Характеристика этапов урока

Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О. учителя:Мазуренко Елена Александровна

2.Класс:5

3. Предмет:история

4. Тема урока:«Восстание рабов в Древнем Риме».

Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире.

Задачи:

  • Образовательная – способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
  • Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению;
  • Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;
  • Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2003 г.,
  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • презентация,
  • отрывки документа Плутарх «Марк Красс»
  • контурная карта «Восстание Спартака»

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)

- осуществлять целеполагание

- планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- владеть смысловым чтением

- реализовывать исследовательскую деятельность

- искать информацию

- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

- установливать причинно-следственные связи.

- анализировать

В области коммуникативных УУД:

- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

- осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.

- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

Тип урока – изучение нового материала

Педагогическая деятельность была построена на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в группах).

На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,

С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.

Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание носит творческий характер.

Характеристика этапов урока

Этап урока Методы и приёмы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Организационный момент Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.   Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значимых событий в истории этого Великого государства Древности. Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Через палитру настроения покажите свою готовность к уроку. Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового. Приветствуют учителя и гостей.     Показывают смайлики настроения. Личностные УУД: Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему)
2. Актуализация знаний. Цели: -установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; -устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.   - социальный (работа в группах). - словесный (беседа);     Проблемное задание. Давайте определимся с темой урока. Для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чём говорится в тексте? «Свобода! Свобода! Богиня богинь! Когда нападут легионы врагов, В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнёт, Пусть самый ленивый оружье возьмёт. Свобода! Свобода! Богиня богинь!» Организует работу обучающихся в группах. А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме. Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по любимому цвету. Каждой группе даётся задание, которое она должна выполнить за 3 минуты. Я могу спросить любого из группы и по его ответу будет оценена вся группа. Задание 1 группе: источники рабства. Задание 2 группе: применение труда рабов. Задание 3 группе: Отношение к рабам. Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме. Проблемный вопрос: подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? Итак, тема нашего урока: «Восстание рабов в Древнем Риме». Высказывают свои предположения (О борьбе рабов за свободу)   Работа в группах.   1 группа: 1. завоевания 2. дети рабов 3. ограбление провинций 2 группа: 1. в с/х: на виллах рабовладельцев 2. прислуга в доме рабовладельца 3. рабы-гладиаторы 3 группа: 1. работа от зари до зари 2. кормили впроголодь 3. подвергали истязаниям. 4. не заботились о здоровье. Высказывают предположения: заговорам, неподчинению, восстаниям. Записывают в тетрадь тему урока. Регулятивные УУД: Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса) Коммуникативные УУД: - организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. Познавательные УУД: Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме Логические: установление причинно-следственных связей.    
3. Целеполагание. Цели: -подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока; -организовать составление совместного плана действий;   - дедуктивный (от общего к частному).   - познавательный   Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока. Какова цель нашего урока? Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме. Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Каковы причины восстания? 2. Ход восстания. 3. Итоги восстания. 4. Значение восстания. Участвуют в постановке цели и задач урока. Высказывают предположения   Регулятивные УУД - осуществление целеполагания - планирование путей достижения цели.    
4. Открытие нового знания. Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала - содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) - обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. по источнику знаний: - словесные (объяснение, беседа); - наглядные (демонстрация презентации); - практические (работа с картой, работа с историческими документами)   по характеру познавательной деятельности: - объяснительно – иллюстративный по принципу распределения знаний: - восприятие нового материала;   по характеру движения мысли: - дедуктивный (от общего к частному).   методы мотивации: - эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов). - познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт). - социальные (работа в группах).   1.Определяет задачу для обучающихся и способы её решения. Причины восстания. Мы продолжаем работу в группах. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документ, определите причины восстания. (7 минут) Физминутка Ребята, давайте на минутку отвлечёмся и зайдём на рынок. На торгу мы побывали Много всякого видали! Разбегаются глаза И вертится голова. Я увидеть всё хочу, Может что-нибудь куплю. Для начала шёлк помну, Лисий мех приподниму, Да немного потрясу. 2. Определяет задачу для обучающихся и способы её решения.   Ход восстания: Учитель: Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие. Просмотр видеофрагмента. Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их. Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 235. (10 минут) 3.Ораганизует взаимопроверку. 4. Подводит итоги восстания: Как вы поняли из видеофрагмента, чем закончилось восстание? Вопрос к видеофрагменту? Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение? 4. Определяетзначение восстания: Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.     Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины восстания. Причины восстания: 1. недовольство рабов своим положением 2. насильное обучение военному делу 3. несправедливое отношение хозяина   Работа в группах. Заполнение контурных карт после просмотра видеофрагмента   Проверка выполнения задания другой группы по вопросам к контурной карте. Отвечают на поставленный вопрос: Восстание закончилось поражением. Высказывают предположения 1. Неопытность воинов армии Спартака. 2. Отсутствие чёткого плана действий восставших. 3. Обман пиратов. Познавательные УУД: Общеучебные: -владение смысловым чтением - реализация исследовательской деятельности - поиск информации - структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий Логические: -анализ -выделение причинно- следственных связей Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание   Регулятивные УУД: - самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале - самостоятельный контроль своего времени
5. Применение нового знания. Цели: -обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. - познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт). - социальные (работа в группах).   Организует работу с кроссвордом. Заполняют кроссворд. Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
6. Рефлексия Цели: - выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий; -выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся; -обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. - эмоциональные (поощрение,).   Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке. Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок. Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке. Регулятивные УУД:саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)  
7. Домашнее задание. Цель: -обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.   Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Составить рассказ от имени участника восстания. Записывают задание в дневник.  

Наши рекомендации