Характеристика этапов урока

Технологическая карта урока

Предмет____________________________________________________________

Класс_______________________________________________________________

Автор УМК__________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________

Тип урока____________________________________________________________

Этап урока   Деятельность учителя Деятельность учащегося
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
               

Что такое технологическая карта урока по ФГОС?

В контексте перехода российской системы школьного образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, технологическая карта урока представляет собой современную форму технологической документации, целью которой является проектирование учебного процесса, планирование взаимодействия учителя и учеников. Технологическая карта урока – это представление урока в графической форме (в виде таблицы), которое позволяет структурировать занятие в соответствии с выбранными параметрами. Использование технологической карты урока как современной формы планирования в образовательном процессе позволяет учителю эффективно организовать свою деятельность, наладить эффективный учебный процесс, а также реализовать заложенные во ФГОС второго поколения принципы деятельностного подхода (умение учиться и активно использовать приобретенные навыки), т.е. помочь учащимся достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Помимо этого, составление технологической карты урока дает возможность существенно сократить время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятиям.

Отличия технологической карты и конспекта урока

Основное отличие технологической карты урока от плана-конспекта заключается в том, что последний зачастую лишь отражает ход занятия и не содержит в себе обоснования выбора использованных методов и форм обучения. Из-за наличия только содержательной стороны занятия в плане-конспекте проведение его системного педагогического анализа становится затруднительным. Использование же технологической карты урока позволяет на стадии подготовки к занятию детально проработать его стадии, провести многостороннюю оценку различных видов, методов и средств учебной деятельности для каждого этапа урока. Помимо системного подхода технологическая карта урока дает возможность провести его аспектный анализ. К примеру, такой анализ может включать в себя оценку степени реализации учителем целей занятия, использования способов стимуляции познавательной деятельности, осуществления учителем контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

Структура технологической карты урока

В структуре технологической карты можно выделить три основные части:

1. Целеполагание (что необходимо достичь). К данной части технологической карты относятся тема урока, цель урока, планируемый результат, направленность урока в контексте развития личности обучающегося.

2. Инструментальная часть (средства, необходимые для достижения цели). Данная часть включает задачи урока, тип урока, комплекс учебно-методических средств.

3. Организационно-деятельностная часть (планирование действий). К этой части, в первую очередь, относится план урока в форме таблицы-схемы.

Образец технологической карты урока

1. Ф.И.О. учителя: _____________

2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока: ______________________

3. Тема урока:_______________________

4. Роль урока в изучаемой теме:_______

5. Цель урока:________________________

6. Работа обучающихся на уроке (степень активности): _______________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока:_____________________________________________________

Характеристика этапов урока

Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы Форма организации занятия Деятельность учителя Деятельность учеников
             

Пример технологической карты урока технологии

Урок технологии по теме "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни." 5-й класс

Цель урока: -формирование у обучающихся представлений об основных качеств интерьера кухни, его особенности

Задачи:

Образовательные –

1. На ранее полученном опыте и новых знаниях, формировать практические умения и навыки технологии оформления кухни.

Развивающие –

1.Осуществлять само- и взаимоконтроль.

2.Активизировать творческие способности.

3.Развивать и расширять кругозор обучающихся.

4.Развивать умения обсуждать работу в парах на этапе рефлексии.

Воспитательные – содействовать:

1. воспитанию умения работать в коллективе, культуры труда и общения, диалогического способа коммуникации;

2. воспитанию самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;

3. созданию условий для развития устной речи обучающихся в процессе урока;

4. воспитанию познавательной потребности, умению сопереживать, любви к народным традициям;

Профориентационная – знакомство с профессией – дизайнер.

Тип урока: общеметодологический

Формы работы учащихся:в парах, коллективная

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, брейкворд, тест, образцы оформления, маршрутный лист по типам и видам, словарь, лист рефлексии, шаблоны, ткань, ножницы, цветные карандаши, бумага, стиплеры, иголки швейные, отделочный материал, нитки, инструкционная карта

Словарная работа: квартира, кухня, интерьер, планирование, зонирование, стиль, декоративное убранство.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Формирование мотивации изучение темы, эстетических чувств, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация Знания: о требованиях к интерьеру кухни, вариантах планировки. Способах размещения оборудования. Умения: применить знания, полученные теоретические знания на уроке на практике. Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие.

ХОД УРОКА

Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Приёмы, УУД
1. Организационный момент Активация учащихся. Настроить учащихся на работу. – Добрый день! - Представление гостей. - Беседа о различии и сходстве человека и животного. - Передача слова учителю географии Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся «Вызов» к открытию нового знания. Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности - Учитель географии, через презентацию, знакомит обучающихся с различными видами жилища, подводя обучающихся к пониманию темы урока. При анализе презентации делают вывод о том. Что в любом жилище есть очаг.     Познавательные: общеучебные – логические – выбор оснований и критериев для сравнения объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли.
3. Постановка цели и задач урока. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Подвести итог: очаг (сердце квартиры)— это место для приготовления пищи, обогрева, общения. Как современные людям называют очаг? Где в современном жилище находится очаг. Подвести учащихся к осознанию целей и задач. - Какова же тема урока? - С какого языка пришло это слово? (немецкого) - Как вы думаете о чем можно говорить про кухню целых два урока? - Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока. Но чтобы её достигнуть необходимо сделать шаги. Совместно работать, слушать и слышать, применить на практике свои знания. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.   Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:умение полно и точно выражать свои мысли.
4. Первичное усвоение новых знаний. Организовать осмысленное восприятие новой информации Организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Сейчас вы просмотрите фотографии кухонь. Будьте внимательны – вы должны ответить на вопрос: «Чем отличаются представленные кухни» Презентация «Типы и виды кухни» - Чем отличаются кухни? Все что вы сказали верно. Большую роль в любой кухне играет планировка. ПЛАНИРОВКА. -знакомство с планировкой через маршрутный лист.   Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
5. Физ. минутка Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление МЕБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ   Выполняют задание     Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.  
  Найти соответствие ( на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют фотографию   Мойка, микроволновая печь, шкаф для посуды, морозильная камера, мягкий уголок, посудомоечная машина, холодильник, вытяжка, плита, стул, стол обеденный, стол кухонный
6. Первичное усвоение новых знаний. (продолжение)     6. Первичная проверка понимания. Организовать осмысленное восприятие новой информации Задать вопросы на «новое» знание: - Как у вас в кухне располагается мебель и оборудование? - Знаете ли вы, что в кухне для каждого оборудования и мебели есть свое место – зона. - При каких обстоятельствах вы встречались с этим словом?   - Что такое зона? - межпредметные связи   -Учебник (с.11) прочитайте. какие бывают зоны на кухне, какое оборудование и мебель к какой зоне относится? Отвечают на вопросы. Работают по учебнику. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного и учебника
7. Закрепление и применениеполученных знаний. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, БРЕЙКВОРД (приложение)   - Как можно украсить и оформить кухню? -Как это назвать одним словом? - Какие плоскости несут цвет в кухне? - На какие две группы делятся цвета? - Почему я задала этот вопрос? - Кухни бывают светлые и темные в зависимости от их расположения. Светлые – холодный цвет, темные – в теплый цвет.   Разгадывают брейкворд в парах.   Отвечают на вопросы?   Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное и практическое взаимодействие в парах.
8. Закрепление и применениеполученных знаний на практике. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, приобрести умения и навыки   - Сообщает о выполнении творческого проекта Проводит вводный, текущий и заключительный инструктажи. Практическая работа проводится по плану с демонстрацией учителем отдельных приемов работы. Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене проводится в форме беседы. Выполняют по инструкционным картам Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: осознавать успешность своей деятельности Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
8.Рефлексия деятельности 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. - Какова была ваша учебная задача? - Чему вы научились на уроке? - Где можно применить полученные знания? - Какие затруднения у вас возникли? Выполнить тест по теме Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, Заполняют лист самооценки Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности
9. Информация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания Домашнее задание: По учебнику стр. 10-19, найти в Интернете фото кухонь разных стилей. Ресурсный центр.   Записывают домашнее задание Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
           

Наши рекомендации