Обоснование мощности дорожных СЦ
Мощность дорожных СЦ зависит от частоты схода автомобилей с дороги, интенсивности движения (число автомобилей, проходящих по автомобильной дороге за сутки в среднем за год в обоих направлениях) и расстояния между СЦ.
Частота схода автомобилей с дороги определяется многими причинами (ТО и ТР, заправка топливом, отдых, питание и проч.) и носит вероятностный характер. В результате анализа материалов наблюдений и отчетных данных действующих дорожных СЦ, а также изучения зарубежных материалов выявлены средние показатели, характеризующие сход автомобилей с дороги. При этом доля обслуживаемых автомобилей составляет 35—45 % суммарного схода их с дороги.
Общее число заездов автомобилей в сутки Nс на дорожный СЦ для выполнения ТО, ТР и уборочно-моечных работ, т.е. производственная программа станций, согласно Общесоюзным нормам технологического проектирования (ОНТП), определяется в зависимости от интенсивности движения на дорожном участке проектируемого СЦ в наиболее напряженный месяц года:
Nc = Ид 𝜌 /1000, авт./сут (2.4)
где: Ид — интенсивность движения на автомобильной дороге, авт./сут;
𝜌 — частота заездов в процентах от интенсивности движения, для легковых автомобилей р = 4/5,5 (в числителе — частота (%) заездов на ТО и ТР, в знаменателе — на посты уборочно-моечных работ).
Примерное распределение общего числа заездов по типам автомобилей (по данным Санкт-Петербургского филиала Гипроавтотранса) составляет:
· грузовых — 25 %;
· легковых — 70 %;
· автобусов — 5 %.
Расчет годового объема работ городскихСЦ
Годовой объем работ городских СЦ включает ТО и ТР, уборочно-моечные работы и предпродажную подготовку автомобилей (при продаже автомобилей на предприятиях автосервиса).
Годовой объем работ по ТО и ТР (в человеко-часах)
Тг = NСЦLгt/1000, чел.-ч (2.5)
где: NСЦ — число автомобилей, обслуживаемых проектируемого СЦ в год;
Lг – среднегодовой пробег автомобиля, км;
t – удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч/1000 км.
В соответствии с ОНТП нормативная трудоемкость ТО и ТР, выполняемых на городских СЦ, установлена в зависимости от класса автомобилей (табл. 3.1).
Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от масштаба СЦ (числа рабочих постов).
Коэффициент коррекции трудоемкости ТО и ТР зависит от числа рабочих постов:
До 5 постов..................................................... 1,05
От 5 до 10....................................................... 1,00
От 10 до 15..................................................... 0,95
От 15 до 25..................................................... 0,90
Более 25.......................................................... 0,85
При известном числе заездов на СЦ (табл. 2.4.) по видам работ используются разовые трудоемкости (см. табл. 2.3.), которые не подлежат коррекции.
Таблица 2.3. – Нормативная трудоемкость на СЦ (ОНТП 01—91)
Тип СЦ и | Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч/1000 км | Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.-ч | ||||
подвижного состава | ТО и ТР | Мойка, уборка | Прием, выдача | Предпродажная подготовка | Проти- вокорроз. подготовка | |
Городские СЦ легковых автомобилей | ||||||
- особо малого класса | 2,0 | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3,0 | |
- малого класса | 2,3 | 0,20 | 0,20 | 3,5 | 3,0 | |
- среднего класса | 2,7 | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3,0 | |
Дорожные СЦ | ||||||
- легковых автомобилей | 2,0 | 0,20 | 0,20 | |||
- автобусов | 2,8 | 0,25 | 0,30 |
Годовой объем уборочно-моечных работ Тум (в человеко-часах) определяется исходя из числа заездов d на СЦ в год и средней трудоемкости работ tум:
Тум = NСЦdtум, чел.-ч (2.6)
Если на станции обслуживания уборочно-моечные работы выполняются не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг, то общее число заездов на уборочно-моечные работы принимается из расчета один заезд на 800—1000 км. Средняя трудоемкость одного заезда tум равна 0,15—0,25 чел.-ч при механизированной (в зависимости от используемого оборудования) мойке и 0,5 чел.-ч при ручной шланговой мойке.
Таблица 2.4. – Частота заездов на СЦ
Показатель | Единица измерения | Значение показателя |
Городские СЦ | ||
Число заездов автомобилей на ТО и ТР, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль | Заезды в год | |
Число заездов автомобилей на уборочно-моечные работы, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль | То же | |
Число заездов автомобилей на выполнение работ по антикоррозионной защите кузовов | ||
Дорожные СЦ | ||
Число заездов легковых автомобилей в сутки в процентах от интенсивности движения по дороге в наиболее напряженном месяце года | % | 4,0/5,5* |
* В числителе приведено число заездов на ТО и ТР, в знаменателе — на посты мойки автомобилей. |
Если на предприятии автосервиса продаются автомобили, то в общем объеме выполняемых работ необходимо предусмотреть работы, связанные с предпродажной подготовкой автомобилей. Годовой объем работ (в человеко-часах) по предпродажной подготовке Тпп определяется числом продаваемых автомобилей в год Nп, которое устанавливается заданием на проектирование, и трудоемкостью tпп их обслуживания (3,5 чел.-ч):
Тпп = Nп tпп , чел.-ч (2.7)