Производственные мощности и технология современного контейнерного терминала
Проектирование контейнерных терминалов «Greenfield».В зарубежной нормотворческой практике существует хорошая традиция предварительного обсуждения общественностью технических норм, стандартов и других проектов законодательных актов. Документ в процессе общественного обсуждения проходит две стадии, которые называются «зеленая» и «белая».
На первой стадии очерчивается тема, указываются цели и задачи.
На второй – пояснительная записка проекта с соответствующими расчетами и конкретными нормативными требованиями.
Требования к контейнерному терминалу.Слово «greenfield» говорит об отсутствии каких-либо ограничений.
В данном случае по отношению к участку земли, который предполагается использовать для строительства нового контейнерного терминала.
Это или неиспользуемый участок, свободный от построек, или используемый для сельского хозяйства, или сохраненный в естественном природном виде, или вновь образованная территория путем отсыпки и намыва и т. д.
Сегодняшняя актуальность проблемы проектирования и создания контейнерных терминалов в Украине заставляет внимательней отнестись к тому, как например, это делают в других странах, например, в США.
Создание (проектирование) контейнерного терминала «Greenfield» в США основывается на следующих требованиях:
• терминал и территория склада хранения создаются на плоской, прямоугольной, свободной территории, не находящейся в залоге и обозначенной на топографической карте;
• причал строится вдоль защищенной береговой линии;
• оборудование терминала гибкое (соответствующее разным условиям), для обслуживания различных судов с контейнерами: фидерных, каботажных и работающих на линиях, вместимостью до 6000 TEU;
• соответствующая площадь земли в акрах (в нашем изложении - в гектарах), которая должна обеспечивать эффективные погрузочно-разгрузочные работы с производительностью мирового уровня.
Компоновка контейнерного терминала.Типичный контейнерный терминал состоит из причалов для судов, площади для хранения контейнеров, специальных причальных контейнерных перегружателей, транспортных средств (тягачей) для доставки контейнеров с причала на склад, а также другого оборудования для складирования и перегрузки контейнеров на складе. Кроме того, на терминале должны быть: оборудованные въезд и выезд с терминала для регулирования движения с устройством компьютерного учета и контроля; различные здания для обслуживания и администрации. Большинство терминалов имеют железнодорожный фронт для погрузки/ выгрузки вагонов. Если имеется группа контейнеров, которая адресована в пункт на расстоянии более 400 миль, то онаотправляется, как правило, по железной дороге.
Все операции по управлению и контролю над перемещением контейнеров осуществляются при помощи компьютерной системы, расположенной в административном здании. Здесь же или в отдельном здании арендуют помещения государственные службы: таможенная и иммиграционная. Имеется здание (помещение) для переодевания рабочего персонала и кафетерия.
Также на территории терминала расположены здания для ремонта и обслуживания перегрузочного оборудования, объекты электроснабжения, коммуникации, водотеплоснабжения и др.
Обычно на терминале имеется большой склад (CFS — Container Freight Station), где производится выгрузка/погрузка контейнеризированных грузов.
И, наконец, здравая практика планирования предписывает, что каждый порт должен приобрести и иметь в резерве определенное количество неразработанной земли, смежной с терминалом для будущего расширения и увеличения объема грузопереработки, так называемый «банк земли». Нет никаких стандартов, которые определяли бы дополнительные земельные площади для портовых терминалов. Но исторически главные американские порты обычно приобретали так много смежных с портом территорий, как позволяли их бюджеты. Дополнительная земля часто приобреталась заблаговременно — за 20 и более лет до ожидаемого использования.
Минимальный размер современного контейнерного терминала должен предусматривать наличие двух причалов независимо от объема грузопереработки, запланированного на начальный период эксплуатации терминала.
Размер территории контейнерного терминала определяется длиной причалов, обусловленной длиной максимального судна, которое планируется обрабатывать на терминале, а также площадью в акрах, которая обеспечивает планируемый грузооборот контейнеров.
Типы судов и размеры причалов контейнерного терминала.Характеристикой контейнерного судна является его способность перевозить максимальное количество 20-футовых контейнеров. Эта условная единица называется Twenty-Foot Equivalent Unit (TEU).
Мировая практика контейнерных перевозок показывает, что каждое десятилетие происходит двукратное увеличение физических размеров судов и их максимальной контейнеровместимости.
В настоящее время эксплуатируются и строятся контейнеровозы вместимостью 11000 TEU, к 2015 году наибольшие контейнеровозы могут иметь вместимость 18000 TEU. В таблице 1 отражен рост размеров контейнерных судов.
Предполагается, что данный типовой контейнерный терминал будет предназначен для обслуживания прямых линейных контейнеровозов вместимостью до 6000 TEU. Эти суда находятся в ряду контейнеровозов от 5000 TEU до 8000 TEU и относятся к контейнеровозам 5-го поколения — «постпанамаксам».
Суда 5-го поколения в настоящее время составляют большинство в составе мирового флота контейнеровозов. В течение последующих десяти лет с их количеством сравняется следующее, 6-е поколение судов вместимостью более 8000 TEU. Ожидается, что в будущем именно эти суда будут работать на прямых линиях, а контейнеровозы 5-го поколения перейдут на обслуживание фидерных линий.
Суда 5-го поколения могут быть трех категорий: ячеистые (чистые) контейнерные суда, суда ро-ро и комбинированные. Наибольшим из этих судов является ячеистый контейнеровоз длиной 322,2 м (1060 футов), шириной 42,9 м (141 фут) и осадкой 13,1 м (43 фута). Суда ро-ро и комбинированные имеют меньшие размеры, но обрабатываются на тех же причалах. Суда ро-ро перевозят грузы, которые можно выкатывать из судна. Это тяжелое оборудование на ролл-трейлерах, сельскохозяйственные машины, автомобили, прогулочные суда и другие подобные грузы. Комбинированные суда перевозят контейнеры на главной палубе, а в трюмах — генеральные грузы на поддонах, грузы в ящиках, малогабаритное оборудование, бумагу в рулонах и в пакетах, а также стальную продукцию.
В документе подчеркивается, что, несмотря на планируемую обработку указанных трех типов судов причалы должны быть рассчитаны на наибольший ячеистый контейнеровоз с приведенными выше размерами.
Длина причальной линии (гидротехнического сооружения) терминала с 2-мя причалами должна обеспечивать безопасную швартовку и стоянку двух судов с принятыми максимальными размерами плюс приблизительно по 15,2 м (50 футов) по носу и корме каждого судна. Таким образом, длина одного причала должна быть 364,8 м (1200 футов) с глубинами 13,4 м (44 фута) при самой низкой воде. Следовательно, общая длина причального сооружения терминала должна быть 729,6 м (2400 футов) с возможностью его продления при строительстве следующего, такого же причала.
Территория контейнерного терминала.Один из методов определения требуемой площади земли контейнерного терминала состоит в оценке проектируемого объема грузопереработки на предстоящие 20 лет, хранения груза по количеству и времени, а также принятых способах транспортирования на терминал и с терминала.
Для разработки данного документа была проанализирована работа контейнерных терминалов в семи главных портах США, равномерно распределенных по Атлантическому и Тихоокеанскому побережью США. Включены данные одного «Greenfield» контейнерного терминал в Восточной Азии. Были выбраны терминалы, занятые преимущественной перегрузкой контейнеров.
Из анализа следует, что площадь территории терминала на один причал в действующих портах равняется от 180086 м2, или 18 га (44,50 акров), до 295422 м2, или 29,5 га (73 акра). Следовательно, средняя площадь контейнерного терминала на один причал составляет 246859 м2, или 24,7 га (61 акр).
При разработке документа также был произведен обзор территорий портов по наличию «банка земли» для будущего расширение контейнерных терминалов. Эта территория для развития американских портов составляет сегодня от 300 % до нескольких тысяч процентов к существующей территории.
Если область развития терминала будет граничить с зоной, которая в будущем, возможно, будет использована для строительства жилья, то в «банк земли» следует включить буферную зону, которая реально защищает жилую зону от влияния контейнерного терминала. Для терминала с 2-мя причалами буферная зона должна иметь минимальную площадь 5,7 га (14 акров), а возможно, и большую — в зависимости от топологии местности.
При средней площади терминала 24,7 га (61 акр) и при более высокой норме 29,5 га (73 акра), включая буферную зону 5,7 га (14 акров), в документе оценивается площадь под контейнерный терминал малых и средних размеров с двумя причалами минимум 55 га (136 акров) и до 64,8 га (160 акров). Кроме того, если минимум в 100 % оценить резервную площадь, то общая территория для строительства контейнерного терминала указанной категории будет составлять минимум 110 га (272 акров) или может быть до 130 га (320 акров).
Эти размеры площади подразумевают, что территория имеет прямоугольную форму, и аналогичную форму имеет примыкающая территория для перспективного развития, допускающая строительство будущих причалов в одну линию с существующими причалами, а также имеется возможность защиты будущей причальной линии от волнений.
Перегрузочная и технологическая техника контейнерного терминала.Прежде, чем рассматривать различные системы обработки контейнеров на терминалах, стоит отметить, что важнейшим элементом любой системы является контейнерный кран (перегружатель). Высокая производительность таких кранов — это требование, прежде всего судоходных линий. Она измеряется количеством подъемов (движений) во время погрузки и выгрузки за час. И ныне существующие краны обеспечивают в час от 20 до 40 подъемов. За год такой кран может переработать 120— 160 тыс. TEU.
Но помимо кранов терминалам необходима и другая техника. Существуют несколько систем обработки контейнеров на терминалах.
Традиционные системы — это те, что основаны на использовании:
• ричстакеров с терминальными тракторами,
• автоконтейнеровозов,
• кранов РТГ (RTG) с терминальными тракторами,
• кранов РТГ с «шаттл керриер» (Shuttle carrier).
Кроме этого есть и автоматизированные системы — ASC (Automatic Stacking Cranes) с шаттл керриер».
Для того чтобы определиться терминальным операторам, какую из систем выбрать, нужно учесть много факторов.
Обычно лимитирующим фактором для терминала является площадь, стоимость земли и строительства.
Система с ричстакерами позволяет обеспечить емкость складирования 300—500 TEU на гектар, с автоконтейнеровозами — 500 - 750 TEU на гектар, с кранами РТГ и система ASC — более 1000 TEU на гектар.
Но самый важный фактор при выборе системы — это величина расходов на обработку одного контейнера.
Прямые расходы, связанные с оборудованием терминала, можно разделить на три основные части: капитальные вложения на оборудование, эксплуатационные и сервисные расходы и расходы на рабочую силу.
Интересно отметить, что расходы на капвложения и эксплуатацию-сервис примерно одинаковы в мире, но стоимость рабочей силы в разных странах очень сильно отличается. Она может колебаться от 10 до 70 % от общих расходов.
Местные расходы на рабочую силу — важный фактор в выборе наиболее выгодной системы обработки контейнеров. Что важно в регионе высокой зарплаты, может не иметь значения в регионе низкой зарплаты.
Например, годовые расходы за рабочую силу могут составлять от 5000 EUR в Китае до 150000 EUR на западном побережье США.
Система ричстакеров. Эта система оптимальна для небольших терминалов. Или там, где еще нет причального контейнерного крана, а выгрузка ведется универсальными мобильными или портальными кранами.
Система предполагает установку на один кран 2—3 ричстакера, 2—4 трактора. Эта система небольших инвестиций — примерно в 1,4 стоимости крана.
Большая выгода системы в том, что автоконтейнеровоз — автономная машина, отвечающая за транспортировку от причального крана до склада. Кран только укладывает контейнеры на площадку, откуда контейнеровоз их забирает. Достоинства этой системы — высокий уровень контроля и безопасности, поскольку грузовики не заезжают в зону склада, а также низкие расходы на рабочую силу.
Система автоконтейнеровозов — оптимальное решение для средних и не больших терминалов, где нужна высокая гибкость и где необходимо ограничить расходы на рабочую силу.
Эта система требует инвестиций величиной примерно в 3 стоимости крана. Она часто применяется в Европе и Америке.
Плотность складирования — более 1000 TEU на гектар (в 4 яруса). С этой системой можно складировать контейнеры в 5 ярусов, а по ширине — 6+1, 7+1.
Недостатки системы в том, что причальные краны укладывают контейнеры на терминальные тракторы, а это замедляет работу причального крана. Кроме того, предполагается наличие грузовиков на складской территории.
Система обеспечивает среднюю производительность работы с причальным краном. Здесь высокие расходы на рабочую силу, средние капвложения, но низкие расходы на эксплуатацию.
Эта система оптимальна для больших и очень больших терминалов, где, например, практикуется трансшипмент, где большие расстояния перевозки, большие объемы складирования.
Краны РТГ с «шаттл керриерс». Наиболее высокую производительность обеспечивает работа системы с использованием кранов РТГ и «шаттл керриерс». В этой системе вместо тягачей применяются «шаттл керриерс».
В Азии чаще всего применяется система с кранами РТГ. Она требует 2—3 крана РТГ и 4—6 терминальных тракторов на один причальный кран. Величина инвестиций для такой системы находится на уровне 3,4 стоимости причального крана. Система с кранами РТГ обеспечивает высокую плотность укладки контейнеров.