Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или
работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных
частей. Под операцией ремонта понимают его законченную часть, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определен ной специальности. В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания.
По степени восстановления ресурса выделяют следующие виды ремонта:
- капитальный - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая и базовые (значение близкого к полному ресурсу устанавливается нормативно-технической документацией);
- средний - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации (значение частично иосстанавливаемого ресурса также устанавливается нормативно-технической документацией);
- текущий - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей.
Капитальный, средний и текущий ремонты могут быть плановыми -ремонты, постановка на которые осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; и неплановыми - без предварительного назначения. В свою очередь, плановый ремонт может быть регламентированным, выполняемым с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта; и ремонтом по техническому состоянию, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно- технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием изделия. Неплановый ремонт проводится целью устранения последствий отказов или происшествий.
Методы ремонта классифицируются по принадлежности ремонтируемых частей и организации их выполнения. По принадлежности ремонтируемых частей метод может быть обезличенным или необезличенным и. при выполнении которых может не сохраняться (обезличенный) или сохраняться (необезличенный) принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру изделия.
По организации выполнения методы ремонта подразделяют на агрегатный - обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными; поточный метод ремонта, выполняемого на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом; а также метод ремонта эксплуатирующей и специализированной организацией, фирменный метод, выполняемый предприятием-изготовителем.
Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения, например
электродвигатель, редуктор, насос и т.д. Замена агрегатов может выполняться послеотказа изделия или по плану. Противоположностью агрегатного метода ремонта является детальный, при котором заменяются или восстанавливаются отдельные детали, вышедшие из строя.
Показателями системы технического обслуживания и ремонта являются:
- средняя продолжительность (трудоемкость, стоимость) технического обслуживания (ремонта) - математическое ожидание продолжительности (трудоемкости, стоимости) одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенные период эксплуатации и наработку;
- средняя суммарная продолжительность (трудоемкость, стоимость) технических обслуживании (ремонтов) - математическое ожидание суммарной продолжительности (трудоемкости, стоимости) технических обслуживании (ремонтов) за определенные период эксплуатации или наработку;
- удельная суммарная продолжительность (трудоемкость, стои мость) технических обслуживании (ремонтов) - отношение средней суммарной продолжительности (трудоемкости, стоимости) технических' обслуживании (ремонтов) к заданной наработке;
- коэффициент готовности - вероятность того, что изделие окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме; планируемых периодов, в течение которых применение изделия по назначению не предусматривается;
- коэффициент технического использования - отношение математического ожидания суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состоянии за некоторый период к математическому ожиданию суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состояний и простоях, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период;
- готовность парка изделий - отношение числа работоспособных изделий к общему числу изделий парка в рассматриваемый момент времени.
Показатели системы технического обслуживания и ремонта позволяют оценить затраты времени, труда и средств на ТО и ремонты и содержат затраты, как обусловленные конструкцией и техническим состоянием изделия, так и обусловленные организаций, технологией выполнения ТО и ремонтов, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды и т.д.
Система технического обслуживания и ремонта техники основывается на нормативах, основными из которых являются: длительность ремонтного цикла и цикла технического обслуживания, периодичность технических обслуживании (ремонтов), условные единицы ремонтной сложности и категории сложности ремонта, нормативы трудозатрат и простоя техники при выполнении различных видов ТО(ремонтов).
Ремонтный цикл и цикл технического обслуживания - это соответственно наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды ремонта и периодического технического обслуживания. Это период работы техники (машин, оборудования) между вводом ее в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом или между двумя следующими друг за другом капитальными ремонтами.
Длительность ремонтного цикла устанавливается для каждого вида и марки техники в
зависимости от срока службы основных базовых сборочных единиц и агрегатов, условий эксплуатации и конструктивных особенностей. Для некоторых видов техники, например лесозаготовительных машин и оборудования, он установлен в часах наработки (моточасы, машино-часы) между капитальными ремонтами, для автомобильного транспорта - в километрах пробега.
Для металло- и деревообрабатывающих станков продолжительность ремонтного цикла определяют по формуле учитывающей норматив ремонтного цикла, коэффициент серийности, вид обрабатываемого материала и другие параметры.
Перечень и последовательность выполнения в ремонтном цикле видов технического обслуживания и ремонтов представляет собой структуру ремонтного цикла, которая зависит от назначения техники, ее сложности и условий эксплуатации. Так, например, структуру ремонтного цикла для легких и средних станков с массой до 10 т и сроком службы до 10 лет можно представить в следующем виде:
К-О-Т-О-Т-О-С-О-Т-О-Т- О-К,
где К - капитальный ремонт; О - техническое обслуживание (осмотры); Т - текущий ремонт; С - средний ремонт.
Период работы оборудования между двумя очередными ремонтами, например между капитальным и текущим либо между текущими или между текущим и средним - межремонтный период, рассчитывают по формуле учитывающей количество средних и текущих ремонтов, периодичность техобслуживания, время работы оборудования и другие параметры.
Под категорией ремонтной сложности понимается степень сложности ремонта станка, сборочной единицы, которая зависит от его технических и конструктивных особенностей, размеров обрабатываемых деталей, точности их изготовления к особенности ремонта. Условным показателем, характеризующим нормативные затраты на ремонт оборудования первой категории сложности, является ремонтная единица. За единицу ремонтной сложности механической части принята ремонтная сложность условного оборудования, трудоемкость капитального ремонта которого в условиях ремонтного цеха машиностроительного предприятия равна 50 ч, а за единицу ремонтной сложности электрической части оборудования при ремонте в тех же условиях - 12,5 ч.
В свою очередь, ремонтосложность механической части оборудования складывается из ремонтосложности кинематической и гидравлической его частей; электрической части - из ремонтосложности электроаппаратов, приборов, электродвигателей и проводки. Для упрощения расчетов трудоемкости ремонтных работ всех видов введены коэффициенты, позволяющие переводить практически любые виды ремонтных работ в приведенное значение, т.е. в единый измеритель ремонтосложности различных видов ремонта разных частей оборудования.
Таким образом, для приведения объема ремонтных работ различных станков (оборудования), их агрегатов к сравнимым величинам пользуются условной единицей ремонтной сложности. Отношение трудоемкости ремонта каждого типа и марки станка, агрегата к условно принятой единице ремонтосложности позволяет установить количество единиц, характеризующих категорию (группу) сложности ремонта, т.е. коэффициенты приведения по трудоемкости к условной единице ремонтной сложности. С помощью единицы ремонтной сложности и коэффициентов приведения выражают суммарную трудоемкость ремонтных работ в масштабе цеха, участка и предприятия в целом.
Суммарная трудоемкость ремонтных работ может быть определена по формуле
учитывающей количество капитальных, средних и текущих ремонтов и ТО,
трудоемкость и другие характеристики.
Документом, позволяющим осуществлять контроль за работой ремонтной службы участка, цеха, предприятия, является график технического обслуживания техники (машин, оборудования). В его графах показывают не только виды технического обслуживания и текущий ремонт с указанием времени простоя по каждой машине, но и по данным первичного учета фактическую наработку. Такие графики позволяют согласовывать сроки поставки оборудования на техническое обслуживание и текущий ремонт, обеспечить равномерную загрузку площадей и оборудования ремонтных подразделений, выявлять конкретные причины отклонения фактических показателей от плановых. Их выполнение способствует повышению коэффициента технической готовности и продлению срока службы техники.
Технологическим элементом системы технического обслуживания и ремонта техники является диагностика - совокупность мероприятий, необходимых для получения информации о техническом состоянии техники с целью прогнозирования ее ресурса, определения необходимого объема ремонтных работ, управления своевременным и качественным их выполнением. По своему назначению диагностика может быть специализированной и совмещенной с техническим обслуживанием и ремонтом.
Диагностирование машин и оборудования после плановой или нормативной наработки выполняется в целях установления потребности в капитальном и среднем ремонтах. Если они не нуждаются в таких видах ремонта, то при диагностировании выявляются объем и характер работ по текущему ремонту.
Повышение уровня технической оснащенности современных предприятий приводит к их насыщенности различными видами техники, цены на которую постоянно увеличиваются, а соответственно, возрастают и затраты на техническое обслуживание и ремонт. В этой связи возникает настоятельная необходимость в разработке наиболее эффективных форм и методов организации ремонтного хозяйства, обоснования экономической целесообразности выполнения капитального ремонта, которую следует определять сравнением общей суммы затрат на ремонт и эксплуатацию техники за ремонтный цикл после капитального ремонта и затрат, связанных с ремонтом и эксплуатацией новой техники, не прошедшей капитальный ремонт, т.е. за первый ремонтный цикл.
Управление системой технического обслуживания и ремонта техники (планирование, управление, связь, организация) осуществляется на предприятиях службой главного механика во взаимодействии с цеховыми, другими службами и отделами предприятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
Основными задачами организации энергохозяйства являются:
– бесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии;
– рациональная эксплуатация энергооборудования;
– экономия топливно-энергетических ресурсов.