Характеристика этапов урока

Разработка технологической карты урока

Дата публикации: 27.05.2011

Раздел: Архив

Количество просмотров: 14280

Источник: Журнал "Управление начальной школой" № 10, 2010 года

  • Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса
  • Пример технологической карты урока по теме "Слова с непроизносимыми согласными"
  • Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса

И заместитель директора школы, и учитель в условиях интенсификации и оптимизации управления начальной школой должны повышать научный уровень анализа и самоанализа урока. Поможет в этом составление технологической карты урока.


Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями. Пример технологической карты урока, разработанной в ГОУ "Прогимназия № 45" г. Москвы, представлен в приложении 1.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся (приложение 2).

наверх

Пример технологической карты урока

Приложение1

1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________.

2. Класс: ________________. Дата: ______________. Предмет: русский язык . № урока по расписанию: _________________________.

3. Тема урока: "Слова с непроизносимыми согласными" _ _________.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме_____________________________________________________.

5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести

способ проверки данной орфограммы, развить коммуникативные навыки jбучающихся ________ ________ __ .

Характеристика этапов урока

Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Постановка темы и цели урока Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы На доске написаны слова "гру…ный", "грустный" и текст по пунктам: Признаки орфограммы. Какие бывают непроизносимые согласные. Как проверить? Словарь. Проверь себя Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока Ф Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока Дописывают [ст] на доске и в тетради, производят взаимо-оценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока
Освоение нового материала Непроиз­носи­мые согласные Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные Те же слова на доске, правило в учебнике Наблюдение, работа с текстом (сравнение) Ф Указывает объект наблюдения Называют "опасные" сочетания звуков [сн], [зн], непроизносимые согласные буквы ("т", "д"), читают правило, добавляют букву "л"
  Способ проверки   Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфо-граммы Для сравнения предлагается слово "грусть", правило в учебнике Наблюдение, работа с текстом (сравнение) Ф, П Организует подводящий диалог, уточняет правило Записывают однокоренные существительные, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют [сл' ]
Проверка понимания способа действия На доске слова: "ярос…ный", "вкус…ный" Доказательство Ф Дает образец короткого доказательства Объясняют написания слов
Первичное закрепление нового материала Освоение способа проверки Листы со словами (3 набора с разными словами). Пример одного набора слов: "чес…ный", "вкус…ный", "лес…ница", "хвас…ливый" Самостоятельная работа, рефлексия, контроль Г Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями По очереди вписывают букву, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию
Выявление словарных слов Слова "лестница", "праздник", "чувство" Хоровое чтение Г Помещает слова на доску Читают хором с листов групповой работы
Самопроверка Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы Пять слов с листов групповой работы и одно новое слово Диктовка, самопроверка, самооценка И Диктует слова Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку
Подведение итогов Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей План на доске, составленный в начале урока Рефлексия, контроль Ф Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в
работу
_______________________________.

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей_____________________________________________.

наверх

Наши рекомендации