Скорость хода морских транспортных судов.

Скорость хода — важнейшая эксплуатационно-техническая характери­стика судна. Она влияет на провозную способность судна, на время, затрачи­ваемое на перемещение грузов и пассажиров, и в значительной мере на вели­чину эксплуатационных затрат на топливо.

Скорость хода различных судов, в зависимости от их размеров и назначе­ния, колеблется в следующих пределах:

Грузовых судов....................................................от 10 до 19 узлов

Грузо-пассажирских судов............................... от 12 до 20 »

Крупных океанских пассажирских судов............. 20 узлов и выше

В практике эксплуатации транспортного флота важное значение имеют: техническая скорость судна v при данной мощности машин; дальность плава­ния при данных запасах топлива и заданной скорости; расход топлива в зави­симости от скорости; средняя путевая эксплуатационная скорость v3 в зависи­мости от навигационных условий плавания.

Техническая скорость судна v устанавливается на основе теплотехниче­ских испытаний как постоянная рабочая скорость, которая выдерживается в течение длительного времени при нормальном режиме работы судовых ма­шин на обычном для них сорте топлива, при чистом корпусе, достаточном по­гружении винта и волнении моря, не превышающем 3 баллов. Величина этой скорости указывается в заказе на постройку судна и проверяется на ходо­вых испытаниях на мерной миле при приемке судна.

Техническая скорость хода судна с грузом v и в балласте v& устанавли­вается механико-судовой службой пароходства и заносится в паспорт судна. Поэтому иногда техническую скорость называют паспортной.

Техническая скорость является нормативом, применяемым при техни­ческом планировании работы судна.

Средней путевой эксплуатационной скоростью vэ называется скорость, достигнутая судном в конкретных условиях работы за определенный период времени. Путевая скорость является величиной учетно-статистической. Вы­числяется она по формуле

vэ = ΣL

где ΣL — расстояние, пройденное судном за данный период времени, мили;

tx — время, затраченное на движение судна в море, час; в это время включаются задержки в пути вследствие шлюзования, прохождения каналов, по организационным причинам (прием и высадка лоцмана и т. п.).

Кроме того, суда имеют разный материал винтов, неодинаковый пропуль-сивный коэффициент полезного действия, различные системы приводов и раз­ную степень автоматизации управления. Гидромеханический комплекс судов играет важную роль в эксплуатации судна, от него зависит ходкость иуправ­ляемость, а также другие мореходные и эксплуатационные качества судна.

Глава 7. 5. Архитектурно-конструктивные типы судов.

Современные морские транспортные суда по архитектурно-конструктив­ным особенностям делятся на два основных типа — полнонаборные суда и суда со сплошными (непрерывными) надстрой­ками.

В соответствии с типом устанавливают высоту надводного борта судна, а следовательно, и его осадку. Высоту надводного борта, обеспечивающую не-

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 28. Шельтердечное судно

обходимый запас плавучести, определяют, исходя из прочности конструкции судна. Увеличение осадки судна и соответственно уменьшение высоты его надводного борта зависит от того, насколько прочной является верхняя палуба и верхние части бортов судна.

У полнонаборного судна верхняя палуба непрерывная, прочность ее соответствует геометрическим размерам судна и прежде всего отношению его длины к высоте борта, а поперечные водонепроницаемые переборки доведены до верхней палубы, от которой и рассчитывается надводный борт для этих судов. Следовательно, полнонаборные суда имеют минимальный надводный борт, определяемый необходимым запасом плавучести.

У судов с непрерывными надстройками корпус облегченной конструкции. Их надводный борт считается не от верхней палубы, как у полнонаборных, а от той, до которой доходят переборки,— обычно от второй палубы. Суда с непрерывными надстройками обладают значительно более высоким надводным бортом.

Из сказанного следует, что грузоподъемность двух судов разных архи­тектурно-конструктивных типов, имеющих равные объемные характеристики, неодинакова.

В настоящее время в чистом виде морское грузовое судно со сплошными надстройками встречается довольно редко. Оно уступило место так называе­мому шельтердечному судну, у которого водонепроницаемые пере­борки, за исключением таранной, доведены только до второй палубы. К шель-тердечным судам относится, например, теплоход типа «Фрязино» (рис. 28).

У шельтердечных судов нижняя палуба условно считается наружной, подверженной воздействию волн, на основании чего объем помещений, за­ключенных между этой палубой и верхней, не включается в регистровый тон­наж. Следовательно, шельтердечныесуда в сравнении с полнонаборными имеют пониженный регистровый тоннаж, в результате при его использовании умень­шаются некоторые эксплуатационные издержки» в частности портовые сборы и пр.

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 29. Судно с избыточным надводвым бортом—хлопколесовоз

Сферы наивыгоднейшего использования полнонаборных или шельтердеч-ных судов зависят от того, что в данных конкретных условиях эксплуатации имеет преимущественное значение—дедвейт или грузовместимость. Полнонабор­ные суда наилучшим образом приспособлены для перевозок тяжелых грузов, а шельтердечные — для легких, главным образом, генеральных грузов. Кроме того, вследствие пониженного регистрового тоннажа шельтердечные суда вы­годно использовать на непродолжительных рейсах с не­сколькими портами заходов, а полнонаборные — на пря­мых рейсах большой протяженности, когда величина дедвейта играет большую роль, чем грузовместимость.

По внешнему виду архитектурно-конструктивный тип судна определяется его посадкой в воде в полном грузу. Как уже говорилось, полнонаборные суда имеют низкую посадку — минимальный надводный борт, а шельтердечные — более высокую, т. е. избыточный надводный борт. Однако последнее, хотя и является характерным для шельтердечных судов, но не является для них определяющим. Избыточный надводный борт могут иметь суда, у которых водонепроницаемые переборки доведены до верх­ней палубы. У таких судов надводный борт исчисляется от верхней палубы, но осадку у них допускают меньшую, чем у полнонаборных, в связи с чем размеры всех связей корпуса у них берут уменьшенными. Суда этого типа строят для того, чтобы иметь повышенную грузовместимость трюмов и умень­шенную осадку судна (рис. 29).

Шельтердечные суда в сравнении с полнонаборными имеют пониженные мореходные качества из-за открытых обмерных отверстий. Поэтому в 1963 г. на третьей сессии Межправительственной Морской Консультативной Орга­низации были одобрены рекомендации Комитета по безопасности на море по закрытию на судах всех шельтердечных и других «открытых» пространств. Комитет рекомендовал до установления универсальной системы обмера судов ввести в действующие в настоящее время национальные Правила обмера судов

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 30. Тоннажная марка

условия, по которым те пространства, которые считаются открытыми и в связи с этим вычитаются из валовой вместимости, могут быть закрыты на все время и в то же время оставаться вычтенными.

В соответствии с указанным решением в 1965 г. на всех шельтердечных судах, совершающих заграничное плавание, непостоянно закрываются все обмерные отверстия; на всех судах с раздельными надстрой­ками открытые помещения или закрываются, или устанавливаются навесные водонепроницаемые двери взамен существующих обмерных отверстий. На этих, а также на других двухпалубных судах и судах с большим числом палуб наносятся тоннажные марки, которые в принципе соответствуют грузовым маркам, определенными Правилами о грузовой марке Регистра для шель­тердечных судов.

Знак тоннажной марки состоит из горизонтальной линии длиной 380 мм, толщиной 25 мм и соприкасаемой к этой линии в середине ее длины вершины перевернутого треугольника с размерами сторон 300 мм и толщиной линии 25 мм. От горизонтальной линии на расстоянии 1/48 осадки на тоннажную марку наносится линия пресной воды длиной 230 мм и толщиной 25 мм (рис. 30).

Тоннажная марка отмечается на каждом борту судна посредине его длины, несколько в корму от грузовой марки (на расстоянии 540-:-2000 мм).

Тоннажную марку наносят следующим образом. Замеряют натуральную длину судна по второй палубе между двумя точками, из которых носовой точкой является место соеди­нения нижней поверхности этой палубы с форштевнем, или с внутренней поверхностью обшивки, или со шпангоутом, а кормовой точкой — место соединения нижней поверх­ности этой палубы с внутренней поверхностью обшивка или с внутренними кромками шпан­гоутов в диаметральной плоскости судна.

Вычисляют надводный борт от теоретической линии второй палубы по специальным таблицам тоннажных марок, построенных исходя из длины судна по второй палубе и из теоретической высоты борта до второй палубы. Палубную линию второй палубы не нано­сят на борта судна, но понимается при этом, что она совпадает с теоретической линией этой палубы.

При нанесении тоннажной марки верхней палубой считается верхняя непрерывная палуба, подверженная действию моря и погоды, имеющая постоянные средства закрытия всех отверстий в наружной части. Отверстия в бортах судна ниже этой палубы должны быть снабжены средствами для водонепроницаемого закрытия, за исключением отвер­стий, расположенных в корму от поперечной водонепроницаемой переборки, которая уста­новлена в корму от баллера руля.

Второй палубой считается палуба, расположенная ниже верхней непрерывной па­лубы. Она должна быть непрерывна в продольном направлении, по крайней мере между переборками пиков, непрерывна в поперечном направлении и являться составной и по­стоянной частью конструкции судна и с соответствующими закрытиями на всех главных люках.

Вырезы в районе шахты машинного отделения, отверстия для трапов и сходов, шахт, цепных ящиков, коффердамов, а также уступы, общая высота которых не превышает 1220 мм, не считаются нарушающими непрерыв­ность палубы.

Если во второй палубе имеются уступы, то при нанесении тоннажной марки для ее отсчета принимается равнообъемная линия, которая рас­считывается так, как это показано на рис. 31.

При определении вместимости судна, имеющего тоннажную марку, руководст­вуются следующими правилами: если тон­нажная марка не находится под водой, валовая и чистая вместимость определяет­ся с вычетом тех пространств, которые под­ходят под вычет, а именно, которые за­крыты на все время, но которые, если бы имели отверстия, были бы освобождены от включения в валовую вместимость на осно­вании действующих Правил обмера судов. Если тоннажная марка находится под во­дой, валовая и чистая вместимость определяется пространств. Если указанные пространства, вычтен, находятся на или выше самой

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 31. Расчет равнообъемной линии

без вычета упомянутых объем которых может быть верхней сплошной палубы, они должны быть освобождены от включения в валовую вместимость независимо от осадки. Если же эти пространства находятся в пределах самого верхнего твиндека и при этом тоннажная марка не находится под водой, эти про­странства должны быть освобождены от включения в валовую вместимость, если, с другой стороны, тоннажная марка находится под водой, эти пространст­ва включаются в валовую вместимость.

Таким образом, у судов, которые будут иметь тоннажные марки, ре­гистровая вместимость (валовая и чистая) будет характеристикой перемен­ной, зависящей в каждом рейсе от загрузки судна относительно тоннажной марки.

Указанные типы морских транспортных судов имеют ряд архитектурных разновидностей, которые определяются количеством и размещением на судне надстроек и рубок, а также общим архитектурным видом судна.

Различают три вида надстроек:

носовую - бак, которая служит для увеличения запаса плавучести носовой части судна, уменьшает килевую качку при входе носа в воду и защищает палубу судна от носовой волны;

среднюю, которая увеличивает общую прочность судна и защищает сходы и световые люки машинно-котельного отделения от бортовой волны;

кормовую - ют, которая защищает рулевое устройство и палубу от кормовой волны.

Помещения, образуемые надстройками, имеют различное назначение. Обычно в баке устраивают кладовые для тросов, фонарей, красок, а на палубе бака размещают якорное устройство. Раньше в помещениях бака часто устраи­вали помещения для рядовых членов команды, но вследствие того, что это наиболее неудобное для жильн и опасное для жизни место размещения экипажа, на новых судах жилые помещения устраивают либо в средней надстройке, либо в кормовой. Судно, имеющее все три надстройки — бак, среднюю и ют, называют судном трехостровного типа. На рис. 32 представ­лен архитектурно-конструктивный вид судна трехостровного типа «Волголес». Суда предназначены для перевозки леса и зерна, грузоподъемность для леса 5000 т (от 1800 до 1900 стандартов), скорость 15 узлов, построены на класс Регистра УЛ*Р скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru С; однопалубные, одновинтовые, полнонаборные трехостровного типа с баком, средней надстройкой и ютом, машинно-котельное отделение расположено в средней части судна, имеют четыре трюма, палуба рассчитана для приема одной трети леса от полной грузоподъемности,

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 32, Трехостровное судно со средней надстройкой

люковые закрытия механические; корпус стальной, сварной, за исключе­нием клепаных верхнего скулового пояса и угольника ватервейса, набран по поперечной системе, для перевозки леса предусмотрен высокий фальшборт с гнездами для стоек, для перевозки зерна имеются шифтинги съемной конструкции; грузовое устройство — де­вять стрел грузоподъемностью по 3—5 т и одна стрела тяжеловесная; руль — обтекае­мый, на петлях, полностью сварной, заполненный смолой и опилками, для защиты гребного винта от льда в кормовой части к обшивке приварены защитные перья сварной конструкции; силовая установка — дизель двухтактный, крейцкопфный, с турбонаддувом и снабженный устройством для сжигания тяжелых сортов топлива; мопшость двигателя 4 500 э. л. с.

К этому же типу судна относят суда, имеющие вместо средней надстройки обширную среднюю рубку. На рис. 33 показано архитектурное строение турбохода.

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 33. Трехостровкое судно с обширной средней рубкой

Суда предназначены для перевозки генеральных грузов и зерна; грузоподъемность 13400 т для насыпных и 10400 т для генеральных грузов; скорость хода 18,5 узла; суда построены па класс Регистра Л*Р скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru С; одновинтовые, двухпалубные, полнонабор­ные трехостровного типа с баком, ютом и средней рубкой, расположенной между третьим и четвертым трюмами, машинное отделение размещено в средней части судна, имеют шесть трюмов и 8 твиндеков, в том числе 2 верхних, люки с механическим закрытием; корпус стальной, сварной, за исключением клепаного соединения ширстрека с палубным стрин­гером, набран по смешанной системе; грузовое устройство — шестнадцать пятитонных и четыре десятитонные стрелы, две стрелы грузоподъемностью по 60 т, на новых судах этого типа грузовое устройство представлено электрокранами; руль обтекаемый; си­ловая установка — турбозубчатый агрегат, состоящий из двухкорпусной паровой тур­бины, вращающей гребной вал через зубчатый редуктор, в корпусе которого встроен упор­ный подшипник; номинальная мощность на фланце редуктора ГТЗ 13000 л. с, максималь­ная — 14300 л. с.

Часто рубки устраивают и в кормовой части судна. Разница между над­стройкой и рубкой заключается в том, что первую по ширине доводят до бортов судна, а вторая не доходит до них, оставляя вдоль бортов проходы.

Средняя надстройка увеличенной длины может использоваться в качестве грузового помещения. Будучи доведена сравнительно близко до бака или юта, такая удлиненная надстройка образует своеобразный колодец между ней и баком или ютом. Такой архитектурно-конструктивный тип судна получил название колодезного. Из-за существенных недостатков, в частности ухудшения остойчивости судна (когда вода накапливается в колодце), суда этого типа не получили распространения.

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 34. Судно с удлиненным ютом

При удлинении концевых надстроек—бака или юта и слиянии их со сред­ней надстройкой получаются суда с удлиненным баком или удлиненным ютом. (рис. 34).

Универсальные суда, предназначенные для перевозки генерального груза, леса и зерна; грузоподъемность для генеральных грузов 8450 т и для грузоп с удельным погру­зочным объемом 1,54 м3/т 11050 т; скорость хода 17 узлов; одновинтовые, двухпалубные, полнонаборные с баком и удлинен­ным ютом, соединенным со средней надстройкой; машинное отделение расположено меж­ду трюмами четвертым и пятым, имеют пять трюмоп н пять твиндеков и грузовое помеще­ние на палубе н в корме; для зерна предусмотрены шнфтинги съемной конструкции, глав­ная палуба рассчитана для перевозки палубного груза; люковые закрытия—металличес-

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 35. Судно с удлиненным ютом без средней надстройки

кие люковые крышки с гидравлическим управлением; корпус стальной, сварной кон­струкции, смешанной системы набора; грузовое устройство — 4 электрокрана грузо­подъемностью по 5 т идве тяжеловесные стрелы грузоподъемностью 60 и 40 от; руль — полубалансирный, обтекаемый; силовая установка — дизель двухтактный, реверсивный, крейцкопфный с турбонаддувом мощностью 9000 з. л. с.

В помещениях удлиненного бака или юта часто устраивают грузовые и пассажирские помещения. Однако соединение бака или юта со средней над­стройкой не всегда является характерным признаком для судов этого типа, так как имеются суда, которые не имеют средней надстройки, а практически имеют одну кормовую надстройку и вместе с этим имеют удлиненный бак или удлиненный (рис. 35).

Теплоходы-углерудовозы предназначены для перевозки руды и уг­ля; грузоподъемность 8900 т, скорость хода 14,3 узла, построены на класс Регистра Л*Р скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru С (руда); одновинтовые, однопалубные, полнонаборные с баком и удлиненным ютом, с бортовыми нижними к верхними цистернами, образующими двойной корпус по длине судна от кормовой переборки первого трюма до носовой переборки машинного от­деления, имеют пять грузовых трюмов; машинное отделение и все жилые и служебные по­мещения размещены в корме; люковые закрытия — металлические раздвижные с меха­ническим приводом; корпус стальной, сварной, за исключением двух клепаных барь­ерных швов, набран по поперечной системе, кроме главной палубы в районе грузовых трю­мов, где набор выполнен по продольной системе; грузовые средства — у каждого трюма имеется грузовой электрокран грейферного типа, полноповоротный грузоподъемностью 5 т; руль типа «Сиплекс», силовая установка — дизель простого действия с непосред­ственной передачей мощности на гребной вал мощностью 5400 э. л. С (рис. 36).

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 36. Судно с удлиненным баком

Универсальные суда типа «Полтава» предназначены для перевозки генерального и массового груза; грузоподъемность их при генгрузе 8000 т, при массовом грузе —

11200 т, скорость хода 17 узлов; суда построены на класс Регистра Л*Р скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru С; одновинтовые, двухпалубные, с парными люками, с двойным бортом и продольной переборкой в диаметральной плоскости, минимальным надводным бортом; полнонаборные, с удли­ненным баком и кормовой надстройкой; машинно-котельное отделение, жилые и служеб­ные помещения расположены в корме; люковые закрытия — металлические с резиновым уплотнением и механическим задраиванием — креплением при помощи гидравлического привода, на нижней палубе закрытие также металлическое, без комингса, заподлицо с па­лубой; корпус стальной, сварной, смешанной системы набора; грузовое устройство — 22 электрических крана грузоподъемностью 3—5 т каждый и одна тяжеловесная стрела грузоподъемностью 60 т силовая установка—дизель двухтактный, бескомпрессорный, простого действия, с газотурбинным импульсным наддувом мощностью 7500 э. л. с. на но­вых судах этого типа устанавливаются двигатели этого же типа, но с агрегатной мощностью 8750 э. л. с; особенность — принципиально новая конструктивная схема, в максималь­ной степени приспособленная к проведению грузовых операций скоростным методом с минимальной затратой физического труда рабочих и без применения внутритрюмной ме­ханизации,-

В качестве одной из разновидностей судов с удлиненным баком являются рефрижераторные суда, имеющие удлиненный бак почти по всей длине судна и среднюю рубку. Эти суда имеют избыточный надводный борт, часть их грузовых помещений, расположенных между главной палубой и палубой удлиненного бака, не засчитывается в регистровый тоннаж судна. К таким судам относится рефрижераторное судно типа «Арагви» (рис. 37).

Рефрижераторные теплоходы-банановозы типа «Арагви» предназначены для пере­возки бананов и других фруктов при температуре в холодильных помещениях плюс 12°, а также для перевозки мяса и других скоропортящихся грузов при температуре минус 18°; грузоподъемность при загрузке бананами 1400 т; скорость хода 18 узлов, построены на высший класс Германского Ллойда имеют подкрепления на класс Л Реги­стра; одновинтовые, двухпалубные, с удлиненным баком почти по всей длине судна, с рубками и машинным отделением, расположенным в средней части судна, имеет че­тыре трюма и твиндеки; в средней части судна на скуловых подворотах установлены бор­товые кили; корпус стальной, сварной, за исключением клепаного скулового пояса, наб­ран по поперечной системе; грузовое устройство — каждый грузовой люк обслуживают две стрелы грузоподъемностью по 5 т, стрела у люка № 2 грузоподъемностью 10 т; люковые закрытия выполнены из стальных складных лючнн, открывающихся и закрывающихся при помощи гидравлического устройства; специальные устройства — в каждом трюме с обоих бортов под главной палубой устроены лацпорты, для закрытой погрузки-разгрузки в зимнее время; на уровне второй палубы в трюмах № 1 и 4 также имеются лацпорты, каждый из трюмов оборудован закрытым грузовым элеватором, при помощи которого грозди бананов и ящики с фруктами можно доставлять с открытой палубы на любую, расположенную ниже палубу или обратно; система охлаждения грузовых трюмов — охлаждение в диапазоне от плюс 12° до минус 18° воздушное, система охлаждения возду­ха рассольная, хладагент — фреон 12, холодильная установка расположена в выгородке, занимающей кормовую часть машинного отделения; руль — подвесной, балансирный, обтекаемый; силовая установка - дизель с непосредственной передачей на винт, восьмицилиндровый, реверсивный, простого действия с турбонаддувом, мощность 7 250 э. л. с.

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 37. Судно с удлиненным баком почти по всей его длине

Обособленный архитектур но-конструктивный тип представляют к в а р-тердечные суда (с приподнятой кормовой палубой).

Этот тип характерен для судов небольших размеров до 2500—3000 т дедвейта. Применение квартердека на таких судах вызвано необходимостью уравновешивания судна на ровный киль, так как у небольших судов при рас­положении машин но-котельного отделения в средней части корпуса, когда туннель гребного вала размещен в кормовом трюме, появляется дифферент на на нос; при кормовом расположении машинно-котельного отделения примене­ние квартердека также оказывает благоприятное влияние на положение центра тяжести судна. К таким судам относится лесовоз «Котласлес» (рис. 38),

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 38. Квартердечное судно типа лесовоза

Теплоходы-лесовозы типа «Котласлес» предназначены для перевозки леса и зерна; грузоподъемность 3130 т; скорость 13,5 узла, построены на класс Регистра УЛ*Р скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru С; одновинтовые, однопалубные, полнонаборные с приподнятой кормовой па­лубой (квартердек). Машинное отделение и надстройка с жилыми я общественными поме­щениями и ходовым мостиком смещены в корму и находятся между трюмами № 3 и 4, имеют четыре грузовых трюма, палуба рассчитана на прием леса из расчета нагрузки 1,9/пАм3; люковые закрытия стальные, с механизированным приводом, открывающиеся лри помощи лебедок или кранов; корпус стальной, цельносварной, за исключением клепаного соединения ширстрека с палубным стрингером, набран по поперечной системе, кроме палубы в средней1 части, где она изготовлена по продольной системе; грузовое устройство—трюмы № 1 и 4 обслуживаются электрокранами грузоподъемностью по 3 т, между люками трюмов № 2 и 3 оборудована Л-образная мачта с двумя стрелами грузо­подъемностью 5 и 5—35 т; руль— полый, обтекаемой формы, конструкция верхней части пера руля предусматривает возможность работы во льдах; силовая установка — пятици-линдровый двухтактный главный дизель, реверсивный крейцкопфный с наддувом, мощность 2 900 э. л. с.

По архитектурному виду среди морских транспртных судов своими спе­цифическими особенностями выделяются пассажирские суда; суда колесной погрузки — паромы; наливные суда — танкеры; ледоколы.

Пассажирскиеотличаются от других судов прежде всего высокой посадкой в воде, большим развитием надстроек и палуб. Часто их строят с удлиненным баком. Большие пассажирские суда обычно имеют сплошную надстройку, как на судне типа «Иван Франко» (рис. 39).

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 39. Пассажирское судно со сплошной надстройкой

Пассажирское судно «Иван Франко» предназначено для перевозки пассажиров и багажа; пассажиров вместимость 750 мест; скорость хода 18 узлов; суда строятся на класс Регистра Л*P скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru C с ледовым усилением для плаваний в битом льду в сопровождении ледокола; суда —двухвинтовые, многопалубные, полнонаборные со сплошной надстройкой и с машинной установкой, сдвинутой в корму; имеется всего 396 кают, в том числе 24 одноместных, 189 двухместных, 79 четырехместных и 4 каюты матери и ребенка, а также большие веранды, прогулочные палубы, музыкальный салон, помещения для игр, кинозал, библиотека, курительный и другие салоны, рестораны, ба­ры и кафе, бассейны для взрослых и для детей; корпус судна стальной, за исключением рубок выше шлюпочной палубы, которые выполнены из легких сплавов, полностью свар­ной конструкции, кроме стрингерного угольника на прогулочной палубе, набран по по­перечной системе, разделен на 12 отсеков одиннадцатью водонепроницаемыми переборка­ми; руль полубалансирный обтекаемой формы; силовая установка — два дизельных двигателя, работающих на тяжелом топливе, нормальная мощность каждого дизеля 8800 э. л. с.

Суда колесной погрузки — железнодорожные и автомобильные паромы и трейлеры в первую очередь отличаются от других судов наличием кормовых или бортовых лацпортов, служащих для приема и съезда подвиж ного состава.

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 40. Железнодорожный морской паром с кормовым расположением лоцпортов

Они имеют также несколько палуб, в том числе палубы, обо­рудованные рельсами и другими путями, служащими для перемещения и раз­мещения подвижного состава (вагонов, автомобилей и трейлеров). На рис. 40 показано архитектурно-конструктивное строение парома «Советский Азер­байджан».

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 41, Танкер без средней рубки

Отличную от всех других судов архитектуру корпуса имеют наливные суда, у которых есть продольные переборки, пересекающиеся рядом попереч­ных переборок; переборки делят трюмы судна на ряд танков, отсюда эти суда называются танкерами. Междупалубное пространство танкеров в средней части судна используется для расширительных шахт, а в боковых частях — для летних (запасных) цистерн. Современные танкеры не имеют второй палу­бы. Их грузовые трюмы разделяют две продольные и ряд поперечных перебо­рок. Танкеры также отличаются друг от друга расположением рубок. Есть танкеры, которые имеют среднюю рубку, и есть наливные суда, не имеющие средней рубки. К последним относится судно типа (Лисичанск» (рис. 41).

Суда типа «Лисичанск» предназначены для перевозки всех сортов нефтепродуктов; грузоподъемность 32400 т; скорость хода 17,7 узла; строятся на класс Английского Ллойда с ледовыми подкреплениями; суда полнонаборные без средней надстройки, все жилые, служебные и общественные помещения, ходовой местик и машинное отделение расположены в кормовой части; грузовые танки разделены двумя продольными пере­борками, отстоящими на 7,5 м от диаметральной плоскости судна; средних танков 9, бор» товых 6, имеется сухогрузный трюм, грузовые отсеки отделены коффердамами; корпус

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 42. Танкер палубно-ящичной конструкции со средней рубкой

стальной, сварной; палубы, днища и борта набраны по продольной системе, палубы над­строек и рубок — по поперечной системе; грузовая система рассчитана на три сорта гру­за; систему обслуживают три грузовых центробежных насоса производительностью каж­дого 1100 м3/час; силовая установка —дизель двухтактный, простого действия, крейц-копфный с газотурбонаддувом, максимальная мощность 18 000 э. л. с, нормальная 15300 э. л. с.

Бывают танкеры своеобразной конструкции, относимые к судам палубно-ящичного типа. У этих судов по главной палубе на протяжении грузовых танков проходит продольный ящик — тронк, откуда эти суда получили наз­вание тронковых. К танкерам этого типа относится теплоход «Певек» (рис. 42).

Нефтеналипныс теплоходы типа «Певек» предназначены для перевозки всех сортов нефтепродуктов: грузоподъемность 4000 т; скорость хода 14,3 узла; строятся на класс Норвежский Веритас с ледовыми подкреплениями; суда полнонаборные, однопалубные, одновинтовые, тронкового типа с баком и ютом и средней рубкой, с машинным отделением, расположенным в корме; корпус стальной, полностью свар­ной, по главной палубе на протяжении грузовых танков проходит продольный ящик - тронк; набран корпус по продольной системе на протяжении грузовых танков; по по­перечной—в машинном отделении и в оконечностях, имеет двенадцать основных поперечных водо- и нефтенепроницаемых переборок и одну продольную; имеется сухогрузный трюм и двенадцать грузовых танков, коффердамы; грузовое насосное отделение помещено в районе миделя и обслуживается двумя горизонтальными паровыми грузовыми насосами производительностью по 250 т!час; руль обтекаемый, балансирный; силовая установ­ка— дизель пятицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный с турбонаддувом мощ­ностью 2900 э. л. с.

скорость хода морских транспортных судов. - student2.ru

Рис. 43. Общий вид и расположение энергетических помещений атомного ледокола «Ленин»

Отличительная архитектурно-конструктивная особенность ледоколов — яйцевидная форма корпуса, специальное ледокольное образование в носовой и кормовой частях, а также наличие нескольких палуб и ледового пояса.

На рис. 43 показано архитектурно-конструктивное строение ледокола «Ленин».

Атомный ледокол-лидер «Ленин» предназначен для любой работы в тяжелых арк­тических льдах; водоизмещение 16 000 т\ мощность главного двигателя 44 000 л. с. суд­но трехвинтовое, винты со съемными лопастями; имеет четыре палубы и одиннадцать во­донепроницаемых переборок, между палубами и по бортам установлены сильные продоль­ные связи в виде бортовых стрингеров, кроме этого, имеет увеличенное количество борто­вых шпангоутов и «ледовый пояс» в виде утолщенной наружной обшивки по всей длине судна; конструкция корпуса сварная, набрана по поперечной системе; руль обыкно­венный, главная силовая установка — однопроточная активно-реактивная паровая тур­бина; запас ядерного топлива обеспечивает практически неограниченную дальность пла­вания

Наши рекомендации