Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта

Использование метода маржинального анализа позволяет предпринимателю обосновать целесообразность увеличения производственной мощности имеющегося у него оборудования путем вложения дополнительных инвестиций. Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и запас прочности.

Пример

Предприниматель занимается производством пшеничной муки. Имеющееся у него оборудование позволяет производить 500 т муки в год. При этом сумма постоянных затрат составляет 1200 тыс. руб. Переменные затраты на 1 т муки составляют 6 тыс. руб. Цена реализации 1 т муки – 10 рублей. Оценить эффективность расширения производственных мощностей до уровня выпуска 600 т муки в год, если при этом постоянные затраты составят 1500 тысяч рублей в месяц.

Рассчитаем показатели эффективности производства при существующем и планируемом объемах переработки.

Прибыль от реализации 500 т муки:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 500 Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru (10 – 6) – 1200 = 800 тыс. руб.

Прибыль от реализации 600 т муки:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 600 Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru (10 – 6) – 1500 = 900 тыс. руб.

Порог безубыточности при производстве 500 т муки:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 300 т

Порог безубыточности при производстве 600 т муки:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 375 т

Запас прочности при существующем производстве:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 40 %

Запас прочности при планируемом производстве:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 37,5 %

Срок окупаемости постоянных расходов при производстве 500 т составляет:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 7,2 мес.

Срок окупаемости постоянных расходов при производстве 600 т составляет:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 7,5 мес.

Результаты расчетов представим их в таблице 8.

Таблица 8 - Расчет эффективности от расширения производственных мощностей за счет дополнительных инвестиций

Показатель Существую­щее производс­тво Производство после дополнительных инвестиций Изменение, %
Объем производства продукции, т + 20
Постоянные затраты, тыс. руб. + 25
Переменные затраты на 1 т продукции, тыс. руб.
Цена, тыс. руб.
Выручка, тыс. руб. + 20
Прибыль, тыс. руб. + 12,5
Безубыточный объем продаж, т + 25
Запас прочности, % 37,5 - 2,5 п.п.
Срок окупаемости постоянных расходов, мес. 7,2 7,5 + 4,2

Следовательно, при увеличении производственной мощности на 20 % сумма постоянных затрат возрастет на 25 %, а сумма прибыли всего на 12,5 %. При этом с увеличением суммы постоянных затрат уменьшится зона безопасности предприятия и увеличится срок окупаемости постоянных затрат на 0,3 мес.

Окончательное решение об увеличении производственной мощности должно приниматься с учетом окупаемости инвестиций на строительство дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Учитываются также возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов и т.д.

Следует учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО), сущность которого состоит в том, что по мере увеличения производства, наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Внешний вид графика эффекта кривой опыта выглядит примерно так, как показано на рисунке 4.

Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции сумма прямых затрат на единицу продукции снижается примерно на 20-30 %.

Эффект кривой опыта проявляется не автоматически, а реализуется при условии постоянного повышения квалификации персонала, внедрения новой техники, новых технологий и рационализаторских предложений. Администрация предприятия должна постоянно заботиться о проведении текущих улучшений в организации производственного процесса, способствующих снижению затрат на производство продукции.

 
  Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru

Рисунок 4. Зависимость затрат от объема производства продукции

Предположим, что при увеличении производственной мощности на 20 % переменные издержки на единицу продукции за счет роста производительности труда и снижения материалоемкости снизятся на 5 % и составят 5,7 тыс. рублей. Тогда предприятие получит прибыль в размере:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 600 Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru (10 – 5,7) – 1500 = 1080 тыс. руб.

Это на 35% выше, чем при существующем объеме производства.

Безубыточный объем продаж, запас прочности и срок окупаемости постоянных затрат составят:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 349 т

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru =42 %

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru = 7 мес.

Следовательно, с учетом реализации возможностей эффекта кривой опыта увеличение производственной мощности выгодно для предприятия, поскольку это способствует увеличению прибыли на 35 %, зоны безопасности на 2 процентных пункта, сокращению срока окупаемости постоянных затрат на 0,2 месяца.

4 Производственный рычаг: суть и возможности управления

При анализе и планировании прибыли может возникнуть следующий логич­ный вопрос: на какие темпы изменения прибыли может рассчитывать компа­ния при изменении объемов продаж? Характеристику возможных темпов роста прибыли компании при изменении объемов реализации дает производственный рычаг. В литературных источниках по финансовому анализу этот показатель может иметь и другие названия: эффект производственного рычага, операционный рычаг, производственный леверидж (operating leverage). Задача производственного рычага — показать, на сколько процентов изменится прибыль компании при изменении выручки на 1%. Для расчета производственного ры­чага используется следующая формула:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru , (21)

или:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru , (22)

или:

Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта - student2.ru . (23)

Чем выше эффект производственного рычага, тем более рискованным с точки зрения уменьшения прибыли является положение организации.

Например, значение рычага 15% говорит, что при изменении выручки от реализации на 1% прибыль компании изменится на 15%. Аналог производс­твенного рычага — это ускорение. Чем выше ускорение, тем быстрее объект на­ращивает скорость, тем быстрее достигает поставленной цели. Аналогично: чем выше производственный рычаг, тем быстрее предприятие имеет возможность наращивать прибыль.

Величину производственного рычага определяет структура производствен­ных затрат, точнее, доля переменных и постоянных затрат. Чем выше доля постоянных затрат в общих затратах компании, тем выше производственный рычаг.

Иными словами:

• предприятием с высоким производственным рычагом является такое, у которого в затратах преобладает доля постоянных расходов;

• предприятием с низким производственным рычагом является такое, в со­ставе затрат которого преобладают переменные расходы.

Соотношение между постоянными и переменными затратами называется коэффициентом операционного рычага.

Чем отличаются предприятия с высоким и низким производственным рыча­гом? Как уже отмечалось, производственный рычаг характеризует возможные темпы роста прибыли компании при изменении выручки от реализации. При увеличении объемов реализации компания, имеющая высокий производствен­ный рычаг, получает возможность более высокими темпами наращивать при­быль, чем компания с низким производственным рычагом.

Название «рычаг» напоминает, что речь идет не только о темпах роста, но и о темпах падения прибыли. Производственный рычаг — это характеристи­ка, с одной стороны, возможных темпов роста прибыли, с другой — темпов ее падения. При одинаковом росте объемов продаж компания с высоким рычагом (иными словами, с высокой долей постоянных затрат) будет наращивать при­быль более высокими темпами, чем компания с низким рычагом. Однако при падении объемов продаж первая компания будет терять прибыль быстрее. Чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость компании (в аспекте получаемой прибыли) от объемов реализации продукции.

Для эффективного управления финансовым состоянием компании необхо­дим не только расчет рычагов, но и управление ими. На практике управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат — из­менении доли переменных и постоянных затрат.

К какому рычагу необходимо стремиться — высокому или низкому? Ответ на данный вопрос во многом зависит от прогнозируемых объемов продаж ком­пании. При неблагоприятной рыночной обстановке — снижении объемов про­даж — выгоден низкий производственный рычаг (иными словами, низкая доля постоянных затрат), так как при падении объемов продаж необходимо решать задачу минимизации потерь прибыли. И, наоборот: при благоприятной ры­ночной конъюнктуре — росте объемов реализации — выгоден высокий рычаг (иными словами, высокая доля постоянных, низкая доля переменных затрат). Подобная структура затрат будет способствовать максимизации прибыли.

Возникает вопрос: как можно одни и те же затраты переводить из перемен­ных в постоянные и из постоянных в переменные? При производстве, напри­мер, автомобиля переменные затраты на металл корпуса, двигатель, колеса невозможно сделать постоянными. Каждый автомобиль будет неизменно тре­бовать этот комплект. В то же время затраты на освещение, отопление и ремонт помещений сложно перевести в ранг переменных. Несмотря на эти объектив­ные ограничения, у предприятий есть достаточно возможностей для изменения величин и удельного веса переменных и постоянных затрат. Прежде всего это затраты, удельный вес которых в структуре затрат достаточно высок. При снижении объемов продаж способ сократить постоянные затраты, свя­занные с эксплуатацией собственного оборудования, - аутсорсинг, т. е. передача отдельных технологических операций для выполнения на сторону. При росте объемов продаж, напротив, возникает вопрос об организации производства отдельных комплек­тующих силами самого предприятия, отказа от их приобретения на стороне.

Рассмотрим пример управления производственным рычагом в зависимости от планируемых изменений объемов продаж.

Пример

Производственный рычаг для Компании 1, анализируемой ранее, равен (2600 — 1560)/(2600 — 2560 — 800) = 4,3. Другими словами, на каждый 1% изменения выручки изменение прибыли компании составит 4,3% (прирост прибыли в 4,3 раза больше прироста выручки!). Если прогнозируется рост продаж, подобная структура затрат привлекательна. Если же прогнозируется спад объемов реализации, сложившаяся структура затрат будет способствовать стремительному сокращению прибыли.

Предположим, что у рассматриваемого предприятия в ближайшее время прогнозируется падение объемов продаж на 20%.

Таблица 9 - Влияние производственного рычага (структуры затрат) на результаты деятельности компании, тыс. руб. в мес.

Показатель Данные за последний отчетный период Данные при прогнозируемом падении продаж на 20%
Выручка от реализации 2080 (2600 × 80%)
Общие переменные затраты 1248 (1560 × 80%)
Постоянные затраты
В том числе заработная плата АУП    
Прибыль 32 (падение на 86%)

При падении выручки на 20% произойдет угрожающее падение прибыли — на 86%. Связь междуполученными значениями продемонстрирует действие производственного рычага: 20% × 4,3 = 86%. В подобной ситуации необходимы оперативные меры по «замедлению» падения прибыли, т.е. т. е. по снижению действия производственного рычага.

Как выяснилось, снижение производственного рычага — это снижение доли постоянных затрат. В составе постоянных затрат был выделен элемент, который можно сделать переменным: речь идет о заработной плате административно-управленческого персонала (АУП). В настоящее время на предприятии заработная плата АУП начисляется согласно повременному принципу — на основании окладов. Перевод затрат на оплату труда в разряд переменных предполагает установление зависимости зарплаты от объемов реализации как процента от объемов продаж.

По факту заработная плата АУП составила 4% выручки от реализации продукции (100/2600). Установим на будущее аналогичное соотношение: величина заработной платы как 4% от продаж (табл. 10).

Таблица 10 - Оптимизация прибыли за счет снижения производственного рычага (изменения структуры затрат), тыс. руб. в мес.

Показатель Данные при прогнозируемом падении продаж на 20% (зарплата – оклады) То же при начислении зарплаты как 4% от объемов продаж
Выручка от реализации
Общие переменные затраты 1248 + 2080 × 4% (зарплата АУП) = 1331
Постоянные затраты 800, в том числе зарплата АУП 100
Прибыль

При переводе заработной платы в разряд переменных затрат падение прибыли замедлилось - планируемая величина составила 49, а не 32 тыс. руб.

Понятно, что пример утрирован: сложно оплату труда сделать полностью зависимой от объемов продаж, определенные оклады будут сохранены. Следовательно, эффект по "замедлению падения" прибыли будет менее заметным. При низкой доле заработной платы в составе затрат манипуляции с ее величиной не приведут к ощутимому росту прибыли, но могут создать напряженную обстановку в коллективе. Следовательно, управление производственным рычагом целесообразно осуществлять на основании элементов, имеющих значительный удельный вес в составе затрат. Стоит заметить, что при росте объемов продаж начисление заработной платы на основании окладов, а не как процента от продаж будет более целесообразным с точки зрения максимизации прибыли.

Более высокий уровень производственного рычага обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит уве­личение доли постоянных затрат при одновременном снижении доли переменных затрат, в связи с чем возрастает уровень произ­водственного рычага. С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения валовой маржи, необходимой для возмеще­ния постоянных расходов.

Рассмотрим пример.

Пример

Три предприятия А, В и С имеют одинаковый размер объема продаж, который по плану должен вырасти на 20% - с 3000 ед. до 3600 ед. Однако коэффициент производственного рычага у этих предприятий разный, что связано с разным уровнем технической оснащенности. Определим, как соотносятся между собой показатели коэффициента операционного рычага, порога безубыточности, прибыли и эффекта производственного рычага. Как они изменятся при условии роста объема производства.

Таблица 11 – Определение эффекта производственного рычага

Показатель Предприятие1 Предприятие 2 Предприятие 3
Объем продаж, ед. вариант 1      
вариант 2
Прирост объема продаж, %
Цена изделия, руб.
Удельные переменные затраты, руб.
Общие переменных затрат, тыс. руб. вариант 1      
вариант 2
Сумма постоянных затрат, тыс. руб.
Общая сумма затрат, тыс. руб. вариант 1      
вариант 2
Коэффициент операционного рычага вариант 1   1,11   1,67   2,5
вариант 2 0,925 1,39 2,08
Безубыточный объем продаж, ед.
Запас прочности, % 33,33 24,23 16,67
Выручка, тыс. руб. вариант 1      
вариант 2
Маржинальный доход, тыс. руб. вариант1      
вариант 2
Темп прироста маржинального дохода, %
Прибыль, тыс. руб. вариант 1      
вариант 2
Темп прироста й прибыли, % 82,5
Эффект производственного рычага 3,0 4,125 6,0

Приведенные в таблице данные показывают, что наибольшее значение эффекта операционного рычага имеет то предприятие, у которого выше доля постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент прироста объема продаж при сложившейся структуре затрат обеспечивает прирост операционной прибыли при первоначальном объеме производства на первом предприятии - 3%, на втором - 4,125%, на третьем - 6%. Соответственно, при спаде производства прибыль на третьем предприятии будет сокращаться в два раза быстрее, чем на пер­вом. Следовательно, большему риску подвержено то предпри­ятие, у которого выше операционный рычаг, что следует учиты­вать при оценке его финансовой устойчивости.

При этом надо иметь в виду, что положительный эффект дости­гается только при наращивании объемов производства и продаж и после преодоления точки безубыточности. Предприятия, имеющие более низкий уровень операционного рычага, быстрее преодоле­вают точку безубыточности. Напротив, при высоком удельном весе постоянных затрат точка безубыточности преодолевается значи­тельно позднее. Но после преодоления этой критической точки прирост прибыли значительнее у того предпри­ятия, у которого выше операционный рычаг. Однако при спаде производства оно окажется быстрее в зоне убытков.

При сложившейся структуре безубыточный объем продаж, который рассчитывается делением суммы постоянных затрат на разность между ценой еди­ницы продукции и удельными переменными расходами, для первого предприятия составляет 2000, для второго - 2273, для третьего - 2500. Чем больше величина данного показателя, тем выше степень операционного риска.

Таким образом, операционный рычаг - важнейший инстру­мент в системе управления прибылью и рисками предприятия. Знание сущности, механизма проявления и методики опреде­ления силы воздействия операционного рычага позволяет более правильно оценивать уровень операционного структурного риска и эффективнее управлять процессом формирования затрат и фи­нансового результата.

Наши рекомендации