тогда подключайте свою фантазию и приступайте к поиску отправной точки для линии винтового шва.
Наколка ткани
1. После подготовки манекена к работе приступаем к наколке ткани. В зависимости от направления линии винтового шва (вправо или влево) соответственно располагается целый кусок ткани вправо или влево.
2. Располагаем ткань строго по косой относительно верхней части модели, отмеряем размер верхнего припуска, чтобы как можно меньше пришлось в процессе наколки надставлять ткань (делать технические швы), так как предугадать верное расположение ткани перед началом наколки практически невозможно.
Далее прикладываем ткань к манекену и от начала линии винтового шва начинаем накалывать ткань с верхнего участка. На вогнутых участках фигуры после прикрепления ткани булавками обязательно надо срезать излишки и надсекать припуски, освобождая ткань от натяжения для дальнейшего продвижения по фигуре. Принцип наколки состоит в том, что накалывается как бы дорожка с фигурными краями и производится прикрепление ткани одновременно с двух сторон. Процесс состоит из нескольких приемов. Прикалываем ткань небольшими участками, т.к. накалывается целый кусок ткани и при наколке на выпуклых и вогнутых участках происходит деформация и натягивание ткани. В связи с этим приходится сразу срезать ее излишки, чтобы дать возможность ткани гладко располагаться на поверхности. Соответственно образуется цикл: прикалывание ткани булавками к небольшому участку, срезание с двух сторон от булавок излишков ткани, надсекание припусков для удаления образовавшегося натяжения ткани. Далее равномерно расправляем ткань на следующем небольшом участке, закрепляем булавками и процесс повторяется.
4. От самого нижнего положения линии винтового шва на фигуре, как правило, в области бедер, идет формование юбки.
После того как наколка модели завершена, определяем конфигурацию низа модели и подрезаем.
5. Обводим контуры готового макета. Сначала — контуры горловины и проймы. На каждом участке линии винтового шва очерчиваем его контур по сутажу. На сложных изгибах и поворотах, сложных точках соприкосновения одного витка с другим ставим контрольные знаки стыковки витков между собой: 1-1, 2-2, 3-3 и т.д. По всей длине четырех предварительно намеченных вертикалей чертим линии середины переда и спинки, правую и левую боковые линии. Каждый участок витка с расположением этих линий подписываем. Обозначения и контрольные знаки могут ставиться в любой последовательности.
6. На плоскости эта конструкция причудливого вида, снятая с манекена, напоминает длинную извилистую дорожку, которую вы сможете собрать в изделие только с помощью контрольных знаков.
Сняв макет изделия с манекена, расправляем и слегка приутюживаем его, затем аккуратно переводим на кальку (без припусков на швы), выравнивая линии с помощью фигурных лекал. После этого переносим на полученное лекало модели контрольные знаки и основные вертикальные линии. Процесс сборки модели начинается снизу. При определенной конфигурации линии винтового шва и использовании эластичного трикотажа платье может быть изготовлено без застежки. Если ткань имеет небольшое растяжение, то один из витков винтового шва желательно проложить в области талии, чтобы потом применить различные виды застежек. Если ткань совсем не подвержена растяжению (это может быть шелк, как в нашем случае), тогда рассекается один из боковых швов, куда притачивается потайная застежка-молния или по всей длине шва выполняется какой-либо другой вид застежки.
ГАОУ СПО СО «Областной техникум дизайна и сервиса». –
Екатеринбург, 2014. – 15 с.