Расчет пищевой и энергетической ценности

Пищевая ценность кулинарного блюда (изделия) определяется по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам). входящего в него сырья (продуктов. Энергетическая ценность блюда (изделия) характеризуется долей энергии, высвобождающейся из пищевых веществ в процессе биологического окисления, которая используется для обеспечения жизнедеятельности организма.

Расчет пищевой ценности производится по таблицам действующего справочника «Химический состав пищевых продуктов», в которых указано содержание белков, жиров, углеводов в 100 г. съедобной части продукта (сырья).

Количество белков, жиров, углеводов, содержащееся в сырье (продуктах), определяют по массе продуктов нетто указанном в рецептуре (в графе «нетто») расчетным путем.

Так для творога:

1.- из рецептуры в таблицу записываем массу творога (п/ж) нетто (1 вариант) -135 г..

2. - в таблице химического состава пищевых продуктов находим содержание в % белков, жиров, углеводов и сухих веществ ( 100- % вода) в 100 г продукта и записываем в таблицу.

3. – рассчитываем содержание - 16,7: 100 • 135 =22,55

4. – определяем суммарное содержание пищевых веществ для сырье которое будет подвергаться тепловой обработке.

5. -определяем суммарное содержание пищевых веществ с учетом их сохранности после тепловой обработки, % (потери составляют : для белков – 6%, жиров – 12%, углеводов – 9%).

Показатель энергетической ценности обычно выражается в килокалориях (Ккал).

При биологическом окислении в организме 1 г белка высвобождается энергия, равная 4 ккал; энергетическая ценность 1 г жира природных пищевых продуктов составляет 9 ккал; 1 г углеводов „ по разности” 4 ккал, суммы моно- и дисахаридов – 3,8 ккал, полисахаридов – 4,1 ккал.

При расчете энергетической ценности блюда (изделия) количество пищевых веществ соответствующего вида продукта умножают на соответствующие коэффициенты: белки – 4, жиры – 9, углеводы – 4.0, (или сахар -3,8 - крахмал – 4,1), результат выражают в килокалориях (ккал/г). Пример расчета энергетической ценности:

100 г. = 14,3 · 4 +11,2 · 9 + 16,8 · 4 = 57,2+ 100,8+67,2= 225,2 ( 225 ккал.)

Пример расчета пищевой и энергетической ценности сырников из творога со сметаной по рецептуре № 294 Сборника рецептур приведен в таблице 1

Таблица 1

Наименова-ние сырья Масса нетто, г. Содержание основных пищевых веществ
белки жиры Сахар+крахмал Сухие вещества
% (табл.) г (расч.) % (табл.) г (расч.) % (табл.) г (расч.) % (табл.) г (расч.)
Творог (п/ж) 16,7 22,55 9,0 12,15 2,0 2,7 29,00 39,1
Мука пшеничная (I сорт)     10,6   2,12   1,3   0,26   67,6   13,1 85,50 17,1
Яйца 12,7 0,64 11,5 0,58 - 27,00 1,4
Сахар - - 99,8 14,97 99,85 14,9
Маргарин столовый 0,3 0,02 82,0 4,1 0,5 0,02 84,00 4,2
Масса сырья   25,33   17,09   30,79   76,7
Сохранность после тепловой обработки, %          
Масса готовых сырников         23,8       15,04       28,0       69,0
Сметана (20%) 2,8 0,56 20,0 4,0 3,2 0,6 27,3 5,5
Выход 150/20   24,3   19,0   28,6   74,5
В 100 г готового блюда   14,3   11,2   16,8   43,8
Энергетическая ценность     57,2   100,8   67,2    

В технологической карте обязательно указывается пищевая и энергетическая ценность 100 г готового блюда (можно дополнительно указывать и на массу выхода блюда) в виде таблицы.

Пищевая и энергетическая ценность

Масса,г. Белки, г Жиры, г Углеводы, г энергетическая ценность ккал
100г. 14,3 11,2 16,8 225,2
150/20 24,3 19,0 28,6 382,6

При составлении технологической карты необходимо помнить:

Технологическая карта должна:

- в точности соответствовать рецептуре соответствующего сборника рецептур, на основе которого она составлена (чтобы ею пользоваться пока действует указанный в ней сборник рецептур);

- иметь указание номера рецептуры, наименование источника (сборника), год издания;

- исправления не допускаются;

- перерасчеты сырья по сезонности или кондиции производятся калькулятором или зав. производством и отражаются в отчетных документах производства и в калькуляционых картах на данный вид продукции на определенный день или период.

Студенты делают заданные перерасчеты в рабочих тетрадях и предъявляют преподавателю для проверки правильности перерасчета.

Технологические карты оформляются на установленных бланках (формах) в компьютерном варианте.

Обратите внимание, некоторые рецептуры содержат в своем составе компоненты которые готовятся по другой рецептуре. При расчете и указании пищевой ценности этот факт необходимо учитывать.

Контрольные задания для выполнения работы №1 представлены в таблице 1

1. Номер варианта соответствует порядковому номеру записи студента в классном журнале дисциплины «Разработка технологических карт»

2. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

3. Рассчитать пищевую и энергетическую ценность блюд.

4. Оформить технологические карты в компьютерном варианте

5. Перерасчеты сырья выполнять в рабочих тетрадях.

Вар-т Колонка сб. рец-р Наименование блюд и изделий №, № рецептур Условия для перерасчета
Борщ с капустой и картофелем с мясными фрикадельками 110, 114 декабрь
Суп картофельный с рыбными фрикадельками 140, 141 октябрь
Суп – пюре из печени с гренками 171, 704 декабрь
Борщ украинский с говядиной и помпушками 116, 117 февраль
Похлебка по - суворовски март
Суп- лапша грибная декабрь
Бульон мясной прозрачный с мясными фрикадельками октябрь
Свекольник холодный декабрь
Суп – пюре из птицы февраль
Щи из свежей капусты с картофелем и со свининой. март
Суп с крупой (рисовой) с говяжьей тушонкой. декабрь
Суп из свежих яблок и груш с пудингом рисовым октябрь
Рассольник декабрь
Рассольник домашний февраль
Рассольник ленинградский март
Рассольник по-кубански декабрь
Суп картофельный октябрь
Суп из овощей декабрь
Суп картофельный со сладким перцем февраль
Суп картофельный с макаронными изделиями март
Суп картофельный с бобовыми (гороховый) декабрь
Похлебка рыбная по-сибирски октябрь
Похлебка по-суворовски декабрь
Похлебка старомосковская февраль
Похлебка грибная (карельское национальное блюдо), бульон грибной март
Суп-лапша домашняя, лапша домашняя декабрь
Суп-лапша грибная, бульон грибной октябрь
Суп молочный с клецками декабрь
Бульон мясной прозрачный с омлетом натуральным 172,177 февраль
Окрошка мясная сборная, квас хлебный 185,184 март

Практическое занятие 2

ТЕМА 3.2 Блюда и гарниры из овощей, грибов, круп, бобовых и макаронных изделий.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления блюд и гарниров из овощей, грибов, круп, бобовых и макаронных изделий.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий и овладеть методикой работы со Сборниками рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт на приготовления блюд и гарниров из овощей, грибов, круп, бобовых и макаронных изделий.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд …изданий1994, 1996, 1997 г.г.

3. Изучить таблицу 4.

4. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

5. Решить контрольные задания.

Задания по оформлению технологических карт и тип предприятия для каждого студента определяет преподаватель.

6. Оформите технологические карты на отдельных листах, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела «Введение» Сборника рецептур, обратите внимание на виды стандартного сырья, на которые рассчитаны рецептуры данной темы (овощи, сухое молоко, яичный порошок, томатная паста с различным содержанием сухих веществ). Изучите методику расчета молока для молочных каш. Особенность построения некоторых рецептур (на каши, блюда из макаронных изделий и бобовых)

Контрольные задания для выполнения работы №2 представлены в таблице 2.

1. Номер варианта соответствует порядковому номеру записи студента в классном журнале дисциплины «Разработка технологических карт»

2. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

3. Рассчитать пищевую и энергетическую ценность блюд.

4. Оформить технологические в компьютерном варианте

5. Перерасчеты сырья выполнять в рабочих тетрадях.

Вар-т Колонка сб. рец-р Наименование блюд и изделий, №№ рецептур Условия для перерасчета
Рагу из овощей 215 /528 Март
Крупенник со сметаной 263 / Март
Зразы картофельные, соус грибной. 218 /557 Март
Пудинг манный 267 / 557 Март
Котлеты из овощей, соус молочный, 227 / 551 Март
Биточки пшенные 268 /579 Март
Голубцы овощные, 247 /554 Март
Бобовые с копченой грудинкой или корейкой 271 /540 (270) Март
Перец фаршированный овощами и рисом, 249 / 553 Март
Макаронник 277 Март
Щницель из капусты, 229 / 549 Март
Лапшевник с творогом 278 Март
Оладьи с сыром, 234 Март
Каша рассыпчатая гречневая с луком и шпиком, 256, табл. 4 Март
Картофельные котлеты, запеченные под сметанным соусом, 239 /553 Март
Каша манная молочная вязкая, с маслом, 257, табл.4 Март
Рулет картофельный запеченный, соус грибной, 242 / 557 Март
Бобовые в соусе томатном, 272 /270 Март
Солянка овощная на сковороде, 245 Март
Макароны запеченные с сыром, 274 (273) Март
Свекла, фаршированная творогом и изюмом, 252 Март
Зразы картофельные, 218 Март
Крокеты картофельные, 219 Март
Крокеты из моркови с изюмом, 220 Март
Котлеты картофельные, 221 Март
Котлеты морковные, 222 Март
Котлеты свекольные, 223 / 553 Март
Котлеты капустные,224 / 549 Март
Котлеты капустно-морковные, 225 Март
Котлеты из кабачков с творогом, 226 Март
         

Практическое занятие 3

ТЕМА 3.3. Блюда из рыбы и морепродуктов.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления блюд из рыбы, морепродуктов соусов и гарниров к ним.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий и овладеть методикой работы со Сборниками рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт на приготов-ление блюд из рыбы, соусов и гарниров к ним.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд изданий 1994, 1996, (стр. 176-177, 179, 185, 187,194, 198) 1997 г.(230-231, 233 - 234, 236, 240, 245, 251, 256)

3. Изучить таблицу 21 стр. 451-545, таблицу 22 стр.546-553, таблицу 23 стр. 554-556.

4. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

5. Решить контрольные задания.

Задания по оформлению технологических карт и тип предприятия для каждого студента определяет преподаватель.

6. Оформите технологические карты на отдельных листах, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела «Введение» Сборника рецептур, обратите внимание на виды стандартного сырья, на которые рассчитаны рецептуры данной темы. В рецептурах даны нормы расхода сырья на некоторые виды рыб Изучите методику расчета массы брутто на виды рыбы не указанные в рецептурах сборников. . Особенность построения рецептур (на массу основного продукта, массу гарнира и массу соуса).

Обратите внимание на расчет специй и кореньев.

Контрольные задания.

1. Номер варианта соответствует порядковому номеру записи студента в классном журнале дисциплины «Разработка технологических карт»

2. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

3. Рассчитать пищевую и энергетическую ценность блюд.

4. Оформить технологические в компьютерном варианте

5. Перерасчеты сырья выполнять в рабочих тетрадях.

Вар-т Колонка сб. рец-р Наименование блюд и изделий, №№ рецептур Условия для перерасчета
Рыба отварная, соус польский, (302 / 470 / 559) Треска неразд. мелкая
Креветки с соусом 350 / 470 / 549  
Рыба запеченая с картофелем по русски, 319 /545 Треска неразд. мелкая
Зразы картофельные с фаршем из пасты «Океан»355 / 356  
Рыба, запеченная в соусе с грибами- по московски Треска неразд. крупная
Рыба припущенная с соусом паровым, 304 / 470 /544 Судак неразд.
Филе морского гребешка, жареное во фритюре 351 /474  
Солянка из рыбы на сковороде, 323 /482 Судак неразд
Рыба тушеная в томате с овощами, 309 / 472 Скумбрия неразделан.
Котлеты рыбные любительские, 325, 538 / 472 Окунь морс. неразделанный
Котлеты из кальмаров и рыбы с отварным картофелем и соусом томатным, 353 / 463 /540 Треска неразд. мелкая
Рыба жареная с луком по - ленинградски, 312, /489 /474 окунь неразделанный
Осетрина отварная с картофелем отварным и соусом белое вино. Осетр неразд
Котлеты рыбные с капустой и морковью, 326 (хек неразделанный) Треска неразд. крупная
Хек припущенный, с картофельным пюре и соусом польским.  
Рыба в тесте жареная, соус томатный,314 / 547 Судак неразд. средний
Осетрина жареная, с картофелем жареным фри. Осетр неразд
Зразы рыбные с черносливом по российски, 329 (из окуня неразделанного) Треска неразд. крупная
Биточки рыбные, жареные «фри» с картофелем жареным из сырого и маринованными фруктами. Хек неразд. средн.
Зразы донские, 318 /463 окунь неразделанный
Рыба аппетитная (хек тихоокеанский потрошеный)  
Тельное из минтая, 331 /474 / 548  
Креветки запеченые под молочным соусом 352 /551  
Котлеты рыбные с омлетом и сыром, 327 (из минтая неразделанного)  
Поджарка из горбуши с овощами отварными с жиром. 317 /477  
Тефтели рыбные 322 465 /548 Горбуша неразделан.
Рулет из рыбы 334 / 474 /553 Минтай нераздел.
Рыба припущенная с соусом белое вино 306 /477 /546 Судак неразд. средний
Рыба по-русски 307 / 547 /470 Горбуша неразделан
Рыба «Аппетитная» (рыба, запеченная с капустой и луком) 321 / 553  

Практическое занятие 4

ТЕМА 3.4 Блюда из мяса и мясопродуктов.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления блюд из мяса и мясопродуктов, соусов и гарниров к ним.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий и овладеть методикой работы со Сборниками рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт на приготовление блюд из мяса и мясопродуктов, соусов и гарниров к ним.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд изданий 1994, 1996, (стр. 218, 221-222, 238-239, 251-252, 265) 1997 г.(260-261, 268 - 269, 297 - 298, 320, 331)

3. Изучить таблицы 6 (стр. 405), 8 (стр.406-416), 9 (стр. 417 – 420), 10,11 (стр. 421 – 431).

4. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

5. Решить контрольные задания.

Вариант задания по оформлению технологических карт и тип предприятия для каждого студента определяет преподаватель.

6. Оформите технологические карты на отдельных листах, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела «Введение» Сборника рецептур, обратите внимание на виды стандартного сырья, на которые рассчитаны рецептуры данной темы. В рецептурах даны нормы расхода сырья на говядину, баранину –1категории, свинину мясную, субпродукты мороженые. Изучите методику расчета массы брутто на говядину, баранину –2 категории, свинину обрезную, жирную, субпродукты, охлажденные не указанные в рецептурах сборников. Особенность построения рецептур (на массу основного продукта, массу гарнира и массу соуса).

Обратите внимание на расчет специй и кореньев.

Контрольные задания.

1. Номер варианта соответствует порядковому номеру записи студента в классном журнале дисциплины «Разработка технологических карт»

2. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

3. Рассчитать пищевую и энергетическую ценность блюд.

4. Оформить технологические карты в компьютерном варианте

Вар-т Колонка сб. рец-р Наименование блюд и изделий, №№ рецептур Условия для перерасчета
Антрекот, 374 /471 Говядина 2 кат.
Рулет картофельный с мясом,430 / 558 Говядина 2 кат.
Ромштекс, 383 /463 Говядина 2 кат.
Печень жареная с луком, 386 / 463 Баранина 2 кат. Печень охлаж.
Эскалоп, 375 / 470 Свинина обрезн.
Жаркое по - домашнему, 394 Свинина обрезн
Бефстроганов, 309 /473 Говядина 2 кат.
Жаркое с грибами по - русски, 395 Говядина 2 кат.
Шашлык из говядины 384 Говядина 2 кат.
Солянка сборная на сковороде, 432 Говядина 2 кат.
Поджарка 376 /469 Свинина обрезн
Котлеты полтавские 427 / 474 Говядина 2 кат.
Бифштекс рубленный , 411 /469 Говядина 2 кат.
Печень тушеная в соусе, 408 /470 / 555 Печень охлаж.
Котлеты рубленые, запеченные под молочным соусом ,415 /478 /528 Свинина обрезн. Говядина 2 кат.
Печень по – деревенски, 309 / 473 Печень охлаж.
Шницель натуральный рубленый 413 / 463 Свинина обрезн
Мясо шпигованное, 392 /469 Говядина 2 кат.
Котлеты мясо - картофельные по - хлыновски 417 /530 Говядина 2 кат.
Гуляш, 401 /465 Говядина 2 кат.
Зразы рубленые 418 /472 / 528 Говядина 2 кат.
Азу, 403 Говядина 2 кат.
Почки жаренные с помидорами, 338 /470 Печень охлаж.
Рулетики, мясные, фаршированные капустой, по - домашнему 419/ 294 Свинина обрезн
Тефтели 423 /554 /470 Говядина 2 кат.
Зразы отбивные 393/466 Говядина 2 кат.
Баранина рубленая, запеченная в омлете 434 Баранина 2 кат
Биточки по - селянски 426 Говядина 2 кат.
Говядина в луковом соусе, 433 Говядина 2 кат.
Тулма (голубцы) с бараниной Баранина 2 кат.

Практическое занятие 5

ТЕМА 3.5. Блюда из сельскохозяйственной птицы, пернатой дичи и кролика.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления блюд из мяса сельскохозяйственной птицы, пернатой дичи и кролика, соусов и гарниров к ним.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий и овладеть методикой работы со Сборниками рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт на приготовление блюд из мяса и мясопродуктов, соусов и гарниров к ним.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд изданий 1994, 1996, (стр. 272) 1997 г.(337- 338)

3. Изучить таблицы 13 (стр. 432- 433), 14 (стр.434), 15 (стр. 435), 16 (стр. 435), 17 (стр. 436 – 445), 18 (стр. 446-448), 19 и 20 (стр.448-450

4. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

5. Решить контрольные задания.

Вариант задания по оформлению технологических карт и тип предприятия для каждого студента определяет преподаватель.

6. Оформите технологические карты на отдельных листах, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела «Введение» Сборника рецептур, обратите внимание на виды стандартного сырья, на которые рассчитаны рецептуры данной темы. В рецептурах даны нормы расхода сырья на сельскохозяйственную птицу- полупотрошеную 2 категории, кролик- потрошеный 2 категории. Изучите методику расчета массы брутто других видов сырья не указанных в рецептурах сборников, особенность построения рецептур (масса основного продукта, масса гарнира и масса соуса, выход блюда).

Обратите внимание на расчет специй и кореньев.

Контрольные задания.

1. Номер варианта соответствует порядковому номеру записи студента в классном журнале дисциплины «Разработка технологических карт»

2. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

3. Рассчитать пищевую и энергетическую ценность блюд.

4. Оформить технологические карты в компьютерном варианте

Вар-т Колонка сб. рец-р Наименование блюд и изделий, №№ рецептур  
Утка отварная с гарниром и соусом 439 /463 / 528  
Курица под паровым соусом с грибами и рисом 440 /465 /538  
Котлеты натуральные из филе птицы или дичи под соусом паровым с грибами 441 /466 /539  
Сациви из индейки (птица в ореховом соусе — грузинское национальное блюдо) 442  
Рагу из цыпленка бройлер 443  
Гусь, тушенные в соусе 444 /470 / 530  
Цыплята, тушенные с морковью 445 /553  
Жаркое из курицы по-русски 446 /554  
Филе индейки, фаршированное яблоками и черносливом 447  
Рагу из субпродуктов 443  
Жаркое из цыплят и субпродуктов кур 448 /553  
Плов из цыпленка 449 /  
Кролик жареный 450 / 468  
Гусь фаршированный яблоками 451  
Утка, фаршированная картофелем и черносливом 452  
Котлеты из курицы по-киевски 453 /511  
Котлеты натуральные из филе курицы, с гарниром 454 /510  
Котлеты из филе курицы, панированные жареные 455 /474  
Птица, курица по-столичному456 / 503  
Кролик по-любительски 457 /465  
Кролик в маринаде 458  
Цыплята-табака (грузинское национальное блюдо) 459  
Котлеты рубленые из курицы с гарниром 460 / 472 /528  
Биточки рубленые из курицы, паровые под белым соусом с рисом 461 /466 /539  
Котлеты рубленые из кур запеченные с соусом молочным 462 /552 /470 /529  
Утка фаршированная картофелем 451  
Утка жареная с гарниром 450 /482  
Индейка под паровым соусом с грибами и рисом 440 /465 /538  
Курица , тушенная в соусе 444 /470 / 530  
Утка , тушенная в соусе 444 /470 / 530  

Практическое занятие 6

ТЕМА 3.6. Блюда из яиц и творога.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления блюд из яиц и творога.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий и овладеть методикой работы со Сборниками рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт на приготовление блюд из яиц и творога.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд изданий 1994, 1996, (стр. 164, 166, 167, 170) 1997 г.(211-212, 215, 217, 223)

3. Изучить таблицу 26 (стр. 582-585, 592).

4. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

5. Решить контрольные задания.

Вариант задания по оформлению технологических карт и тип предприятия для каждого студента определяет преподаватель.

6. Оформите технологические карты на отдельных листах, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела «Введение» перед каждым разделом темы Сборника рецептур, обратите внимание на виды стандартного сырья, на которые рассчитаны рецептуры данной темы.

Обратите внимание на перерасчет яиц в зависимости от фактической массы яиц (стр. 164).

Контрольные задания.

1. Номер варианта соответствует порядковому номеру записи студента в классном журнале дисциплины «Разработка технологических карт»

2. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

3. Рассчитать пищевую и энергетическую ценность блюд.

4. Оформить технологические карты в компьютерном варианте

5. Произвести перерасчет на продукты используемые для приготовления блюда на указанный сезон.

Блюда из яиц и творога.

Вар-т Колонка сб. рец-р Наименование блюд и изделий, №№ рецептур Условия для перерасчета
Омлет с яблоками, 287 Март для всех заданий
Рулет яичный с морковью, 289,552
Вареники ленивые отварные292 /293 Март
Сырники из творога, 294 / 550 Март
Орешки творожные по – российски, 298, 550 Март
Яичная кашка с гренками, 279 Март
Яичница глазунья с мясными продуктами, 283 Март
Омлет, смешанный с мясными продуктами,286 Март
Сырники с морковью, 295 Март
Пудинг из творога запеченный,296 Март
Яичница глазунья с овощами, 282 Март для всех заданий
Запеканка из творога, 297 Март
Творожники «Пряженые» (с морковью и сыром) 299 Март
Драчена, 288 Март
Омлет с яблоками, 287 Март
Рулет яичный с морковью, 289,552 Март
Вареники ленивые отварные292 /293 Март
Сырники из творога, 294 / 550 Март
Орешки творожные по – российски, 298, 550 Март
Яичная кашка с гренками, 279 Март
Яичница глазунья с мясными продуктами, 283 Март
Омлет, смешанный с мясными продуктами,286 Март
Сырники с морковью, 295 Март
Пудинг из творога запеченный,296 Март
Яичница глазунья с овощами, 282 Март
Запеканка из творога, 297 Март
Творожники «Пряженые» (с морковью и сыром) 299 Март
Драчена, 288 Март
Сырники из творога, 294 / 550 Март
Творожники «Пряженые» (с морковью и сыром) 299 Март

Практическое занятие 7

ТЕМА 3.7 Холодные блюда и закуски.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления холодные блюд и закусок.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий и овладеть методикой работы со Сборниками рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт на приготовление холодных блюд и закусок.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд изданий 1994, 1996, (стр. 5-7, 9, 39, 44) 1997 г.(6 - 9, 18, 62, 74)

3. Изучить таблицу 25 (стр. 571-582).

4. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

5. Решить контрольные задания.

Вариант задания по оформлению технологических карт и тип предприятия для каждого студента определяет преподаватель.

6. Оформите технологические карты на отдельных листах, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела «Введение» перед каждым разделом темы в Сборнике рецептур, обратите внимание на виды стандартного сырья, на которые рассчитаны рецептуры данной темы.

Обратите внимание на перерасчет сырья и продуктов в зависимости от фактически имеющихся на производстве.

Контрольные задания.

1. Номер варианта соответствует порядковому номеру записи студента в классном журнале дисциплины «Разработка технологических карт»

2. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

3. Рассчитать пищевую и энергетическую ценность блюд.

4. Оформить технологические карты в компьютерном варианте

  1. Произвести перерасчет на продукты используемые для приготовления блюда на указанный вид сырья.
Вар-т Колонка сб. рец-р Наименование блюд и изделий, №№ рецептур Условия для перерасчета
Корзиночки с рыбным салатом, 14 /47 Шука неразд. крупная
Рыба заливная с гарниром, 86 / 515 Осетр с головой
Рыба жареная под маринадом, 87 Скумбрия дальне-вост. неразд
Галантин из рыбы, 88 Судак неразд.
Форшмак картофельный с сельдью, 91 Сельдь сол.обезглавлен.
Корзиночки с паштетом 15 Печень охлажд.
Заливное из мясных продуктов в форме, 96  
Рулет мясной с черносливом,100 Говядина 2 категории
Закуска «Уральский рулет», 101 Цыплята бройлеры
Корнетики, с муссом ветчинным, 102 -»-, свинина обрезная
Филе из птицы под майонезом, 95 / 515. / 566 Цыплята бройлеры
Заливное из птицы в форме, 96 Цыплята бройлеры
Курица фаршированная целиком (галантин), 97 /514 Цыплята бройлеры
Филе из кур фаршированное,98 / 567 Цыплята бройлеры
Рулет из курицы со свининой и черносливом,101 / 514 Цыплята бройлеры
Салат «Петровский» грибной с квашеной капустой и огурцами, 45  
Салат по-деревенски, 46 Февраль
Салат рыбный, 47  
Салат «Ак-идель» (салат рыбный с рисом — башкирское национальное блюдо), 48  
Салат из белокочанной капусты с сельдью и шпиком, 49  
Салат «Осенний» из свежих овощей с рыбой, 50 Март
Салат мясной, 51 Февраль
Салат по-коми-пермяцки (из квашеной капусты с мясом),52  
Салат «Острый» из картофеля с ветчиной и чесноком, 53 Март
Салат столичный, 54 Март
Салат из птицы или дичи, 55 Февраль
Салат-коктейль овощной, 56  
Салат-коктейль рыбный, 57  
Салат коктейль с ветчиной и сыром, 58  
Салат-коктейль с курицей и фруктами, 59  

Практическое занятие 8

ТЕМА 3.8 Сладкие блюда и напитки.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления сладких блюд и напитков.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий и овладеть методикой работы со Сборниками рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт для приготовления сладких блюд и напитков.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд изданий 1994, 1996, (стр. 328- 329, 331, 334, 337, 344, 346, 352, 353,357,360) 1997 г.(459, 463- 464, 467-470, 474)

3. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

4. Решить контрольные задания.

Вариант задания по оформлению технологических карт и тип предприятия для каждого студента определяет преподаватель.

5. Оформите технологические карты на отдельных листах, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела «Введение» перед каждым разделом темы в Сборнике рецептур, обратите внимание на виды стандартных продуктов, на которые рассчитаны рецептуры данной темы.

Обратите внимание на перерасчет продуктов в зависимости от фактически имеющихся на производстве продуктов.

Контрольные задания.

1. Номер варианта соответствует порядковому номеру записи студента в классном журнале дисциплины «Разработка технологических карт»

2. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

3. Рассчитать пищевую и энергетическую ценность блюд.

4. Оформить технологические карты в компьютерном варианте

Вар-т Колонка сб. рец-р Наименование блюд и изделий, №№ рецептур  
Яблоки в желе,606  
Кофе на молоке,637  
Десерт из сметаны «Радуга, 607.  
Кофе на сгущенном молоке, 638  
Мусс яблочный,608  
Кофе по восточному,640  
Самбук яблочный, 609  
Какао с молоком, 642  
Желе трехслойное,599,603,605  
Напиток «Петровский», 654  
Крем ванильный,611  
Квас яблочный, 656  
Крем ванильный из сметаны, 612  
Пудинг сухарный,616  
Коктейль сливочно- шоколадный, 780 (1197)  
Яблоки печеные с соусом, 617 / 578  
Плодовый коктейль с мороженым, 789 (1997)  
Яблоки, запеченные с творогом, 620  
Коктель молочно-ягодный с мороженым, 788 (1997)  
Десерт молочный,624  
Напиток клюквенный, 647  
Яблоки в тесте жареные, 621  
Кофе черный с мороженым (гляссе), 641 / 636  
Яблоки в слойке,622  
Напиток из кураги, 651  
Шарлотка с яблоками, 623  
Напиток апельсиновый, 646  
Самбук абрикосовый, 610  
Чай с лимоном,629./627  
Пудинг сухарный,616  
Коктель сливочно- кофейный,781 (1997)  

Практическое занятие 9

ТЕМА 4. Мучные блюда, булочные и мучные кондитерские изделия.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления мучных блюд, булочных и мучных кондитерских изделий.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий и овладеть методикой работы со Сборниками рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт для приготовления мучных блюд, булочных и мучных кондитерских изделий.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд изданий 1994, 1996, (стр. 364- 366, 380 - 381, 390, 393 -401)

1997 г.(477 - 478, 499 - 501, 535 - 543), 1986 г. (стр. 12 - 54, 55, 158, 242, 253, 260, 272, 279-286)

3. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

4. Решить контрольные задания.

Вариант задания по оформлению технологических карт и тип предприятия для каждого студента определяет преподаватель.

5. Оформите технологические карты на отдельных листах, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела «Введение» перед каждым разделом темы в Сборнике рецептур, обратите внимание на виды стандартных продуктов, на которые рассчитаны рецептуры данной темы.

Обратите внимание на перерасчет продуктов в зависимости от фактически имеющихся на производстве продуктов.

Контрольные задания.

1. Составить технологические карты для приготовления мучных кондитерских и булочных изделий. Форма ТК – Приложения 5 и 6.

2. Рассчитать пищевую ценность изделий.

3. Оформить технологические карты в компьютерном варианте

Вар-т Наименование блюд и изделий, №№ рецептур
Пельмени рыбные, запеченые в горшочке 658 /657 Пирожное «Слойка» с кремом «Шарлот» (нарезное) 55 /2000
Пельмени со свининой и свежей капустой отварные 664 /662 Пирожное «Трубочки» с белковым кремом 59 /2000
Вареники с творогом, 672 /671 Пирожное (заварное) «Трубочка» со сливочным кремом 61б /2000
Грибные ушки,673 Торт «Бисквитно-фруктовый» 7 /2000
Булочка с кремом «Невская» 103 /1986 Пирожное заварное «Трубочка» с обсыпкой 63а /2000
Сдоба обыкновенная 106 /1986 Пирожное «Воздушное» с кремом» Шарлот» (двойное), 65 /2000
Кулебяка с мясом 699;713 /94 Пирожное «Миндальное» 66 /2000
Ватрушки с творогом 695, 634 Пирожное (заварное) «Трубочка» со сливочным кремом 61в /2000
Булочка ванильная 107 /2000 Пирожное (заварное) «Трубочка» с заварным кремом 62а /2000
Пирог, закрытый с рыбой и картофелем 700,685 /94 Торт «Ландыш» 20 /2000
Коржики молочные 102 /2000 Торт «Бисквитно- кремовый 1а /2000
Пряники детские 99 /2000 Торт «Сказка 2 /2000
Коврижка «Медовая» 101 /2000 Торт «Ленинградский» 18а /2000
Рулет фруктовый 93 /2000 Торт «Листопад» 19а /2000
Кекс «Столичный» (штучный) 82 /2000 Торт «Добрынинский» 21 /2000
Рожки слоеные с повидлом 826 /1997 Торт «Пешт» 22 /2000
Кекс «Чайный» 84 Пирожное (заварное) «Трубочка» с заварным кремом 62 /2000
Кекс «Ореховый» 85 Пирожное (заварное) «Трубочка» с обсыпкой63б /2000
Кекс «Творожный» 86 Пирожное (заварное) «Трубочка» с обсыпкой 63
Кекс «Вессенний» 88 Пирожное (заварное) «Трубочка» с обсыпкой 63в
Кекс «Майский» 90 Пирожное (заварное) «Трубочка» с кремом из сливок 64
Кекс «Здоровье» 92 Пирожное (слоеное) «Трубочки с кремом» 60
Печенье «Нарезное» 95 Пирожное (слоеное) «Трубочки с кремом» 60а
Печенье «Ленинградское» 96 Пирожное (слоеное) «Трубочки с кремом» 60б
Печенье «Миндальное» 97 Пирожное «Песочное» , глазированное помадой с кремом (нарезное) 45
Печенье «Суворовское» 98 Пирожное «Песочное» , глазированное помадой с кремом (нарезное) 45а
Булочка с орехами 108 Пирожное «Песочное» , глазированное помадой с кремом (нарезное) 45 б
Булочка домашняя 109 Пирожное «Песочное», с белковым кремом (нарезное) 46
Булочка дорожная 110 Пирожное «Песочное», с кремом (нарезное) 47
Булочка с маком 112 Пирожное «Песочное», с кремом (нарезное) 47а
Булочка «Веснушка» 113 Пирожное «Песочное», с кремом (нарезное) 47в

Практическое занятие 10

ТЕМА 11. Блюда лечебного и диетического питания.

Тема занятия. Разработка и оформление технологических карт для приготовления блюд лечебного и диетического питания.

Цель занятия: Изучить соответствующие теме разделы в Сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий диетического питания издания 2002. и 1988 г.,овладеть методикой работы со Сборником рецептур. Закрепить, усвоенные понятия: диета, режим щажения, технологическая карта, рецептура, нормы вложения продуктов, выход блюда или изделия, пищевая и энергетическая ценность блюда.

Овладеть методикой оформления технологических карт на блюда диетического питания.

План работы:

1. Обсудить и выяснить теоретические знания студентов по вопросам рассматриваемой темы.

2. Изучить соответствующие разделы сборников рецептур блюд изданий М.: Хлебпродинформ, 2002, (стр.3 - 64)

1989г.(3- 16, 16 –19,43-48, 84-86, 125 –127,146, 164-165, 190-192, 224-225,233,251, 254-255, 273,298, 308 Приложение 1 стр.313-319),

3. Изучить заданные рецептуры и составить технологические карты.

4. Решить контрольные задания.

Вариант задания по оформлению технологических карт и диету для каждого студента определяет преподаватель.

5. Оформите технологические карты на отдельных листах, укажите рекомендуемые диеты и особенности технологического процесса, произведите расчеты пищевой и энергетической ценности блюд и предъявите преподавателю для проверки и оценки работы.

Методические рекомендации.

При изучении раздела в Сборнике рецептур «Рекомендации по приготовлению блюд диетического питания», обратите внимание на особенности технологического процесса, при приготовлении блюд на конкретную диету.

Обратите внимание на замену продуктов в зависимости от фактически имеющихся на производстве продуктов.

Контрольные задания.

1. Составить технологические карты для предприятия общественного питания, работающего на сырье.

2. Рассчитать пищевую ценность блюд.

3. Оформить все технологические карты в сборник- «Отчет по практическим работам».

Вар-т Наименование блюд и изделий, №№ рецептур
Икра свекольная 43 / 1989, или 422/2002
Капуста, тушеная с морковью в молоке 687 /2002
Сельдь рубленая с гарниром 49 /89, или 93/2002
Суп пюре из курицы 121 /89, или18 / 2002
Суп крем из помидор и яблок, 112 /89, или 112/ 2002.
Плов из риса с плодами и изюмом 445 /2002
Суп клюквенный с клецками, 431 /89, или 431 /2002
Бефстроганов из отварной говядины с гарниром и соусом 369/452/89,или 62 /2002 диета 5
Кнели рыбные (припущенные)с гарниром и соусом, 335 / 671 /752 /89 или 398/ 2002
Суфле из говядины с рисом, 149 / 89, или 214 /2002 диета 5
Напиток морковно – апельсиновый 658 /89, или 473/2002
Бульон с яичными хлопьями 496,495/2002
Зразы рубленые из говядины (2 категории) паровые с гарниром и соусом 63 /2002, диета 1
Биточки рыбные запеченные из морского окуня с гарниром и соусом 207/2002
Суп рисовый слизистый молочный 579 /2002
Рулет из рыбы с омлетом паровой 274/2002 с гарниром
Пудинг из картофеля с творогом 382/2002
Рыба припущенная с картофелем в молоке 57 /2002
Рыба, запеченная с картофелем по-руски 519 /2002
Кнели из говядины с рисом 409 /1989
Кнели из говядины с творогом 410 /1989
Пудинг из говядины 411 /1989
Пюре из говядины 414/1989
Запеканка картофельная с говядиной 416 /1989
Запеканка капустная с говядиной 420 /1989
Пудинг из говядины с овощами запеченный 421 /1989
Голубцы с мясом и рисом 424 /1989
Фрикадельки из кур с гарниром 432
Биточки рубленые из кур(припущенные 431
Зразы из бройлеров цыплят с гарниром 433
Суфле из бройлеров цыплят с рисом с гарниром 436

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №__

Рыба в тесте, жареная.

Рецептура № 314 Сборник рецептур М. 1994 г.

Наши рекомендации